Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"
методическая разработка по английскому языку на тему

Шальнёва Марина Викторовна

В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_shalnevoy.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы М.В. Шальневой, учителя английского языка МБОУ «СОШ №6»

«Формирование навыков говорения на уроках

английского языка»

Цель опыта: ученик со сформированной иноязычной коммуникативной компетенцией, способный и готовый использовать иностранный язык в межличностном и межкультурном общении

Задачи:   - формирование коммуникативной компетенции в говорении, чтении,  слушании, письме  

- обеспечение роста мотивации изучения английского языка;

 - диагностика речевых умений учащихся.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании речевой  компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно.

 К категориям устноязычного общения, имеющего определенную структуру, относятся ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации.

  Важнейшими из них является  речевая ситуация. Согласно словарному толкованию «ситуация – совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение».

Речевую ситуацию следует понимать как динамическую систему взаимодействующих конкретных факторов объективного и субъективного плана (включая и речь), вовлекающих человека в языковую коммуникацию и определяющих его речевое поведение в пределах одного акта общения.

 Речевая ситуация состоит из 4 факторов:

1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация;

2) отношений между коммуникантами (субъективно – личность собеседника);

3) речевого побуждения;

4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.

Каждый из указанных факторов оказывает на речь собеседников определенное влияние. Задача методики обучения устный речи на иностранном языке состоит в том, чтобы умело перевести общение в иноязычный код, а это не просто лингвистическая проблема. Психологическая трансформация, широкое применение последовательных серий воображаемых ситуаций, подкрепленных определенным инвентарем материально-технических средств – вот далеко не полный перечень путей, которые могут обеспечить успех в деле обучения иноязычной речи. Учет системы сфер устноязычного общения позволяет получить надежную основу для уточнения ситуаций для адекватного раскрытия их коммуникативного содержания, для отбора текстов, диалогов, упражнений, вокабуляра. Описанные выше понятия представляются очень важными при организации коммуникативных упражнений на уроке.

Следует отметить следующие виды речевых упражнений: респонсивные упражнения, ситуативные упражнения, репродуктивные упражнения, описательные упражнения, дискутивные упражнения, композиционные упражнения, инициативные упражнения.

Учебно-речевые ситуации создаются различными способами и для этого использую различные упражнения. Например: респонсивные. К респонсивным (от английского слова response – ответ, отклик, реакция) могут быть отнесены три вида упражнений: вопрос – ответные, репликовые и условная беседа. Этот вид упражнений по праву считается одним из самых популярных в методике обучения устной иноязычной речи. Как известно, вопрос – ответ довольно частотное диалогическое единство в реальных актах общения.

Коммуникативная цель вопросительных предложений – запрос информации. Таким образом, вопрос – это одновременно и побуждение к речевой реакции.

  На своих уроках применяю практику постановки к классу серии вопросов «служебного» характера. Например:  

 

Учитель:

Ученик:

Who is on duty today?

I am.

What is your name?

My name is Dima Sidorov.

Who is absent today?

Kotov is.

What’s wrong with him?

He is ill. (или I don’t know.)

What is the date today?

Today is  the  3rd  of  March  2003.

Is everybody ready for my lesson?

Yes. I think everybody is ready.

What lesson are you going to have after mine?

I think we’ll have geography.

 

Подобного рода беседа может рассматриваться в качестве речевой зарядки, проводимой учителем обычно в начале урока.

Нужно всячески варьироваться ими, ставить новые, проводить такого рода беседу либо вначале, в середине, иногда и в конце. В круг вопросов постепенно включать такие, которые касающиеся международных событий.

 Например:

Учитель:

Ученик:

Where is your brother Sasha now, Pavlov?

He is in the Army.

Where does he serve?

He serves in Astana.

By the way, did you watch the TV news last night?

Yes, I did.

 

И т.д.

В соответствии с основными видами диалогических единств можно различать следующие  репликовые упражнения:

1.  Утверждение-вопрос;
2.  Утверждение-утверждение;
3.   Утверждение-отрицание.

Так, например, на доске (слева) даются предложения-стимулы, справа – возможные варианты реакций на них.
1.Выразите  удивление с помощью вопросительного или повествовательного предложения

It takes me almost an hour and half to get to the swimming – pool where I train

Справа возможные варианты
-   Do you live so far?
-   Does it really take you so long?
-   Oh, you waste so much time twice a week when you have to go there

2.Согласитесь с утверждением и при возможности сообщите что – либо дополнительно.

Sometimes its very hot here in summer.
-   Yes its really very hot. And not sometimes but always.

3.Возразите и поправьте нижеследующие утверждения:

There are 30 days in October.
-   That isn’t right October has 31 days.

Таким образом, репликовые упражнения следует рассматривать в качестве эффективных приемов работы.

Одним из разновидностей коммуникативных упражнений в говорении является условная беседа.

Под условной беседой понимается упражнение, стимулирующее условно-коммуникативную, неподготовленную речь учащихся на иностранном языке с помощью выказывания по определенной теме.

В структуре учебной беседы можно выделить некоторые составные части. Это:
1.Тема беседы;
2.Начальные  высказывания;
3. Программа речевых реакций;
4. Речевая реакция учащихся.

Проведение условной беседы следует рекомендовать по второй части урока, поскольку в начале занятия обычно отмечается большая иноязычно – речевая скованность учащихся.
Данный прием отмечается спонтанностью, «свободой действий».

Желательно с учащимися проработать формулы, выражающие положительное или отрицательное отношение собеседника к услышанному: Fine! Splendid! Certainly! Impossible! Nothing of the kind! I like that! By no means!, а также формулы сомнения и удивления:

Indeed?  Really? How can you be sure? One never knows hardly. You don’t say so!
Также широко используются ситуативные упражнения.

Суть ситуативных упражнений заключается в свободной речевой реакции учащихся на комплекс воображаемых или условно-реальных обстоятельств, проблему или конфликт и вовлекающих в необходимость их разрешения самих учеников.

Основу ситуативного упражнения составляет микротекст (состоящий из 2-7 предложений), сжато описывающий модель естественный коммуникативный ситуации.
Учебно-речевые ситуации (УРС) могут быть разными. Например: сделайте вывод; составьте диалог; разрешите проблему; скажите, что бы вы сделали в этой ситуации; выступите в роли … и т.д.

Речевая реакция во многом определяется описанием ситуации, которое должно:
а) вызывать интерес у учащихся, учитывать их жизненный опыт,
б) сообщаться в сжатой форме,

в) учитывать языковые важности учащихся.

Речевая реакция, естественно, не дается учащимся в готовом виде, кроме случаев объяснения того, как следует работать с ситуациями.

Следует выделить следующие ситуативные упражнения: дополняемые ситуации, проблемные ситуации, воображаемые ситуации и ролевые ситуации.
Хотелось бы остановиться на воображаемых ситуациях.

Речевая реакция при работе с воображаемыми ситуациями может быть как монологическая, так и диалогическая.

Привожу пример, где материал ситуации побуждает учащихся к дискуссии, к спору, при этом участники разговора сами выбирают себе позиции, точки зрения.

Situation: You get a telegram from a friend of yours who is to arrive in your city tomorrow at 3 p.m. As you are very busy at this time, you ask your sister to meet him at the railway station and describe his appearance to her.

Guide words: Who is this telegram from?

               You see …

               To do somebody a favour

               What does he look like?

Наиболее типичная разновидность коммуникативных упражнений является пересказ. Он является простым, хорошо известным и широко применяемым на уроках иностранного языка приемам.

Тем не менее, в работе с учащимися над пересказам учителя встречают немало затруднений.

С психолингвистической точки зрения пересказ включает, 4 основные стадии:
·        восприятие текста,
·        удержание его в памяти,
·        смысло-языковую его перестройку в целях последующего изложения
·        само-изложения (пересказ).

Для более точного понимания учащимися текста, берется текст, сравнительно небольшого размера, с ясным содержанием.
В процессе подготовки используются такие приемы, как постановка выяснительных вопросов, перевод наиболее трудных мест, запись некоторых лексических слов и выражений и проработка их. Известно, что связный текстовый материал особенно характеризующийся информативной избыточностью, запоминается легче, чем отдельные высказывания. Следует приучать учеников вести план – конспект источника, на первых порах хотя бы в виде последовательности ключевых слов. Учитель должен показать, как это делается.

Нужно всячески поощрять к пересказу, даже если выступление иного ученика будет ограничено двумя-тремя предложениями. Учитель должен помнить, что спонтанные изложения текста школьникам всегда лучше пространного монолога по конспекту.

Наиболее распространённым видом коммуникативных упражнений являются описательные упражнения. Часто мы применяем их в 5, 6, 7 классах.

В основе описательных коммуникативных упражнений лежит зрительно воспринимаемый и имеющий определённое содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию на изучаемом языке.

Например, учитель предъявляет учащимся картинку, на которой изображён кот под диваном.

 В 5-6-х классах описание картинки будет носить весьма свернутый, элементарный характер.

Например: In this picture I can see a room. In the room there is a sofa and a cat. The cat is black. It is big and grey. The cat is sitting under the sofa.

На старших этапах обучения в хорошо подготовленном классе, эта же картинка может дать материал для достаточного развёрнутого высказывания, особенно, если ребятам удастся увидеть его в юмористическом ключе.

Например: Here’s a story about a cat and a sofa. It may seem to us that there is nothing in common between a cat and a sofa. The cat is a kind of domestic animals, while the sofa is a usual, piece of furniture, specially made for sitting or lying. It is soft and comfortable. Does the cat know about it? I think he does. Do cats like comfortable things? Surely they do. Well, I can explain why this one is under the sofa instead of being on it. Probably he hopes to catch a mouse. Look at his big eyes! They are widely open. At this moment the cat isn’t just a pet, he is a real beast of prey… Well, as to the sofa… (etc.)

Любому учителю под силу подобрать и методически разработать серию картинок для работы в классе, вырезав их из газет или журналов.

Для развития речевой деятельности также можно использовать композиционные упражнения.

Устные сочинения на иностранном языке – одно из самых трудных упражнений, успешное проведение которого возможно лишь на достаточно высоком уровне развития устноречeвых умений.

Устный рассказ представляет собой самостоятельное  развернутое высказывание (монолог), с помощью которого говорящий что-либо анализирует. В плане подготовленной речи устный рассказ может принять форму доклада.

  В процессе устного рассказа говорящему приходится решать сложную двуединую задачу: он должен создавать некоторые содержания, достаточные для длительного говорения, и  одновременно  оформлять свои мысли с помощью языковых средств, обеспечивающих  полное понимание того, что он хочет сказать. С подобного рода сложностями говорящий сталкивается при рассказе на родном языке. Понятно, что эти трудности становятся ещё острее, когда стоит задача сочинить рассказ на изучаемом языке.

    Чтобы облегчить учащихся сочинить устный рассказ по теме «О моем друге» учителям даётся список ключевых слов и выражений эти слова заранее записываются на доске:

1) same   class as I .

2) met . . .years ago.

3) because  her (his) family moved to our district.

4) studies well.

5) ready to help others .

6) good at math ( languages, etc).

7) has a sister ( brother ).

8) hobby, shorts .

9) farther, worker.

10) mother, teacher.

11) her (his) place: rather often. 

 В хорошо подготовленных классах можно использовать работу с пословицами и поговорками. Знание английских пословиц и поговорок обогащает словарный запас учащихся, полагает им усвоить образный строй английского языка, развивает память, приобщает к народной мудрости.

Например: Use the proverb in situation of your own. The expression in brackets will help you.

“Out of sight, out of mind”.

(to make friends with somebody; to see each other very often; to part with; to promise to write letters).

Описанная система устных упражнений направлена на развитие самостоятельной речевой деятельности учащихся. Для этого можно использовать задание: составить рассказ по собственной теме учащегося. Устное сочинение этого рода может показаться самым сложным и трудным видом работы, поскольку процесс творчества как бы протекает полностью самостоятельно, без помощи учителя, к тому же, спонтанно, без подготовки.

Создание на уроках коммуникативных ситуаций стимулирует речь учеников, заставляет их говорить о реальных фактах, использовать изучаемый язык с целью общения.

Знаменитый ученый, великий педагог Я. А. Каменский утверждал, что «Каждый язык лучше изучать не путем правил, а на практике, т.е. как можно чаще слушая, читая, перечитывая, переписывая, стараясь подражать письменно и устно».

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор).

Задачей современного образования является подготовка учеников к дальнейшей учебе и профессиональной деятельности, поэтому изучение новых информационных технологий является важнейшим звеном в ряду школьных дисциплин. Многие задачи по информационным технологиям являются междисциплинарными в силу прикладного характера этой дисциплины, что позволяет развивать продуктивную деятельность, как школьника, так и учителя.

В настоящее время преподавателю английского языка открывается уникальная возможность «модернизировать учебный процесс». И этому способствует создание компьютерных классов, позволяющих применить новейшие мультимедийные технологии в преподавании английского языка. Использование на уроках иностранного языка  мультимедийной технологии значительно повышает мотивацию изучения иностранных языков, способствует, оживлению учебной деятельности. С помощью компьютера можно составить новые учебные материалы, редактировать их. Это совершенно необходимый инструмент современного преподавателя.

Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока. Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

Функции компьютера  в качестве инструмента деятельности обучающего позволяют применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

  • получение информационной поддержки;
  • диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
  • работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
  • организация коллективной работы;
  • осуществление дистанционного обучения.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

Большую помощь оказывает применение информационных технологий в разработке дополнительных учебных заданий по предмету, в подготовке и проведении контрольных работ, олимпиад, предметных недель. Используя компьютер, учителя имеют возможность распечатать, сохранить, при необходимости переделать по своему усмотрению тематические и поурочные планы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий. Сейчас появилось множество различных видов нестандартных уроков. При умелом руководстве учителя их можно разнообразить использованием компьютера и мультимедийного проектора, что делает общение более интересным и оживляет атмосферу на уроке.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.

Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно-речевых ситуациях. Поэтому использование пусть самых удачных мультимедийных учебников и программ не может заменить живое общение на уроке.

Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.

Формирование подходов к контролю коммуникативных умений на родном и иностранном языке является неотъемлемой частью развития общего среднего и профессионального языкового образования. Не столько сами знания, сколько умения и готовность использовать их в различных видах деятельности становятся целью диагностики.

Необходимо выделить наиболее общие вопросы, связанные с контролем коммуникативных умений в системе непрерывного развития личности. К ним можно отнести:

  • функции текущего, промежуточного, итогового контроля с позиций учащихся, учителя, администрации;
  • формы контроля;
  • соотношение стандартизированных и творческих видов контроля;
  • соотношение родного и иностранного языков в процессе контроля комплексных коммуникативных умений.

В современной концепции образования

 

        контроль   и               самоконтроль

следует трактовать как совместную деятельность учащихся, учителя, администрации школы и работников системы управления образованием по определению степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки.

Использование адекватных форм текущего, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля, может значительно повлиять на выбор и использование эффективных методов и технологий обучения, обеспечить перераспределение ролей учителя и учеников в процессе познания,усилить степень автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Эффективный контроль — это часть хорошего обучения, инструмент системы управления качеством образования.

       Имею систему работы по теме: «Формирование навыков говорения на уроках английского языка с использованием информационных технологий».

- создала презентации разговорных, грамматических тем по каждому циклу для 6,8 классов;

- разработала механизм формирования речевых навыков учащихся с использованием ИТ.

Осуществляю мониторинг индивидуального качества знаний.

Создала УМК по страноведческим темам для учащихся 6,8 классов.

Обобщила опыт работы по теме «Воспитание патриотизма через социальное проектирование» на школьной методической конференции.

Имею следующие результаты в работе: успеваемость 100%, качество 30 %. Мои ученики являются участниками школьных олимпиад и научно- практической конференции.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков говорения на уроках английского языка 6 класс

Данные карточки предназначены для использования на зачётах по английскому языку в 6 классах школ с углублённым изучением английского языка. Разработаны для учебника для общеобразовательных учреждений ...

Формирование навыков говорения на уроках английского языка

Статья рассматривает основные проблемы развития навыков говорения на уроках английского языка и обозначает рути решения этих проблем....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"

Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, исполь...

Использование информационных технологий в процессе формирования навыков говорения на уроках английского языка.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения ...

Современные технологии формирования навыков говорения на уроках английского языка

Make students speakСовременные технологии формирования навыков говорения на уроках английского языка...

Коммуникативные клише для развития навыка говорения на уроках английского языка

Материал предлагает клише, которые могут расширить словарный состав обучающихся...

Развитие навыков говорения на уроках английского языка.

Развитие навыков говорения на уроках английского языка....