Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку
статья по английскому языку на тему
В данном докладе речь идет об актуальности проблемы личностно - ориентированного подхода в обучении английскому языку, а также о принципах и функциях ЛОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку
Слайд 1 Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которыми должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Слайд2 Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.
Слайд 3 Автором разработки системы личностно-ориентированного обучения является психолог, доктор психологических наук И.С. Якиманская. По её мнению, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Принципы личностно-ориентированного обучения
В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Слайд 4 Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:
- Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
- Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
- Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
- Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
- Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.
Слайд 5
Функции личностно-ориентированного обучения:
- гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами обучения;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Слайд 6 Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Сформулируем кратко основные требования к личностно-ориентированному уроку: в рамках личностно - ориентированного урока педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ деятельности ученика. Иным становится мышление ученика: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Слайд 7 Таким образом:
Личностно - ориентированный урок
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Следует отметить, что современная цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучения иностранному языку, но и всестороннего развития личности. Этот метод ориентируется на личность школьника и позволяет теснее связывать учебный процесс с жизненными запросами и ориентациями учащегося.
Каждый ученик является личностью и обладает огромным множеством задатков и индивидуальных особенностей, которые часто остаются невостребованными и нереализованными. Задача учителя - спланировать уроки так, чтобы каждый ученик мог проявить и развить свои способности в процессе изучения иностранного языка. Слайд 8 В процессе обучения иностранному языку используются следующие технологии, методы и приемы личностно-ориентированного обучения:
1) Учет индивидуальных способностей;
2) Методика самооценки;
3) Игровые технологии;
4) Использование субъектного социального опыта;
5) Проектные технологии;
6) Вариативность схем оценивания;
7) Обучение друг друга;
8) Индивидуальная деятельность;
9) Групповая деятельность;
10)Индивидуально-дифференцированная технология.
Учителя ИЯ нашей школы активно используют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками.
Задача учителей ИЯ нашей школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Слайд 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образов...
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
Интересная работа, основана на работе с психологом....
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку в Амгинской гимназии
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку в Амгинской гимназии нацелен на развитие личности ученика, на развитие его самостоятельности, способности жить и творить в условиях посто...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и от...
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...