ИКТ на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Кальментьева Марина Джихатовна

Использование ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИКТ на уроках49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение ИКТ на уроках иностранного языка

        

        Кальментьева Марина Джихатовнв

                                                               Учитель английского языка

                                                  МКОУ Верхнехавская СОШ №1

                                                Верхняя Хава

        2012

        В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
        Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся.
        В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.
        Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков, начиная от простейших до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений.
        Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках ИЯ
информационных технологий.
        Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.
        Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.
        Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.
        Назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью  

   компьютера и мультимедийного проектора;
-  интерактивные доски;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные карты и атласы;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- материалы для дистанционного обучения;
- научно-исследовательские работы и проекты;
- дистанционное обучение.

        Хотелось бы назвать наиболее часто используемые ИКТ на уроках иностранных языков:
Интернет – ресурсы 

        Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д.

        На уроках иностранного языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Использование проектора.

        Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями- обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания.
        Проектор – это устройство, посредством которого статическое изображение с прозрачной плёнки формата А 4 передаётся на большой экран. Изображение на прозрачной плёнке выполняет роль учебного пособия и может быть подготовлено с помощью компьютера, копировального аппарата или с помощью фломастера.
        Какие же плюсы у проектора, в отличие от традиционных наглядных пособий?
        1.Размеры изображения могут изменяться в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче.
        2.Учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо.
        3. Учитель может легко менять слайды, поэтому количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением.

        4.Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т.п.
        5. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго.

        Компьютерная лекция

        Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
        После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

        Чаще всего проводятся уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала.
Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
        С использованием презентаций в программе Power Point чаще всего проводятся такие типы уроков:
        1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а

        зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной         форме;
        2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких         зрительных образов;
        3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать                 учащимся подобные работы самостоятельно.
        И необходимо отметить: используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

        В конце изучения каждой темы я предлагаю учащимся сделать проект, используя мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point.

        Данная форма использования информационных технологий на уроке английского языка позволяет обеспечить дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, склонностей, и дает возможность каждому из них выполнять задания в удобном для него темпе.

         Ребята учатся сжимать информацию, представлять в виде законченных фрагментов.

         Мультимедийные средства оказываются очень  интересны учащимся, и они предпочитают этот вид работы другим традиционным видам деятельности.

        Неисчерпаемым источником информации и материала, как я уже говорила, является Интернет .

         С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается прежде всего в доступности и актуальности аутентичных материалов.

        Самое простое применение Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию.  Особенно ярко видна его роль и других компьютерных технологий  в проектной методике. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию, получая, таким образом, дополнительные социокультурные знания.

        Так, например, при изучении темы «Мир животных», «Домашний питомец», «Экзотические животные» учащимся 5 класса было задано написать краткое описание – характеристику животного, и ученики выразили свое желание подготовить домашнее задание в виде мультимедийной презентации.

        Для учащихся 6 класса на уроке по теме «Небоскрёбы» учащиеся представили проекты, выполненные с помощью Power Point.

        Также активно использую такой тип урока, как обобщающий урок с использованием презентации .

Вывод:

        Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
        Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
        а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
        б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
        в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
        г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.

        Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся.

        Использование мультимедийных презентаций даёт  возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации; усиление мотивации учения;  систематизацию изученного материала; формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и и обучающегося.

Литература:

- Использование ИКТ на уроках английского языка. Статья фестиваля педагогически идей «Открытый урок»;

- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»

- Интернет-ресурсы

- учебник «Spotlight,5»,

авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс; Москва, «Просвещение», 2010

- учебник «Spotlight,6»,

авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс;

Москва, «Просвещение», 2010

-  Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» №5, 2006год; №8, 2007год;

- Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

Разработка урока английского языка в ПО SmartNotebook:"XC и игровые приемы на уроке английского языка"

Разработка для урока английского языка по теме:"Earth Day" в ПО Smart Notebook с использованием дополнения к ПО SMART NOTEBOOK 11-  Extreme Collaboration, которое дает возможность учащимся  ...

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...