Развитие мотивации к изучению английского языка путем синтезирования видов речевой деятельности с использованием ИКТ
опыты и эксперименты по английскому языку на тему
Все составляющие урока с использованием ИКТ + использование разнообразных форм и методов при обучении разным видам речевых высказываний + благоприятный климат общения учителя и учеников = поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка. Это и является одной из целей работы учителя иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_motivatsii_k_izucheniyu_angliyskogo_yazyka.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ВЦО №1»
Развитие мотивации к изучению
английского языка
путем синтезирования видов речевой деятельности с использованием ИКТ
Учитель иностранных языков
Дехант А.В.
2016
Достаточно проблематичным в изучении иностранного языка является синтезирование видов речевой деятельности, которым необходимо обучить школьников. Важную роль в решении этой проблемы является повышение мотивации изучения английского языка.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основные задачи модернизации российского образования. Это повышение его доступности, качества и эффективности.
ФГОСы разработаны с учётом основных направлений модернизации общего образования. Среди прочих направлений, следует назвать:
- Соответствие содержания образования возрастным закономерностям и возможностям на каждой ступени образования.
- Деятельностный характер образования. Направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности.
В иностранном языке происходят существенные изменения концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности её составляющих компетенций: речевой (развитие коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письме); языковой ( овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); социокультурной ( приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка); компенсаторной ( развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации); учебно-познавательной (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными обучающимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий)
- Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире.
Цель обучения иностранному языку как средству общения состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся умение строить высказывание для выражения определённого замысла.
Учебный процесс по иностранному языку ориентирован на реализацию двух основных функций – учебную и коммуникативную. Нужно отметить, однако, что коммуникативная функция реализуется сегодня в учебном процессе несколько однобоко – преимущественно как информационно-коммуникативная. Это может привести к потере интереса у обучающихся к изучению иностранного языка. Для того чтобы учебная модель общения достаточно полно отражала цель обучения иностранному языку, необходимо существенно усилить на уроке роль речевого взаимодействия учителя и ученика.
Анализируя факторы, препятствующие общению, психологи и педагоги приходят к выводам и о том, что одна из самых актуальных проблем современной педагогики – это развитие и постоянное поддержание мотивов учебной деятельности, в данном случае мотивации к изучению иностранного языка.
В практической деятельности синтезировать виды речевой деятельности на уроках возможно лишь, используя речевые ситуации. Так как составляющие речевой ситуации проявляют себя как ситуативные детерминаторы, служат толчком для возникновения речевого действия с заданными характеристиками, обеспечивают не только действие, но и взаимодействие.
Задача использования УРС: перенос речевых действий из условных упражнений в речевую практику. Привнесение задачи речевого действия извне и её игровой, воображаемый характер. УРС, предлагаемые нашими учебниками, зачастую совсем неинтересны обучающимся (что является существенным недостатком).
Весь смысл учебно-ситуативной роли состоит в том, что она побуждает обучающихся к взаимодействию. Интересные и престижные роли вызывают у обучающихся мотивационную готовность к речевым действиям, которые направлены на формирование умения мобилизовать усвоенный речевой материал для общения в конкретных коммуникативных целях.
Роли нужно предлагать такие, которые помогают самоутвердиться, испытывать чувство удовлетворённости, гордости.
Поскольку ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности и ею дополнительно стимулируются, мотивы становятся практически «ненасыщаемыми». Таким образом, можно говорить о мотивационно-стимулирующей функции роли.
Таким образом, перед учителем, как перед своего рода профессионалом стоит дилемма:
- Дать стандарты образования, предусмотренные ФГОС второго поколения (т.е. обучение 4 видам речевой деятельности)
1. аудирование
2. говорение (диалогическая, монологическая речь)
3. чтение (обучение различных видов стратегий)
4. письмо (овладение определёнными навыками и умениями письменной речи)
- С другой стороны развивать и постоянно поддерживать учебную мотивацию обучающихся.
Практически для учителя иностранного языка совместить обучение всем видам речевой деятельности на одном уроке - очень сложно. И каждый учитель стремится отрабатывать аудирование, письмо, чтение, говорение, посвящая этому достаточно большое количество времени на уроке. И только творчески работающий учитель с помощью нетрадиционных подходов к обучению, поиском новых форм и методов, сможет это совместить.
Принимая во внимание особенность подростков, которая состоит в том, что для них характерны сопереживания героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, постановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного, можно предлагать им разыграть ситуации из книг, которые они читают или фильмов/мультфильмов, которые они смотрят, изменив исход/ход событий по своему усмотрению. Такой приём хорош не только тем, что он даёт простор воображению, творчеству, он позволяет также, предложив многим одну и ту же ситуацию, получить разный результат у каждого ученика или каждой пары (группы) и обеспечивает интерес всех остальных обучающихся к каждому варианту ситуации, разыгрываемому у них на глазах. Очень удобно использовать презентацию для проведения такого вида работы. Можно очень интересно для обучающихся и технического удобства для учителя вставить сюжет аудирования. Все задания текущего контроля к монологу, диалогу можно также спланировать таким образом, что не нужно будет что-то развешивать на доску или зачитывать учителю правильные варианты. Что также совсем не интересно обучающимся. Проведение итогового контроля желательно также разнообразить. Можно предложить детям в качестве контроля усвоенного материала на уроке творческое задание – написать сенквенции. Дети, получив одно и то же задание, делают разные и неповторимые творческие работы. Поэтому не следует давать детям для усвоения лексического и грамматического материала отвлечённые, краткие, не интересующие детей ситуации. Детям труднее будет усваивать и воспроизводить материал.
В дальнейшем, используя и развивая, либо этот же сюжет, либо другой интересный детям, можно продолжить изучение другого лексического и грамматического материала.
Все составляющие урока с использованием ИКТ + использование разнообразных форм и методов при обучении разным видам речевых высказываний + благоприятный климат общения учителя и учеников = поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка. Это и является одной из целей работы учителя иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities
Статья об особенностях подачи материала на развитие различных видов речевой деятельности в УМК Opportunitie...
Приложения 2-4 "Упражнения по всем видам речевой деятельности и ситуации для развития навыков говорения " к теоретической работе" Дидактика и методика уроков иностранного языка"
В Приложениях 2-4 представлены упражнения по видам речевой деятельности: чтению, аудированию, грамматике и лексике; речевые ситуации для развития лексических навыков и навыков устной речи,...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении четырем основным видам речевой деятельности.
Данная методическая разработка предлагает различные способы развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении основным речевым видам деятельности....
"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"
Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....
Развитие всех видов речевой деятельности на уроках английского языка
Тема: "Спорт: Олимпийское движение"...
Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...
Поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка путем синтезирования видов речевой деятельности с использованием ИКТ
Предназначено для методического объединения учителей иностранного языка....