Выступление на ГМО учителей английского языка Бородачёвой Е.А. «Дифференцированное обучение устной речи на уроках иностранного языка»
статья
Виды упражнений при обучении устной речи для разных групп учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo_uchiteley_angliyskogo_yazyka_borodachyova_e.a._12.10.2018.docx | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО учителей английского языка Бородачёва Е.А. 12.10.2018
«Дифференцированное обучение устной речи на уроках иностранного языка»
План выступления
- Обзор методической литературы
- Из опыта работы учителей
- Собственный опыт и определение перспективы на будущее
- Обзор методической литературы
Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества. Проводившиеся на протяжении последнего столетия поиски многих известных педагогов и психологов привели к созданию целого ряда форм и способов дифференцированного обучения. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Проблеме дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ Н.С. Лейтеса, Е.И. Пассова, Е.С. Рабунского и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства ее реализации. Н.С. Лейтес исследовал значение развития иноязычных способностей как основы индивидуализации и дифференциации обучения иностранному языку. Е.И. Пассов разработал практические приемы организации дифференцированного подхода в обучении. Е.С. Рабунский работал над выделением критериев для дифференциации учащихся на учебные группы.
В чем же состоит суть дифференцированного подхода? Суть его заключается в разделении класса на определенных этапах урока на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей учащихся; каждая группа овладевает знаниями и умениями различными темпами, имеет свой вариант работы. Параллельно создаются благоприятные условия для усвоения учебного материала отдельными учащимися. Необходимо отметить, что существуют две формы дифференциации процесса обучения: внутренняя и внешняя. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам. Внутренняя или внутриклассная дифференциация может происходить в трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.
В настоящее время существует широкий выбор различных форм дифференцированного обучения, каждая из которых должна опираться на специально разработанные дидактические материалы (учебные тексты, системы заданий и упражнений, самостоятельные и контрольные работы). Дифференцированный подход в обучении школьников английскому языку предполагает не только дифференцирование заданий по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время на выполнение задания, для обдумывания ответа и др.), а также форм контроля над их выполнением.
Положительные и отрицательные аспекты уровневой дифференциации учащихся
| |
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
∙ Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. ∙ У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. ∙ Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания. ∙ Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, которые плохо адаптируются к общественным нормам. ∙ Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. ∙ Повышается уровень Я-концепции, в результате чего «сильные» утверждаются в своих способностях, «слабые» получают возможность испытать учебный успех, а также избавиться от комплекса неполноценности. ∙ Повышается уровень мотивации учения в «сильных» группах. ∙ В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. | ∙ Деление детей по уровню развития негуманно. ∙ Высвечивается социально- экономическое неравенство. ∙ «Слабые» лишаются возможности тянуться за более «сильными», получать от них помощь, соревноваться с ними. Ш ∙ Перевод в «слабые» группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. ∙ Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд «слабых» переводятся неординарные дети. ∙ Понижается уровень Я-концепции: в «элитарных» группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в «слабых» группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. ∙ Понижается уровень мотивации учения в слабых группах. ∙ Перекомплектование разрушает классные коллективы. |
На сегодняшний день наиболее полной является классификация Е.С. Рабунского, которая рассматривает следующие критерии для дифференциации учащихся на группы: отношение к учению (познавательный интерес); познавательные способности; успеваемость (уровень знаний).
Уровень познавательного интереса может быть: нулевой (отсутствие интереса к учебному предмету, отрицательное или безразличное отношение к нему-такие учащиеся учатся, как правило, по принуждению); потенциальный (положительное отношение к учению, любознательность, желание и отдельные попытки преодолеть трудности в учебной деятельности - у таких учеников зачастую не достает прилежания, действенный (осознанная устойчивая познавательная направленность ученика, основанная на глубокой потребности самостоятельно добывать знания.
Уровень познавательной самостоятельности - это результат всей учебно-воспитательной работы в школе. Исходя из положений Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, можно установить следующие три уровня: низкий (беспомощность в решении любых познавательных задач, в том числе типовых, при достаточной восприимчивости к помощи из вне);
средний ( быстрое и прочное усвоение разъясненной операции, решение без помощи типовых задач, но затруднения в решении новых нетиповых заданий); высокий (решение без помощи любых познавательных задач, в том числе и нетиповых).
Уровень успеваемости учащихся качество выполнения ими учебных заданий. При условии успешной дифференциации учебной работы слабоуспевающие ученики должны перейти в разряд среднеуспевающих, «средние» - стать хорошо успевающими, а последние сделаться еще более знающими, умеющими, способными. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп.
Следующим этапом в процессе работы педагога, придерживающегося дифференцированного подхода в обучении, должны быть определение и отработка системы работы с каждой из выделенных групп учащихся. По мнению Рабунского Е.С. работа с дифференцированными группами должна вестись по двум направлениям: воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности и помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения
Учитель может организовать уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.
Работа с учащимися из трех групп имеет свою специфику. При изучении нового материала создается проблемная ситуация. Каждая группа, выполнив задание, должна сообщить нечто новое всему классу. Такой подход дает каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся, так как задания для них должны включать большей частью репродуктивную и отчасти частично-поисковую деятельность. Ученики данной группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний , кроме того им необходимо предлагать задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового. В заданиях для «средних» учащихся должна преобладать деятельность частично-поискового характера, направленная на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям необходимо поручать задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Задания для «сильных» учащихся должны быть проблемными, требующими наибольшей сложности работы мысли.
Этап закрепления дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления, учитель должен ясно представлять: 1) закреплению каких навыков и знаний служит предложенное ученику задание; 2) какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения; 3) какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь; 4) какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера.
Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала (сильных нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, слабых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу).
Существуют следующие основные варианты осуществления дифференцированного подхода в обучении английскому языку:
∙ дифференцированная сложность задания – одинаковые условия его выполнения для всех учеников – одинаковые формы контроля за его выполнением;
∙ дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения – одинаковые формы контроля за его выполнением;
∙ дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения – дифференцированный контроль;
∙ одинаковая сложность задания для всех учащихся – дифференцированные условия его выполнения – дифференцированный контроль;
∙ одинаковая сложность задания для всех учеников – одинаковые условия выполнения – дифференцированный контроль.
На отдельных этапах урока целесообразно давать специальные задания только сильным ученикам, а с основным составом класса работать над единым заданием.
Дифференцированный подход необходимо осуществлять и при разработке домашнего задания.
Для этой цели Пассов Е.И. предлагает следующие организационные приемы.
- Целенаправленная помощь в «критических точках» урока, в зависимости от наличия уровня той или иной способности. Например, во время фонетической зарядки коллективно работают все ученики, но индивидуальную работу учитель проводит только с группой тех, у кого слабо развиты способности к восприятию и имитации
- Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых и содержательных, вербальных, иллюстративных и схематических.
- Очередность опроса. Слабые ученики выигрывают здесь в том, что получают образец – правильный ответ сильных средних учеников. Однако последовательность “сильный – средний – слабый” не дана раз и навсегда
- Варьирование времени на подготовку ответа. Слабые обычно получают тройную порцию времени
- Использование опережающих индивидуализированных заданий.
- Использование упрощенных или усложненных заданий. Например, после урока совершенствования навыков слабые должны выполнить задание на основе разговорного текста, средние на основе опыта, но с опорами, а сильные – без опор.
- Использование дополнительного внепрограммного занимательного материала (для сильных).
- Оказание помощи слабым со стороны сильных.
- Более частый опрос учащихся со слабыми способностями. Это активизирует учеников, развивает их способности, приучает работать весь урок.
- Выполнение дополнительных упражнений учениками с низким уровнем развития способностей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует достаточно широкий выбор различных способов организации дифференцированного обучения иностранному языку
При развитии речевых умений главные роли, конечно, выполняют ученики с высоким и средним уровнем обученности. Слабым учащимся предлагаются образцы высказываний, содержащие речевые клише, оценочные реплики. С помощью этого раздаточного материала ученики строят мини-сообщения по вопросам, которые им кажутся более интересными и посильными для говорения. Благодаря подобной организации работы учителю удается учесть индивидуальные особенности каждого ученика и дифференцировать задания для каждой группы.
- Из опыта работы учителей
1)При изучении темы “Holidays in our life” учащимся предлагалось задание: представьте, что к вам пришел корреспондент, который хочет узнать о ваших предпочтениях в праздновании праздников в России, чтобы сделать заметку в английской газете. В качестве корреспондента выступал сильный ученик: он задавал вопросы группе учеников (вопросы, предложенные на карточках с перепутанным порядком слов, а также составленные самостоятельно), позже анализировал результаты интервью. В работе было несколько корреспондентов, которые задавали различные вопросы определенным группам учеников (средним и слабым ученикам). Слабые ученики получали опорные карточки. Разным группам было задано различное количество вопросов
-favourite holiday /what is your /
- in your country /what is the greatest holiday/
-what is more important for you / a day-off or a celebration
-any holiday /do you celebrate/
-your favourite holidays /how do you celebrate
-what local celebrations/ do you have
-what holidays or celebrations/ can unite people in Russia
-would you like to establish/what new celebrations/
/ would you like /in honour of what person / to establish a holiday
-can religious holidays /become national ones/
2) При изучении темы «Traditions.Manners» сильным ученикам предлагалось описать предложенную картинку, средним ученикам предлагалось описать картинку с использованием опорных фраз с глаголами в неопределенной форме, а слабым ученикам – описать картинку, используя опорные фразы с глаголами в Present Continuous
3)При изучении темы «The best holiday» сильным ученикам предлагалось составить рассказ по предложенным картинкам, отвечая на вопросы к ним, средним ученикам - составить рассказ по тем же картинкам с использованием вопросов и опорных слов, слабым ученикам - составить рассказ, выбирая правильный ответ из нескольких предложенных
4)При изучении темы «Sports in Great Britain» сильные ученики выступали в роли экспертов, которые некоторое время жили в Великобритании, поэтому знают многое о различных видах спорта в данной стране. Ученики опирались на информацию, взятую из текста «Sports in Great Britain”. Слабые и средние ученики задавали экспертам вопросы по данной теме. Слабым ученикам предлагались карточки с заданием Match. Средним ученикам предлагалось восстановить порядок слов в вопросах и задать их.
- were invented /what sports / in the United Kingdom?
- in Great Britain /what is / sport game/ the most popular
- sportsmen /the most outstanding/ in the United Kingdom/what are
5)При изучении темы “Sports” ученикам предлагается рассказать о каком-либо виде спорта. Сильным ученикам предлагается план для рассказа. Средним ученикам предлагается ответить на вопросы. Слабым ученикам предлагаются опорные карточки для рассказа. Учащиеся выбирают вид спорта, и им предлагается соответствующая карточка
6)При изучении темы “Sports” учащимся предлагается составить диалоги на основе воспринятого текстa. Данный текст состоял из двух частей, представлял собой две противоположные точки зрения на занятия спортом. Сильным ученикам предлагается составить собственные диалоги на основе прослушанных высказываний без опор, средним и слабым учащимся - предлагаются карточки с визуальными опорами.
7)При изучении темы “Сrazy games” класс на время становился двумя обществами опасных развлечений Dangerous Sports Societies. В состав каждой группы входили сильные, средние и слабые ученики. Слабым ученикам предлагалось задание - закончи предложения. Средним ученикам предлагалось ответить на вопрос What sports do you do? Сильным ученикам предлагается составить вопросы и задать их противоположному обществу.
8)При изучении темы “Sports” учащимся предлагалось составить диалоги в парах, посвященные какому-то определенному виду спорта. Остальные ученики должны догадаться о каком виде спорта идет речь. Слабым ученикам предлагался диалог с перепутанным порядком реплик. Сильным ученикам предлагается составить собственные диалоги. Тема-футбол.
Средним ученикам предлагались карточки, с помощью которых необходимо было составить диалог. Данная карточка содержала всю необходимую для высказывания информацию,
9)При закреплении темы “Sports” учащиеся работали с комиксами. Сильным ученикам необходимо было придумать подходящие реплики под иллюстрации комикса и разыграть сценку на основе комикса. Средним ученикам предлагалось заполнить комикс недостающими репликами, добавить собственные реплики и разыграть данный диалог. Слабым ученикам предлагалось восстановить правильный порядок реплик в комиксе и озвучить диалог.
10)При изучении темы “Olympic Games” происходила работа над картинкой по теме. Сильным ученикам предлагалось дать развернутый ответ на вопросы. Средним и слабым ученикам предлагалось ответить другие вопросы, более простые
Слабые ученики могли использовать опорные карточки (учащиеся могли опираться на текст “The Olympic games”)
11)При изучении темы “St Valentine’s Day” класс делился на группы в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Сильным ученикам предлагается восстановить рассказ по отдельным фразам и передать его содержание. Средним ученикам было предложено восстановить историю по перепутанным частям. Слабым ученикам необходимо было выполнить аналогичное задание, после чего ответить на вопросы по тексту. При ответе на вопросы получался пересказ текста.
12)При изучении темы “Welcome to the …..2096 Olympic Games” сильным учащимся нужно было подготовить проекты будущих Олимпийских игр. Средним учащимся предлагалось описать будущие Олимпийские игры, отвечая на поставленные перед ними вопросы. Слабым ученикам также предлагалось описать будущие Олимпийские игры, отвечая на поставленные перед ними вопросы, но количество и трудность этих вопросов отличались.
13)Учащимся предлагалась задание, связанное с картинкой по теме “Football".
Сильным ученикам предлагалось описать картинку. Средним учащимся предлагалось ответить на вопросы, поставленные к данной картинке. Слабым ученикам предлагалось ответить на вопросы с использованием опор.
14) Сильным ученикам предлагается составить свой собственный диалог по теме «Sports». Средним ученикам предлагается диалог, в котором отсутствуют некоторые реплики, их задача – дополнить диалог репликами и озвучить его. Слабым ученикам предлагался тот же самый диалог, но им предоставлялись реплики, которые необходимо было вставить на место пропусков.
15) Проведение дискуссии по теме «Sports»
Ученики делились на 3 группы. Сильным ученикам предлагалось подобрать аргументы за и против занятий спортом, отвечая на поставленный вопрос: What are your arguments for and against sport? Think of your list of arguments. Discuss your arguments with other group mates. Let them agree or disagree with you.
Средним ученикам предлагалось выслушать аргументы, составленные сильными учениками, согласиться с ними или опровергнуть их, используя опорную карточку а также предложить собственные аргументы.
Слабым ученикам предлагалось ответить на вопрос Why do/don’t people like to do sports in everyday life? Match or add your own statements, используя опорную табличку
16)Учителем также применялся дифференцированный подход при разработке домашних заданий. Сильным ученикам предлагается подготовить монологическое высказывание по теме “Sports in our life” , им предлагается простой план для высказывания. Средним ученикам предлагается план с вопросами, необходимыми для раскрытия каждого пункта. Слабым ученикам предлагается подробный план с вопросами, а также опорами для ответа.
Таким образом, можно предложить некоторые рекомендации учителям английского языка, позволяющие повысить эффективность обучения за счет дифференциации обучения:
∙ Провести анализ уровня обученности класса, выявить главные критерии и определить пути совершенствования.
∙ Ввести в работу систему диагностических измерений контроля и анализа.
∙ Провести внутреннюю дифференциацию учащихся класса, строить их работу в зависимости от уровня развития иноязычных способностей.
∙ Отслеживать продвижение результатов каждого ученика, предлагать задания на соответствующем уровне трудности.
∙ Сформировать положительную мотивацию изучения английского языка, повысить активность каждого в учебном процессе, путем подбора специфических заданий.
- Собственный опыт и определение перспективы на будущее
Что касается собственного опыта работы в использовании дифференцированного подхода в обучении устной речи, то следует сказать, что я только первый год начала работать в этом направлении. Больших наработок ещё нет. Однако некоторые принципы работы применяю уже давно. Например, делю класс на группы в зависимости от сложности выполняемого задания. Использую опережающие задания для сильных учеников. При раздаче заданий начинаю со слабых, чтобы у них было больше времени на подготовку. При контроле устной речи опрос всегда начинаю с сильных учеников, тем самым давая возможность остальным послушать правильный вариант. Если говорить о дифференцированной помощи ученикам, то это происходит всегда, не только при обучении устной речи.
В этом году нам предстоит сдавать неподготовленное устное высказывание в формате ЕГЭ, поэтому сейчас мы работаем над составлением рассказа по опциям. Как правило, сильным учащимся достаются более сложные вопросы, требующие дополнительной подготовки. Средним - вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике, для слабых это вопросы, которые мы тренируем каждый день. Здесь нужно сказать, что не все учащиеся согласны с таким распределением. Это тоже можно считать одним из отрицательных аспектов.
К тому же мы помним, что всем сдавать одни и те же экзамены, т.е. готовить нужно всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка
Методическая разработка...
выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"
Содержание выступленияI. Введение. II. Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...
Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.
Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...
Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"
Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...
«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»
В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....
12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке
Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...
Обучение устной речи на уроках иностранного языка.
Настоящая разработка опробована на уроках английского языка в 4-ых классах средней школы и на первом же уроке вызвала у учащихся восторг от того, что практически 90% учащихся удалось пересказать и вос...