Технология «Дебаты» как средство формирования УУД
статья по английскому языку (5 класс) на тему
В данной статье рассматривается одна из современных технологий, которая может с успехом использоваться на уроках иностранного языка. В качестве примера использования данной технологии приведен фрагмент урока в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_debaty_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Либеров Олег Борисович
учитель английского языка ГБОУ СОШ №455
Колпинского района г.С-Петербурга
Технология «Дебаты» как средство формирования УУД
«Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить». (Л.Ф. Лосев)
Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции и универсальные учебные действия, необходимые для адаптации в современном обществе.
Одной из таких технологий является технология «Дебаты».
«Дебаты» способствуют
Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности
Развитию интеллектуальных способностей
Расширению общекультурного кругозора
Развитию коммуникативных умений и ораторских способностей
Развитию исследовательских и коммуникативных навыков
Развитию творческих качеств
«Дебаты» в образовательном процессе
Как педагогическая технология – на уроках
Как форма внеурочной деятельности – клуб «Д», кл.часы
Дебаты в учебном процессе встречаются в следующих формах:
как форма урока
как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»
как форма аттестации и тестирования учащихся
Дебаты как элемент урока выступают в следующих формах:
Экспресс-дебаты
Модифицированные дебаты
Классические дебаты
Скоростные дебаты
Формирование УУД при использовании технологии «Дебаты»
Познавательные
- 1. Формирование и развитие основ читательской компетенции
- 2. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи
- 3. Формирование основ реализации проектно-исследовательской деятельности
- 4. Овладение логическими действиями
Регулятивные
- Формирование мотивационно-самоорганизационных состояний школьников
- 2. Формирование компонентов учебной деятельности (целеполагание, мотивация, контроль, оценка)
- 3. Формирование навыков планирования своей деятельности
- 4. Формирование умений работать по алгоритму
Личностные
- Формирование действий нравственно-этического оценивания
- Формирование действия смыслообразования, нравственной оценки поступка
- Формирование эстетической оценки окружающего мира
Коммуникативные
Формирование коммуникативных действий:
Излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументировать свою точку зрения, подтверждать фактами, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов способом
Принципы дебатов:
-уважение
-честность
-проигравших нет
Основные элементы дебатов:
Тема
Определения
Система аргументации
Поддержка и доказательства
Перекрестные вопросы
Формат дебатов предусматривает:
- участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;
- участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);
- команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);
- роли и регламент определены заранее.
Порядок проведения:
- Первый спикер утверждающей команды. (Р1) 4 мин
Представляет утверждающую команду;
– формулирует тему дебатов;
– объясняет ключевые понятия;
– заявляет позицию своей команды;
– представляет все аргументы команды;
– заканчивает четкой формулировкой общей линии.
- Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов). 1.5 мин
ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение
аргументов Р1;
Р1 отвечает.
- Третий спикер отрицающей команды (О1) 4мин
– представляет команду;
– отрицает тему, формулирует тезис отрицания;
– принимает определение, предложенное утверждающей командой;
– опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;
– заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.
- Третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) (2 раунд вопросов). 1.5 мин
Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1;
О1 отвечает.
- Второй спикер утверждающей команды (Р2). 3 мин
– опровергает аргументы, выдвинутые О1;
– приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит)
- Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2) (3 раунд вопросов) 1.5 мин
О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2;
Р2 отвечает на вопросы.
- Второй спикер отрицающей команды (О2) 3 мин
– опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;
– восстанавливает аргументы своей команды;
– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).
- Первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) (4 раунд вопросов). 1.5 мин
Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств;
О2 отвечает.
- Третий спикер утверждающей команды (Р3) 3 мин
– акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
– не приводит новых аргументов;
– делает эффектное заключение.
- Третий спикер отрицающей команды (О3). 3 мин
– акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;
– делает эффектное заключение.
- За соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec).
- Дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными.
- Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.
- Остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду.
Модифицированные дебаты
на уроке английского языка
«Проект школьной формы» в 5 классе
- Класс делится на группы (оптимальное количество рабочих групп- две).
- В каждой рабочей группе 3 человека (Speakers 1,2,3).
- Формируется жюри-эксперты (Jury) и определяется Timekeeper.
- Рабочим группам даётся задание: «Создать проект школьной формы»
Порядок выступлений
- Работа в группах - создание проекта школьной формы, распределение ролей, обсуждение содержания выступлений (10-15 мин)
- Team 1 Speaker 1 – презентация проекта школьной формы, описание элементов одежды, дизайна, цветовой гаммы (3 мин)
- Team 1 Speaker 2- объяснение, почему выбрали именно такой дизайн и цвет (3 мин)
- Team 2 Speaker 3 – задаёт уточняющие вопросы (2 мин)
- Team 1 Speaker 3- отвечает на вопросы оппонента (2 мин)
- Team 2 Speaker 1- презентация проекта школьной формы, описание элементов одежды, дизайна, цветовой гаммы (3 мин)
- Team 2 Speaker 2-объяснение, почему выбрали именно такой дизайн и цвет (3 мин)
- Team 1 Speaker 3-задаёт уточняющие вопросы (2 мин)
- Team 2 Speaker 3- отвечает на вопросы оппонента (2 мин)
- Эксперты жюри знакомят команды с информацией о школьной форме в разных странах. Участники команд обсуждают достоинства и недостатки (свободная дискуссия- 5 мин)
- Решение жюри
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дебатов как средство формирования коммуникативных УУД на уроках истории
Глава 1. Методологические основы формирования коммуникативной компетенции у школьников. §1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ. §2.КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙ...
Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности
Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены её основные методы и приёмы....
Технология ТРИЗ - как средство формирования творческих способностей учащихся
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.Несмотря на то, что технология ТРИЗ разработана ещё в Советском Союзе в 1946 году (Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами), цели и приёмы д...
Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся
В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения...
Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-КВЕТ НЕ ДОПУСТИТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАШИХ УЧАЩИХСЯ В ПАССИВНЫХ СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ! В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, у...
Интерактивная игровая технология как эффективное средство формирования познавательных УДД учащихся на уроках технологии
Внимание многих педагогов-исследователей, в последнее время, обращено на изучение возможностей использования Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе. Разумеется, усвоения основного пр...
Интерактивная технология «Дебаты» как средство формирования метапредметных УУД
Интерактивную технологию "Дебаты" можно использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности. Эта интеллектуальная игра способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникати...
- Мне нравится (1)