Развитие мотивации к изучению английского языка путем синтезирования видов речевой деятельности с использованием ИКТ
опыты и эксперименты по английскому языку на тему
Все составляющие урока с использованием ИКТ + использование разнообразных форм и методов при обучении разным видам речевых высказываний + благоприятный климат общения учителя и учеников = поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка. Это и является одной из целей работы учителя иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_motivatsii_k_izucheniyu_angliyskogo_yazyka.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «ВЦО №1»
Развитие мотивации к изучению
английского языка
путем синтезирования видов речевой деятельности с использованием ИКТ
Учитель иностранных языков
Дехант А.В.
2016
Достаточно проблематичным в изучении иностранного языка является синтезирование видов речевой деятельности, которым необходимо обучить школьников. Важную роль в решении этой проблемы является повышение мотивации изучения английского языка.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основные задачи модернизации российского образования. Это повышение его доступности, качества и эффективности.
ФГОСы разработаны с учётом основных направлений модернизации общего образования. Среди прочих направлений, следует назвать:
- Соответствие содержания образования возрастным закономерностям и возможностям на каждой ступени образования.
- Деятельностный характер образования. Направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности.
В иностранном языке происходят существенные изменения концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности её составляющих компетенций: речевой (развитие коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письме); языковой ( овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); социокультурной ( приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка); компенсаторной ( развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации); учебно-познавательной (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными обучающимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий)
- Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире.
Цель обучения иностранному языку как средству общения состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся умение строить высказывание для выражения определённого замысла.
Учебный процесс по иностранному языку ориентирован на реализацию двух основных функций – учебную и коммуникативную. Нужно отметить, однако, что коммуникативная функция реализуется сегодня в учебном процессе несколько однобоко – преимущественно как информационно-коммуникативная. Это может привести к потере интереса у обучающихся к изучению иностранного языка. Для того чтобы учебная модель общения достаточно полно отражала цель обучения иностранному языку, необходимо существенно усилить на уроке роль речевого взаимодействия учителя и ученика.
Анализируя факторы, препятствующие общению, психологи и педагоги приходят к выводам и о том, что одна из самых актуальных проблем современной педагогики – это развитие и постоянное поддержание мотивов учебной деятельности, в данном случае мотивации к изучению иностранного языка.
В практической деятельности синтезировать виды речевой деятельности на уроках возможно лишь, используя речевые ситуации. Так как составляющие речевой ситуации проявляют себя как ситуативные детерминаторы, служат толчком для возникновения речевого действия с заданными характеристиками, обеспечивают не только действие, но и взаимодействие.
Задача использования УРС: перенос речевых действий из условных упражнений в речевую практику. Привнесение задачи речевого действия извне и её игровой, воображаемый характер. УРС, предлагаемые нашими учебниками, зачастую совсем неинтересны обучающимся (что является существенным недостатком).
Весь смысл учебно-ситуативной роли состоит в том, что она побуждает обучающихся к взаимодействию. Интересные и престижные роли вызывают у обучающихся мотивационную готовность к речевым действиям, которые направлены на формирование умения мобилизовать усвоенный речевой материал для общения в конкретных коммуникативных целях.
Роли нужно предлагать такие, которые помогают самоутвердиться, испытывать чувство удовлетворённости, гордости.
Поскольку ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности и ею дополнительно стимулируются, мотивы становятся практически «ненасыщаемыми». Таким образом, можно говорить о мотивационно-стимулирующей функции роли.
Таким образом, перед учителем, как перед своего рода профессионалом стоит дилемма:
- Дать стандарты образования, предусмотренные ФГОС второго поколения (т.е. обучение 4 видам речевой деятельности)
1. аудирование
2. говорение (диалогическая, монологическая речь)
3. чтение (обучение различных видов стратегий)
4. письмо (овладение определёнными навыками и умениями письменной речи)
- С другой стороны развивать и постоянно поддерживать учебную мотивацию обучающихся.
Практически для учителя иностранного языка совместить обучение всем видам речевой деятельности на одном уроке - очень сложно. И каждый учитель стремится отрабатывать аудирование, письмо, чтение, говорение, посвящая этому достаточно большое количество времени на уроке. И только творчески работающий учитель с помощью нетрадиционных подходов к обучению, поиском новых форм и методов, сможет это совместить.
Принимая во внимание особенность подростков, которая состоит в том, что для них характерны сопереживания героям, воображаемое вхождение в разные ситуации, постановка себя на место героя, изменение обстоятельств в направлении привлекательного исхода, домысливание ненаписанного, можно предлагать им разыграть ситуации из книг, которые они читают или фильмов/мультфильмов, которые они смотрят, изменив исход/ход событий по своему усмотрению. Такой приём хорош не только тем, что он даёт простор воображению, творчеству, он позволяет также, предложив многим одну и ту же ситуацию, получить разный результат у каждого ученика или каждой пары (группы) и обеспечивает интерес всех остальных обучающихся к каждому варианту ситуации, разыгрываемому у них на глазах. Очень удобно использовать презентацию для проведения такого вида работы. Можно очень интересно для обучающихся и технического удобства для учителя вставить сюжет аудирования. Все задания текущего контроля к монологу, диалогу можно также спланировать таким образом, что не нужно будет что-то развешивать на доску или зачитывать учителю правильные варианты. Что также совсем не интересно обучающимся. Проведение итогового контроля желательно также разнообразить. Можно предложить детям в качестве контроля усвоенного материала на уроке творческое задание – написать сенквенции. Дети, получив одно и то же задание, делают разные и неповторимые творческие работы. Поэтому не следует давать детям для усвоения лексического и грамматического материала отвлечённые, краткие, не интересующие детей ситуации. Детям труднее будет усваивать и воспроизводить материал.
В дальнейшем, используя и развивая, либо этот же сюжет, либо другой интересный детям, можно продолжить изучение другого лексического и грамматического материала.
Все составляющие урока с использованием ИКТ + использование разнообразных форм и методов при обучении разным видам речевых высказываний + благоприятный климат общения учителя и учеников = поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка. Это и является одной из целей работы учителя иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities
Статья об особенностях подачи материала на развитие различных видов речевой деятельности в УМК Opportunitie...
Приложения 2-4 "Упражнения по всем видам речевой деятельности и ситуации для развития навыков говорения " к теоретической работе" Дидактика и методика уроков иностранного языка"
В Приложениях 2-4 представлены упражнения по видам речевой деятельности: чтению, аудированию, грамматике и лексике; речевые ситуации для развития лексических навыков и навыков устной речи,...
Поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка путем синтезирования видов речевой деятельности с использованием ИКТ
Предназначено для методического объединения учителей иностранного языка....
Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как виду речевой деятельности.
Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества, как и его цели и задачи. Но провозглашаемые практические (коммуникативные) цели обучения, предполагающие овладение ино...
Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении различным видам речевой деятельности в английском языке"
Статья описывает возможности применения средств ИКТ-презентаций, обучающих программ, Internet, интерактивных досок во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо)....
Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков различных видов речевой деятельности
В современном мире интернет является неотъемлимой частью жизни и обучения. Интернет-ресурсы помогают вовлечь учащихся в процесс обучения и развивать навыки различных видов речевой деятельности на урок...
«Использование приемов театральной педагогики для обучения разным видам речевой деятельности в освоении иностранных языков»
Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формиро...