Современные инфо-коммуникационные и мультимедийные технологии формирования иноязычной компетенции.
статья по английскому языку на тему
Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные инфо-коммуникационные и мультимедийные технологии формирования иноязычной компетенции.
Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности.
Современный этап развития информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникативных технологий в образовании. Использование средств ИКТ в обучении иностранному языку обусловлено педагогической целесообразностью реализации следующих дидактических возможностей: интерактивный диалог, компьютерная визуализация учебной информации, расширение возможностей представления учебного материала, осуществление поиска и извлечение новой информации, автоматизированный контроль/самоконтроль результатов учебной деятельности.
Целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:
- повышение мотивации к изучению языка;
- развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
- увеличение объема лингвистических знаний;
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка.
Основной же целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. Базируется же коммуникативная компетенция на ряде других компетенций.
Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ. Поэтому стал целесоообразным переход от традиционной деятельности к продуктивной, направленной на создание результата
Общение, коммуникация лежит в основе всей человеческой деятельности, является стимулом, побуждающим к действию, способствует эффективному взаимодействию людей. В межкультурной коммуникации процесс общения усложняется, поскольку участники мира могут обладать разными картинами мира. Одним из важных приемов овладения коммуникативной компетенцией на иностранном языке является использование современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий.
Применение ИКТ играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании 21 века, но и образование 21 века невозможно без компьютерных средства в эпоху информационного развития общества. Таким образом, разнообразие видов ИКТ позволяет вести обучение в различных формах. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся получать максимум пользы от них именно для изучения иностранного языка.
В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
• научно-исследовательские работы и проекты.
• интерактивная доска
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках иностранного языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
Использование возможностей интерактивной доски способствует динамичной организации работы на уроке, большей насыщенности языкового материала, действию принципа посильного выбора нагрузки, и, конечно же, повышению мотивации к изучению языка.
На свои уроках я также стараюсь применять новые технологии, так как считаю, что это делает процесс обучения более эффективным: на уроке создается атмосфера эмоциональной вовлеченности в учебную деятельность, повышается интерес к процессу обучения. А эти факторы являются основополагающими при изучении иностранных языков. Теперь уже не только учитель является источником информации, но и сами ученики добывают нужную информацию, используя новые технологии. Учитель становится лишь помощником, он показывает способ работы, а учащиеся выполняют что-то, анализирую, оценивают свою работу.
Термин "мультимедиа” означает «много сред». Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет мне интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Мультимедийные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Выстраивание педагогического процесса в информационной среде обладает рядом преимуществ по сравнению со средой традиционной и способствует повышению эффективности образования. Сочетание разнообразных методов на основе новейших технологий, последовательное применение таких приёмов из урока в урок приводит к созданию для учащихся условий погружения в языковую среду, где они могут осуществлять межкультурную коммуникацию. В такой ситуации учащиеся вовлечены в интерактивный процесс познания иноязычной культуры посредством чужого языка, а также посредством осознания неповторимости, особенности своего родного языка и своей родной культуры. Таким образом, достигаются основные цели обучения иностранному языку: формирование всех компетенций, необходимых для успешной творческой реализации личности ребёнка в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что ИКТ на уроках иностранного языка – отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать, но не следует применять ИКТ только ради новизны. Неправильное использование этого средства может привести к демотивации как учителя, так и его учеников.
- Использование инновационных образовательных технологий в системе обучения., Елисеева Е.В., Брянск, 2007
- Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – СПб: изд-во КАРО, 2007
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в формировании иноязычной компетенции учащихся
В материале говорится о направлениях деятельности для формирования компетентностей учащихся, о критериях профессиональной компетентности педагога. Одной из важнейших задач в области разработки и совер...
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА «Игровые технологии в формировании иноязычной компетенции школьников»
В соответствии с нормативным документом Министерства образования и науки РФ целью обучения иностранному языку является «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и ре...
Драматизация как средство формирования иноязычной компетенции
В статье расматриваются методы формирования иноязычной компетенции...
Письменная речь как средство формирования иноязычной компетенции
Овладение письменной речью на долгие годы не являлось целью обучения в школе, в силу доминирующего положения устной речи, а выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позв...
Представление педагогического опыта "Технология формирования иноязычной лексической компетенции у школьников посредством мнемотехники на уроках английского языка"
Представление педагогического опыта учителя английского языка...
Формирование иноязычной компетенции школьников на основе экранизации короткометражных мультфильмов .
В статье раскрывается ценность использования короткометражных мультфильмов производства Уолта Диснея для формирования иноязычой компетенции школьников в ее социокультурном и коммуникативном аспектах, ...
«Современные образовательные технологии: формирование ключевых компетенций и новой грамотности»
Использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, са...