ФГОС
методическая разработка по английскому языку ( класс) по теме
Теория и практика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика внедрения ФГОС | 849.5 КБ |
Формирующее оценивание | 1.91 МБ |
Система оценивания в условиях ФГОС | 722.76 КБ |
Карта оценивания аудирования | 29 КБ |
Системно-деятельностный подход | 52.88 КБ |
Метапредметные результаты | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к результатам обучения личностные , включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Требования к результатам обучения метапредметные , включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Требования к результатам обучения предметные , включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Особенности внедрения ФГОС Базисный учебный план по ФГОС не предусматривает часов английского языка в 1 классе и предусматривает только 2 часа во 2 классе. Учитывая специфику нашего образовательного учреждения, мы ввели 2 часа в 1 классе как курс дополнительного образования и дополнительно 1 час во 2-м классе за счет школьного компонента учебного плана.
Особенности внедрения ФГОС Наиболее оптимальными являются УМК под редакцией И.Н.Верещагиной; УМК «Английский в фокусе» Дж. Дули, Н. Быкова, М.Поспелова, В.Эванс. Учителя английского языка разработали также рабочие программы по УМК « Way Ahead » Printha Ellis , Mary Bowen , которые обеспечивают углубленную языковую подготовку учащихся.
Особенности внедрения ФГОС Во ФГОС особое значение приобретают технологии обучения, которые позволяют заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний: проектная методика, ИКТ, ролевые игры, проблемно-исследовательский подход, технология критического мышления, «кейс-метод» и т.д.
Особенности внедрения ФГОС Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС Предмет изменений Деятельность первоклассника до введения ФГОС Деятельность первоклассника после введения ФГОС Вид деятельности Пассивное слушание Активные действия Выполнение заданий по указанию учителя Самостоятельный поиск решения поставленной задачи Работа с источниками информации по рекомендации учителя Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей) Использование интернет-ресурсов самостоятельно Переспрашивание заданного вопроса Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) Фронтальная работа Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС Предмет изменений Деятельность первоклассника до введения ФГОС Деятельность первоклассника после введения ФГОС Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д.
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС Предмет изменений Деятельность первоклассника до введения ФГОС Деятельность первоклассника после введения ФГОС Взаимодействие ученика и учителя Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя Адаптация к школьному обучению Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная Результаты обучения Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях Оценка деятельности обучающихся Осуществляется учителем Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки
необходимо решить следующие задачи: - обеспечить современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов; - предусмотреть своевременное обеспечение комплектом учебников всех учащихся; - обеспечить диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения; - формировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей; - разработать методические рекомендации по введению новых форм оценивания; - ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития ребенка. - создать условия для повышения квалификации педагогов по вопросам реализации ФГОС; - создать условия для проведения внеурочной деятельности; - создать систему просвещения родительской общественности о достижениях и проблемах реализации ФГОС с использованием всех информационных ресурсов.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период Формирующее оценивание Итоговое оценивание Два подхода к использованию оценивания
Формирующее оценивание процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом
Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание -эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. www.themegallery.com
Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику . Что сделать для этого? необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания , раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. www.themegallery.com
Оценка. Отметка. Оценка – это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо Отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика («5», «4», «3». «2»)
Ученик должен уметь: соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть основами самоконтроля, самооценки; контролировать процесс и результаты своей деятельности; вносить коррективы и адекватно оценивать свои достижения.
www.themegallery.com Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения: • Частое оценивание , желательно на каждом уроке. • Выработка чётких критериев оценивания каждой работы , исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока. • Применение заранее известных педагогам и обучающимся критериев оценивания ученической работы , возможна совместная их выработка . Итогом включения учащихся в систематическую оценочную деятельность является их готовность к постоянной самооценке своей деятельности.
Положительное в формирующем оценивании Способствует формированию у учащихся оценочной самостоятельности Позволяет отслеживать реальные индивидуальные достижения каждого в сравнении с его предыдущими результатами, а не природных задатков и индивидуальных способностей Определять направление дальнейших действий ученика Носит менее травмирующий характер Не является орудием манипуляций психологического давления на ребенка со стороны учителя и родителей Влияет на повышение интереса к обучению, работоспособности, активности учащихся, снижает тревожность
Три принципа оценивания навыков Отметка, как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована , чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно Оценка учителя – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота
Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа , нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала , понятого учащимся (раннее диагностирование на стадии изучения), дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках . www.themegallery.com
Типичная оценочная методика при формирующем оценивании: • Проверка уровня знания – даётся задание на простое применение изученного правила. • Проверка уровня понимания – даётся задание, для которого требуется применение анализа и глубокое понимание материала. • Проверка умения практического применения полученных знаний – учащимся предлагается задание, в котором требуется практическое применение изученного материала в знакомой жизненной ситуации www.themegallery.com
Исходя из вышеизложенного, чтобы реализовать методику формирующего оценивания требуются три условия: • активное участие всех учащихся в образовательном процессе; • мгновенная корректировка учения и преподавания; • отсутствие жёсткого внешнего контроля и отчётности, более свободный педагогический стиль, когда учащиеся не боятся задать вопрос, обсудить с педагогом свои учебные проблемы. www.themegallery.com
Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник (инструментарий) , обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации. www.themegallery.com
Формирующее оценивание- оценивание для развития (разные виды техник) Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке? 1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости. 2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради). www.themegallery.com
3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика. 4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы 5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий 6) Заполнение листа индивидуальных достижений 7)Заполнение диагностических карт 8) Заполнение оценочных листов 9)Составление недельных отчётов www.themegallery.com
Этапы введения техник внутриклассного оценивания решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс объяснить цель происходящего ученикам после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать
Техники формирующего оценивания Опросники самодиагностики Недельные отчёты Рубрики Портфолио Карты понятий Составление тестов
Мини-обзор (проводится в конце урока) 1.Что изучали? Назовите тему урока. 2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника? 3. Определите наиболее важное в этом уроке. 4.Что вызвало трудности, осталось неясным? 5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно? 6.Что у меня получилось лучше всего? 7.Что мне необходимо усовершенствовать? www.themegallery.com
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы) 1.Регулярно выполнял (а) домашние задание 2.По необходимости консультировался (ась) с учителем 3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки 4.Регулярно вел (а)записи в тетради 5.Знаю, как работать со справочной литературой 6.Умею конспектировать тему 7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме 8.Делал (а) устное сообщение 9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материал 10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово 11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке. www.themegallery.com
Лист самооценки выполнения домашнего задания 1. Я сделал домашнее задание. 2. Я сразу понял, что требуется сделать. 3. У меня не возникало трудностей при выполнении 4. Я выполнил все грамматические задания. 5. Я выделил орфограммы. 6.Я проверил свою работу, исправил ошибки. 7.Я работу выполнил старательно, аккуратно 8.Я выполнил работу над ошибками www.themegallery.com
Лист самооценки работы в группе 1. Я был активен в группе. 2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. 3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы 4. Я не отвлекался от основной работы. 5. Я очень хотел успешно выполнить задание. 6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. 7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально www.themegallery.com
Только ли таблицы? 1. Графики 2. Листы индивидуальных достижений 3. Тетрадь открытий 4. Портфолио ученика
ПОРТФОЛИО ученика Раздел «Рабочие материалы»
Недельные отчёты 1 Чему я научился за эту неделю? 2 Какие вопросы остались для меня неясными? 3 Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? .
тема НЕ ЗНАЮ Я хорошо учусь, если… Выполняю домашние задания Использую диаграммы и таблицы Работаю с компьютером Читаю учебник Выполняю работу с напарником Получаю помощь от взрослого Работая в паре Опросники самодиагностики
www.themegallery.com Читая отчёты, преподаватель может : − Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. − Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. − Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность .
www.themegallery.com форма дата 17.03 18.03 24.02 25.02 03.03 04.03 10.03. 11.03 17.03 18.03 Домашнее задание Чтение Диалог Письменная речь Устные ответы, знание слов Стихотворение наизусть грамматика Как я сегодня работал на уроке Моя оценка Оценка учителя ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ученика(цы) 3 класса МБОУ «Улюнская ООШ» …………………………………………………………………………………
www.themegallery.com Оценка Скорость чтения «5» Читаю вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию и понимаю прочитанное «4» Темп чтения замедленен , чем на родном языке, допускаю 1-2-3 ошибки, знаю правила чтения, но не могу понять содержание прочитанного «3» Темп чтения значительно медленнее, чем на родном языке, допускаю 4-5-6 ошибок, не могу прочитать некоторые слова «2» Не могу прочитать ничего диалог «5» Рассказываю о себе, своей семье, друге, любимом животном, , расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы «4» Составляю небольшое описание предмета, картинки, персонажа «3» Участвую в элементарных диалогах: этикетном, диалоге – расспросе, диалоге – побуждении «2» Ничего не могу сказать, не знаю как это сказать чтение
www.themegallery.com «5» Знаю и употребляю пройденные слова и отвечаю на вопросы учителя правильно «4» Знаю но не могу вспомнить и употребить пройденные слова «3» Знаю очень мало слов «2» Не знаю слов Домашнее задание «5» Сегодня я выполнил все домашнее задание очень хорошо «4» Я выполнил задание , но есть 1-2-3 ошибки «3» Я выполнил задание , но есть 4-5-6 ошибок «2» Я не выполнил домашнее задание грамматика «5» Составляю предложения по заданной модели «4» Составляю предложения по заданной модели но с 1-2-3 ошибками «3» Составляю предложения по заданной модели но с 4-5-6 ошибками «2» Не знаю как составить предложения Как я работал на уроке «5» Я работал весь урок очень хорошо «4» Я работал хорошо, но отвлекался «3» Я работал не очень хорошо и за урок получил замечание по поведению «2» Я не работал и мешал классу
www.themegallery.com I work Very good good Not very good bad dates 18 19 30 1 2 6 18 19 30 1 2 6 18 19 30 1 2 6 18 19 30 1 2 6 My homework My work with the team My personal contribution to the lesson What kind of new information I learn How I work at the lesson How I feel after the lesson My mark My teacher,s mark Self-assesment sheet __________________________________________________________________________________________________________
www.themegallery.com Опросники самодиагностики Ещё один инструмент формирующего оценивания Они дают информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию из самоотчетов, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.
www.themegallery.com Результаты оценивания В зависимости от содержания вопросов учитель может получить информацию об учебном стиле ученика, о тех способах работы, которые он предпочитает. Это позволяет педагогу выбрать те формы обучения, которые отвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения. Еще одно преимущество этой формы опросника состоит в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы. Таким образом, применение данных техник позволяет сделать оценивание - для обучения, а не для контроля Оценивание необходимо рассматривать как механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить Рекомендации учителю
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели презентации Уточнить понятие «оценивание», «система оценивания» Выявить проблемы существующей системы оценивания Уточнить понятие «формирующее оценивание» Предложить варианты использования формирующего оценивания
ОЦЕНИВАНИЕ, СИСТЕМА ОЦЕНИВАННИЯ
Оценивание Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценивание представляет собой комплексный процесс: по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания: Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; Обеспечить обратную связь; Оценить степень достижения намеченных целей; Оценить , как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Система оценивания Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
Функции оценивания: обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний; воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям; ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
Функции оценивания: стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности; проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя ; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
Функции оценивания: формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе; мощный мотив учебной деятельности учащихся; изменения межличностных отношений в классном коллективе , содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Проблемы не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования); затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);
Проблемы является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка); часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)
Что требуется Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая: устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»; позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.
Оценивание: современные тенденции От К Письменные работы, закрытый экзамен Открытый экзамен, проекты Оценивание преподавателем, тьютором Оценивание при участие обучающихся Имплицитные ( неявные ) критерии оценки Эксплицитные ( явные ) критерии оценки Конкуренция Сотрудничество Оценка результата Оценка процесса Цели и задачи Учебные результаты Оценивание знаний Оценивание умений, способностей, компетенций Тестирование памяти Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза Оценивание курса Оценивание модуля Итоговое, суммарное оценивание Формирующее, развивающее оценивание Приоритетность оценки Приоритетность учения
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Определение Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Формирующее оценивание
Результатами применения формирующего оценивание является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.
Пять принципов формирующего оценивания Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Цель обучения – инструменты оценивания Формирование критического мышления, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка изученной литературы. · Ведение рефлексивного дневника. · Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание статьи. · Комментарии к статье, книге, монографии.
Решение проблем \ планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.) · Анализ ситуации \ случая. · Сценарирование проблем. · Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения). · Обсуждение и рефлексия с коллегами проблем \ опыта из собственных работ. · Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме. Цель обучения – инструменты оценивания
Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.) · Подготовка отчета по лабораторной работе. · Демонстрация опыта \ эксперимента. · Участие в ролевой игре. · Использование программного обеспечения и видео. · Подготовка презентационного плаката. Цель обучения – инструменты оценивания
Управление \ развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.) · Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям). · Создание портфолио. · Осуществление самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение рефлексивных дневников. · Взаимооценка. · Участие и оценивание групповых проектов. · Взаимообучение. Цель обучения – инструменты оценивания
Демонстрация знания \ понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации). · Заполнение мультивариативных опросников. · Выполнение тестов \ мини-тестов. · Контрольные опросы. Цель обучения – инструменты оценивания
Разработка \ создание материалов (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.) · Создание портфолио. · Подготовка презентации. · Представление · Участие в групповых проектах. · Участие в соревновании. · Проектирование и внедрение проекта. · Оценка качества исполнения. Цель обучения – инструменты оценивания
Коммуникация, взаимодействие (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной , групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование и т.п.) · Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах, переговорах). · Участие в ролевых играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков. Цель обучения – инструменты оценивания
Предварительный просмотр:
Карта оценивания аудирования (прослушивание текста на английском языке и письменное изложение смысла текста)
Критерии | Баллы | ||
Не выполнено | Выполнено с недочетом | Выполнено без замечаний | |
Переданы все основные события текста | |||
Не допущены логические ошибки | |||
Не допущены грамматические ошибки | |||
Выражено свое отношение к тексту |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, или, как психологи говорят, дрессурном, бихевиористском подходе. Второй подход называется компетентностным. Третий - системно-деятельностный подход в образовании.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством: семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Касательно общего среднего образования ещё в 1988 году группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями
- Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Новая система требований – это новая «формула стандартов»:
- к результатам освоения основных образовательных программ;
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ.
Остановимся на требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:
- личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д;
- метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
- предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Стандарты выделяют результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ
- это способность к решению учебно – практических задач на основании:
- системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах,
- умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности,
- обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений,
- умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций,
- ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.),
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.),
- индивидуально – психологические характеристики личности.
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно. Потому что через него мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Завершая, напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Системно-деятельностный подход нашёл своё воплощение в образовательных стандартах начального общего образования по физической культуре. Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
- развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
- овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ включает в себя следующие положения:
- укрепление здоровья и личную гигиену;
- оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы);
- утреннюю гимнастику и физкультпаузы;
- правильное дыхание и осанку;
- правила простейших измерений длины и массы тела, частоты дыхания и сердечных сокращений;
- правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности;
- способы двигательной деятельности (Разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, преодоления препятствий и использование их в изменяющихся условиях. Гимнастические упражнения на спортивных снарядах: гимнастической скамейке, напольном бревне и стенке, перекладине, канате, гимнастическом козле (висы, упоры, наскоки, лазание, стойки, шаги, махи, соскоки). Простейшие акробатические упражнения (стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, перевороты лёжа, кувырки, прыжки) в различных вариантах. Основные плавательные упражнения. Способы передвижения на лыжах. Физические упражнения на развитие ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы. Упражнения с мячом. Подвижные игры. Элементы ритмической гимнастики и танцев).
В результате изучения физической культуры ученик должен знать:
- способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур;
- правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности.
В результате изучения физической культуры ученик должен уметь:
- применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
- выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию;
- определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после выполнения физических упражнений.
В результате изучения физической культуры ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять правильно и последовательно комплексы физических упражнений;
- соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;
- использовать подвижные игры с мячом для организации активного отдыха.
Литература
- Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
- Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990.
- Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.
Янушевский В.Н.
Системно-деятельностный подход в образовании в контексте ФГОС второго поколения: цели, программы, технологии
В учебных программах прочно обосновались новые темы: освоение стандартов второго поколения, системно-деятельностный подход, духовное развитие личности, универсальные учебные действия и др. Кроме того, совершенно ясно, что новые стандарты потребуют и новых образовательных технологий. А это, в свою очередь, означает, что иной должна быть и подготовка педагогов.
Прежде всего, следует охарактеризовать методологию разработки новых стандартов. В истории отечественного образования можно выделить три основных подхода к определению стандартов, и каждый основывается на своей методологии. Наиболее разработан так называемый «ЗУНовский», или трансляционный подход. Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Как раз на этих основаниях в 90-е годы прошлого велась стандартизация школьного образования. А несколькими годами раньше наша школа сумела перейти от «предметоцентризма» к образовательным областям. Трансляция знаний не требовала специальных технологий: учителя-практики ограничивались классическими методиками. Именно по этой причине так и не свершилась «технологическая революция», столь ожидаемая на исходе прошлого века.
На смену «ЗУНовскому» пришел компетентностный подход. Вот тут-то и потребовались эффективные технологии, обеспечивающие активную позицию школьников в образовательном процессе.
А вот в связи с переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход. Что это за «фрукт» и с чем его едят? И какого рода методический/технологический инструментарий понадобится учителю?
Понятие системно-деятельностного подхода было обосновано и введено в научный обиход в 1985 г. российскими психологами и, прежде всего, А.Г. Асмоловым. Тем самым была сделана попытка снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным подходом, который, строго говоря, всегда был системным (его разрабатывали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих практических разработок. Несколько замечательных ученых, прежде всего, В.Д. Шадриков, разными путями шли к этому подходу и, так или иначе, касались разработки стандартов.
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, – это всегда целеустремлённая система, или, иначе, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Этот результат в истории нашей науки называли по-разному, например: «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «системообразующий результат» (П.К. Анохин), «результат как мотив и ценность деятельности» (А.Н. Леонтьев).
Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности, а деятельность в свою очередь рассматривается как целенаправленная система.
Кроме того, системно-деятельностный подход предполагает, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (Н.А.Бернштейн называл её «коррекцией», П.К.Анохин – «обратной ориентацией»). Понятия «аттестация», «тестирование» – из той же области. Обратная связь позволяет увидеть все процедуры образовательного процесса не изолированно, а в целостном системно-деятельностном анализе. Поэтому для педагогов практиков очень важно, во-первых, овладеть приёмами самоанализа, а во-вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы.
Отсюда вытекает ещё один момент: деятельность как система всегда имеет развивающий план анализа. Поэтому при разработке тех или иных программ надо выделять возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Если говорить об учебной деятельности, то её главная ценность – компетентность к обновлению компетентности. Задача современной школы – не дать объём знаний, – а научить учиться. Именно на этом основании и строится подход к разработке стандартов второго поколения. И такой подход требует соответствующих образовательных технологий.
Рассматриваемая в таком контексте учебная деятельность предполагает также становление разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания и самооценки как этапов самовоспитания. Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность – это, утверждал Д.Б. Эльконин, – «орган» развития, саморазвития, самовоспитания личности. И познание тоже встраивается в этот процесс.
Следующий пласт анализа – генетический. Например, ведущей деятельностью детей предшкольного возраста является игра. Школа вовлекает ребёнка в учебную деятельность. В возрасте 14-15 лет актуальной становится деятельность общения. Это всегда следует иметь в виду при отборе методического/технологического инструментария.
Также надо учитывать социальную ситуацию развития ребенка, а она меняется от эпохи к эпохе. Когда-то знания передавались от поколения к поколению (в силу механизма традиции). Школа Я. Коменского работала по образцу типографии (один и тот же «оттиск знаний» для всех – как в инкубаторе). Сейчас наступили такие времена, когда, во-первых, «прервалась связь времён», а во-вторых, в нынешнюю эпоху глобализации дети, как ни странно, категорически не хотят быть «инкубаторскими». Более того, они вообще не хотят, чтобы их учили «обычные» учителя, зато они охотно учатся. Их претензии отнюдь не безосновательны: взрослые с трудом обживаются в современном мире информации, а дети чувствуют себя в нём как рыба в воде.
Итак, теперь мы можем выделить методические шаги, которые будут определять и стратегию разработки стандартов, и тактику осуществления процесса образования, и содержание образовательных и учебных программ, и характер применяемых технологий.
Первый шаг: мотивационно-ценностный анализ деятельности – как проектной, так и учебной. В любой образовательной и учебной программе мотивационно-ценностный момент, как момент структуры программы, должен быть ведущим. Без него никакой гражданской идентичности не получится – не важно, программа это по математике, по словесности или, тем более, программа по истории. И технологии образования обязательно должны включать процедуры мотивационно-ценностного самоопределения. Именно так: мотивационно-ценностного самоопределения, потому что в наше время невозможно «привитие ценностей». Любовь к родине, патриотизм именно формируются, а не прививаются.
Далее второй шаг, при котором нам следует определиться с тем, на какие цели направлена программа? Если мотивационно-ценностный план даёт нам социализацию развития личности ребенка, то целевой план программы отвечает на вопрос: что даёт нам образовательная программа, когда мы закладываем в неё то или иное содержание.
Третий шаг, или пласт анализа — операционально-технологический. И здесь мы имеем дело уже с учебными программами и технологиями достижения цели. Это ещё один момент выделения структуры образовательной программы. И здесь, между прочим, весьма эффективными могут оказаться проверенные временем классические методики обучения.
И, наконец, ещё один шаг, который следует выделять в системно-деятельностном подходе – это ресурсный план анализа. То есть посредством каких педагогических кадров, на основе каких финансовых и материальных ресурсов мы достигаем мотивационно-ценностного, целевого и операционально-технологического моментов деятельности.
Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает «ЗУНовского» подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, тут действует ещё одна формула: компетенция – деятельность – компетентность. Компетенция как объективная характеристика «человека вообще» должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой конкретной личности. Эта формула позволяет понять, что такое компетентность. Это – знание в действии.
Таким образом, компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им (включается в него). И современный стандарт образования фиксирует не само содержание образования (хотя оно с ним связано), а результаты образования, в том числе результаты учебной деятельности школьников, а также требования к этим результатам.
Ну и, конечно же, не бывает стандарта образования без набора предметов и образовательных областей. Стандарт образования помогает нам договориться о тех образовательных областях, которые даются в начальной школе, на втором этапе обучения и в старшей школе. Как уже было сказано выше, в 1988 – 1989 гг. наша школа перешла от отдельных предметов (предметоцентризма) к образовательным, или предметным областям. И это был уникальный ход – не разделять содержание образования на отдельные предметы, а объединить их в предметные области.
Главный вопрос, на который отвечают разработчики стандартов любого поколения, формулируется так: чему должен научиться ребенок? Все мы помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Я мог бы дать вам рыбу, чтобы вы утолили голод. Но я не сделаю этого – я научу вас ловить рыбу». Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым – овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии рождается знание.
Таким образом, создавая вслед за Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским линию универсальных учебных действий – своего рода технологическую цепочку, – мы идём по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Овладеть способами культурного мышления – вот что сегодня необходимо школьнику, живущему в мире, где поток информации безграничен.
Системно-деятельностный подход должен реально утвердиться в образовании. Такой подход обеспечивает ребенку «перпетуум мобиле» развития. Соответствующие этому подходу технологии призваны научить ребенка учиться, а не накапливать запас знаний, умений и навыков. Последнее не просто неэффективно, но и порочно. Замечательный психолог А.Н. Леонтьев в своё время выявил печальную закономерность: при неумеренном обогащении памяти ребёнка информацией происходит обнищание его души. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Вместе с тем становится понятно, какой учитель нужен современной школе: не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход в обучении
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)
Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсоном.
Актуальность
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
3. Теоретическое обоснование
Культурно – исторический системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Психологическая основа концепции системно-деятельностного подходабазируется на следующих основополагающих тезисах (Сухов В. П. – доктор педагогических наук, автор концепции системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников).
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»
Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации мотива. Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Использованные источники.
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.
5. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022
Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...
«Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ОВЗ (с учетом требований ФГОС НОО,ФГОС ООО,ФГОС СОО)»
Работа с детьми ОВЗ по развитию речи...
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...
РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин, С.В.Суворова, Е.А....