Современная концепция коммуникативного иноязычного образования
презентация к уроку по английскому языку ( класс) на тему
Современная концепция коммуникативного иноязычного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup._na_pedsovete_uch._angl.yaz_.pyura_i_.n.ppt | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные черты иноязычного образования сегодня: личностно-ориентированный и деятельностный характер направленность на межличностное и межкультурное взаимодействие интегративность содержания проблемный подход к определению предметного содержания
цель современного иноязычного образования Формирование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих и развитие индивидуальности в диалоге культур
Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам, находясь, наверное, на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик ( Ю.Р.Шералиева ) возник в Британии в 60-70-х гг., когда английский начал приобретать статус языка международного общения. Причиной были не столько старые методы, сколько новый контингент учащихся - "прагматики" с сугубо функциональным взглядом на язык как на инструмент коммуникации. И требовалось им не глубинное, системное овладение изучаемым языком, на которое были направлены традиционные академические программы, а возможность немедленного практического применения своих знаний В России технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения - связана с именем Е.И.Пассова, в Германии - с именем Х.Э.Пифо
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ( Е . И . Пассов ) Пассов Ефим Израилевич - директор Российского центра иноязычного образования, профессор, д.п.н., заслуженный деятель науки РФ
СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ говорение - цель обучения навык есть способность совершать относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, которое благодаря наличию полного комплекса качеств стало одним из условий выполнения деятельности любые речевые навыки, чтобы быть условиями речевой способности и функционировать как её основа, должны обладать системой качеств.
система качеств речевых навыков автоматизированность устойчивость гибкость "сознательность« относительная сложность и др.
Автоматизированность является тем качеством, которое обеспечивает скорость, плавность, экономичность речевого действия (навыка), готовность его к включению и низкий уровень напряженности, без чего нормальное говорение было бы невозможным мало автоматизировать действие, его надо еще сделать устойчивым, т.е. невосприимчивым ко всякого рода влияниям. Это означает, что нужно в какой-то мере предусмотреть случаи интерпретирующего влияния родного языка или другого навыка на каждый данный речевой навык, выявить факторы, нарушающие устойчивость навыка, и постепенно провести навыковое действие через эти условия, прежде чем включать его в свободное говорение, т.е. необходим этап совершенствования навыков
Гибкость можно рассматривать в двух планах: а) как готовность включаться в новой ситуации; б) как способность функционировать на основе нового речевого материала. гибкость не придается навыку после выработки других качеств, а формируется в процессе создания автоматизированности и устойчивости за счет использования упражнений определенного характера. В коммуникативном методе это условно-речевые упражнения. Именно поэтому гибкостью должен обладать сам навык, а не только умение
" Сознательность " есть свойство навыка, присущее ему благодаря осознанности процесса формирования навыка. Но в процессе функционирования "сознательность" как бы скрыта за автоматичностью действия. Поэтому слово "сознательность" и взято в кавычки В процессе формирования речи необходимо, чтобы навык (каждый отдельный навык) "не выявлял своей сознательности«, однако любое подсознательное действие (осуществляемое без контроля произвольного внимания, не на уровне актуального сознания, а на уровне сознательного контроля) связано с сознательной деятельностью
Речевое умение как самостоятельное явление обладает следующими качествами: целенаправленность продуктивность самостоятельность динамичность интегрированность иерархичность
динамичность способность речевого умения к переносу. В этом смысле динамичность умения сродни гибкости навыка. Но если гибкость навыка обеспечивает его перенос в аналогичную, подобную ситуацию, то динамичность обеспечивает говорящему его речевую деятельность в любой новой ситуации общения
интегрированность качество "спаянности" навыков. В речевом умении интегрируются: а) навыки разного типа; б) навыки разной степени и уровня автоматизированности, устойчивости, гибкости, сложности; в) автоматизированные и неавтоматизируемые компоненты (жизненный опыт, знания, эмоциональная сфера и т.п.). Интеграция происходит и внутри уровней (операционном и мотивационно-мыслительном) и между ними
параметры процесса общения, которые необходимо сохранить в процессе обучения 1) деятельностный характер речевого поведения общающихся, который должен воплотиться: а) в коммуникативном поведении учителя как участника процесса общения и обучения; б) в коммуникативном (мотивированном, активном) поведении ученика как субъекта общения и учения; 2) предметность процесса коммуникации, которая должна быть смоделирована ограниченным, но точным набором предметов обсуждения (в рамках проблем); 3) ситуации общения, которые моделируются как наиболее типичные варианты взаимоотношений общающихся; 4) речевые средства, обеспечивающие процесс общения и обучения в данных ситуациях (их наличие и организация); реальная система этих средств подлежит моделированию в упрощенную, но выполняющую те же функции, хотя и меньшими средствами, систему
коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель (в сущности все направления прошлого и современности ставят такую цель), сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и средство, где и то и другое диалектически взаимообусловлены включает в себя индивидуализацию научения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств. Можно без преувеличения сказать, что для коммуникативного метода индивидуализация является главным средством создания мотивации и активности
коммуникативность ( продолжение ) связана с понятием функциональности. Это понятие означает, что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. В противном случае речевое воздействие было бы невозможным. Иными словами, функциональность есть самая существенная характерная черта любой речевой единицы, т.е. любой языковой формы, используемой в говорении предполагает ситуативность обучения процесс общения характеризуется постоянной сменой предмета разговора, обстоятельств, условий, задач и т.д. Чтобы быть адекватным той или иной ситуации, говорящий не может не учитывать новизны всех компонентов общения. Подготовить учащегося к эвристичности общения, развить у него способность к адекватному реагированию можно только благодаря постоянной смене всех этих компонентов
коммуникативный метод обучения говорению как виду речевой деятельности и средству общения включает в себя пять принципов: а) принцип речемыслительной активности, б) принцип индивидуализации при ведущей роли его личностного аспекта, в) принцип функциональности, г) принцип ситуативности, д) принцип новизны Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному обучению. - М., 1991
Принцип функциональности определяет прежде всего адекватный процессу коммуникации отбор материала: а) отбор из тех сфер коммуникации, к участию в которых мы готовим учащихся; б) отбор лексики не на основе глобальной частотности, а частотности для данной речевой задачи в данной ситуации; в) отбор лексики, необходимой не для тем типа "Кино", "Магазин" и т.п. (что, возможно, и правомерно главным образом для подготовки туристов), а для обсуждения проблем межчеловеческого общения; г) отбор в плане обучения говорению в основном тех проблем, которые связаны со страной учащегося, а не изучаемого языка (что необходимо делать при обучении рецептивным видам деятельности)
Коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни существуют различные коммуникативные функции, которые важны для изучающих иностранный язык, такие, например, как спросить дорогу или представиться на уроке моделируются различные ситуации общения, проигрывая которые, учащиеся готовятся к реальной жизни. Неудивительно, что для максимально удачной реализации такого подхода лучшим вариантом организации занятий является группа или мини-группа
Риски "Коммуникативный подход - замечательное изобретение, но дошло до того, что многие решили, будто грамматическая форма вообще не важна. В результате выросло целое поколение учителей английского, получивших образование в Британии и не имеющих понятия о грамматике... Язык как система перестал приниматься во внимание. Мы прошли одну крайность, занимаясь исключительно грамматикой как системой, а теперь ударились в другую: требуем, чтобы студенты общались, ничего не узнав о языке, на котором они собираются общаться“ («корифей преподавания английского как иностранного» Майкл Суон = Michael Swan ) «коммуникативный метод в будущем останется на ведущих позициях, но будет развиваться в сторону преодоления вышеназванных "издержек". То есть обучение будет направлено не просто на "выживание" в стране изучаемого языка, а на эффективное международное общение. А для этого необходима "золотая середина" между этим и традиционными методами обучения» ( методист в области преподавания английского языка Пенни Эр )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные информационно-коммуникативные технологии как средство воздействия на качество иноязычного образования»
Материал содержит краткие рекомендации возможности использования ИКТ на уроках английского языка в старшем звене....
мастер-класс "Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования"
Мастер-класс делает обзор ведущих образовательных технологий и содержит методический тренинг с учителями...
Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
Концепция учебного предмета "иностранный язык".Современный контекст иноязычного образования в школе.
В своем выступллении анализирую достижение образовательных результатов в формате новых ФГОС, как достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на базе своей школы....
Научная статья "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ"
Аннотация: В статье представлен анализ некоторых современных тенденций в иноязычном образовании и региональный опыт по решению актуальных задач обучения иностранным языкам: введение ...
Доклад на тему: «Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия»
Доклад на тему "Концепция иноязычного образования в современных условиях в Республике Бурятия" предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на выступлении в метод...
Методическая разработка «Современные технологии коммуникативного взаимодействия в иноязычном образовании»
В статье описаны современные технологии коммуникативного взаимодействия в иноязычном образовании-Технология коммуникативного общения-Технология индивидуализация обучения-Игровая технология...