Технология «Дебаты» как средство формирования УУД
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Либеров Олег Борисович

В данной статье рассматривается одна из современных технологий, которая может с успехом использоваться на уроках иностранного языка. В качестве примера использования данной технологии приведен фрагмент урока в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_debaty_kak_sredstvo_formirovaniya_uud.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Либеров Олег Борисович

учитель английского языка ГБОУ СОШ №455

Колпинского района г.С-Петербурга

Технология «Дебаты» как средство формирования УУД

«Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить». (Л.Ф. Лосев)

Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции и универсальные учебные действия, необходимые для адаптации в современном обществе.

 Одной из таких технологий является технология «Дебаты».

«Дебаты» способствуют

Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности

Развитию интеллектуальных способностей

Расширению общекультурного кругозора

Развитию коммуникативных умений и ораторских способностей

Развитию исследовательских и коммуникативных навыков

Развитию творческих качеств

«Дебаты»  в образовательном процессе

Как педагогическая технология – на уроках

Как форма внеурочной деятельности – клуб «Д», кл.часы

Дебаты в учебном процессе встречаются в следующих формах:

как форма урока

как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»

как форма аттестации и тестирования учащихся

Дебаты как элемент урока выступают в следующих формах:

Экспресс-дебаты

Модифицированные дебаты

Классические дебаты

Скоростные дебаты

Формирование УУД при использовании технологии «Дебаты»

Познавательные

  • 1. Формирование и развитие основ читательской компетенции
  • 2. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи
  • 3. Формирование основ реализации проектно-исследовательской деятельности
  • 4. Овладение логическими действиями

Регулятивные

  •  Формирование мотивационно-самоорганизационных состояний школьников
  • 2. Формирование компонентов учебной деятельности (целеполагание, мотивация, контроль, оценка)
  • 3. Формирование навыков планирования своей деятельности
  • 4. Формирование умений работать по алгоритму

Личностные

  • Формирование действий нравственно-этического оценивания
  • Формирование действия смыслообразования, нравственной оценки поступка
  • Формирование эстетической оценки окружающего мира

Коммуникативные

Формирование коммуникативных действий:

Излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументировать свою точку зрения, подтверждать  фактами, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов способом

Принципы дебатов:

-уважение

-честность

-проигравших нет

Основные элементы дебатов:

Тема                          

Определения                    

Система аргументации

Поддержка и доказательства                    

Перекрестные вопросы

Формат дебатов предусматривает:

  • участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;
  • участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);
  • команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);
  • роли и регламент определены заранее.

Порядок проведения:

  1. Первый спикер утверждающей команды. (Р1)  4 мин  

Представляет утверждающую команду;

– формулирует тему дебатов;

– объясняет ключевые понятия;

– заявляет позицию своей команды;

– представляет все аргументы команды;

– заканчивает четкой формулировкой общей линии.

  1. Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов).    1.5 мин

ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение

аргументов Р1;

Р1 отвечает.

  1. Третий спикер отрицающей команды (О1) 4мин

– представляет команду;

– отрицает тему, формулирует тезис отрицания;

– принимает определение, предложенное утверждающей командой;

– опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;

– заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.

  1. Третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) (2 раунд вопросов).    1.5 мин

Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1;

О1 отвечает.

  1. Второй спикер утверждающей команды (Р2).  3 мин

– опровергает аргументы, выдвинутые О1;

– приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит)

  1. Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2) (3 раунд вопросов)  1.5 мин

О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2;

Р2 отвечает на вопросы.

  1. Второй спикер отрицающей команды (О2)  3 мин

– опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;

– восстанавливает аргументы своей команды;

– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).

  1. Первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) (4 раунд вопросов).  1.5 мин

 Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств;

О2 отвечает.

  1. Третий спикер утверждающей команды (Р3) 3 мин

акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

– не приводит новых аргументов;

– делает эффектное заключение.

  1. Третий спикер отрицающей команды (О3). 3 мин

– акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;

– делает эффектное заключение.

  • За соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec).
  • Дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными.
  • Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.
  • Остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду.

Модифицированные дебаты

на уроке английского языка

«Проект школьной формы» в 5 классе

  • Класс делится на группы (оптимальное количество рабочих групп- две).
  • В каждой рабочей группе 3 человека (Speakers 1,2,3).
  • Формируется жюри-эксперты (Jury) и определяется Timekeeper.
  • Рабочим группам даётся задание: «Создать проект школьной формы»

Порядок выступлений

  • Работа в группах - создание проекта школьной формы, распределение ролей, обсуждение содержания выступлений (10-15 мин)
  • Team 1 Speaker 1 – презентация проекта школьной формы, описание элементов       одежды, дизайна, цветовой гаммы (3 мин)
  • Team 1 Speaker 2- объяснение, почему выбрали именно такой дизайн и цвет (3 мин)
  • Team 2 Speaker 3 – задаёт уточняющие вопросы (2 мин)
  • Team 1 Speaker 3- отвечает на вопросы оппонента (2 мин)
  • Team 2 Speaker 1- презентация проекта школьной формы, описание элементов одежды, дизайна, цветовой гаммы (3 мин)
  • Team 2 Speaker 2-объяснение, почему выбрали именно такой дизайн и цвет (3 мин)
  • Team 1 Speaker 3-задаёт уточняющие вопросы (2 мин)
  • Team 2 Speaker 3- отвечает на вопросы оппонента (2 мин)
  • Эксперты жюри знакомят команды с информацией о школьной форме в разных странах. Участники команд обсуждают достоинства и недостатки (свободная дискуссия-  5 мин)
  • Решение жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дебатов как средство формирования коммуникативных УУД на уроках истории

Глава 1. Методологические основы формирования коммуникативной компетенции у школьников.   §1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ. §2.КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙ...

Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности

Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены  её основные методы и приёмы....

Технология ТРИЗ - как средство формирования творческих способностей учащихся

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.Несмотря на то, что технология ТРИЗ разработана ещё в Советском Союзе в 1946 году  (Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами), цели и приёмы д...

Интерактивная игра «Дебаты» как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В данной статье представлен опыт работы по проведению дебатов как одной из форм дискуссионного общения...

Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-КВЕТ НЕ ДОПУСТИТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАШИХ УЧАЩИХСЯ В ПАССИВНЫХ СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ! В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, у...

Интерактивная игровая технология как эффективное средство формирования познавательных УДД учащихся на уроках технологии

Внимание многих педагогов-исследователей, в последнее время, обращено на изучение возможностей использования Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе. Разумеется, усвоения основного пр...

Интерактивная технология «Дебаты» как средство формирования метапредметных УУД

Интерактивную технологию "Дебаты" можно использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности. Эта интеллектуальная игра способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникати...