элективный курс "Диалог культур"
методическая разработка по английскому языку (10 класс) на тему
Элективный курс "ДИалог культур" предназначен для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_dialog_kultur.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
“Диалог культур ”
Пояснительная записка
Одним из ведущих принципов обновлённого процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.
Введение страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках иностранного языка содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке.
Обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения иностранному языку обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей (как и на других учебных предметах), но также вполне конкретных практических целей.
Элективный курс «Диалог культур» построен на интеграции английского языка как учебного предмета и нескольких учебных дисциплин гуманитарного профиля, таких как история, литература. Это помогает развитию способности учащихся ориентироваться в социокультурных аспектах жизни людей в стране иноязычной культуры и вместе с тем способствует овладению способами представления своей родной культуры в социокультурной среде.
Данный элективный курс можно вести в 10-х классах, т.к. его программа разработана в соответствии с требованиями школьной программы.
Цели:
развивающие:
1) показать значение иностранного языка в диалоге культур;
2) показать учащимся практическое значение знания английских реалий;
3) развивать у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;
4) показать роль англо-говорящих стран, их культуры и истории;
5) развивать умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка;
6) развивать у учащихся познавательный интерес.
обучающие:
1) обучение навыкам проектной работы;
2) обеспечить усвоение задач, входящих в содержание темы урока;
3) проконтролировать степень усвоения умений и навыков.
воспитательные:
1) содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
2) осуществлять нравственное воспитание.
Задачи научить:
- понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренные программой;
- правильно и самостоятельно выражать своё мнение в устной и письменной форме;
- критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
- использовать соответствующую справочную литературу и словари;
- отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение;
- применять информационные умения, в том числе умения поиска, систематизации, обработки информации;
- выполнять проектные работы и рефераты;
- работать самостоятельно и в коллективе.
В основе работы – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Содержание курса
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения включаются следующие компоненты:
1) лингвострановедческий компонент:
- знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации;
- знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англо-говорящих странах; историей и географией; общественными и социальными отношениями в этих странах; обычаями и системой ценностей;
- текстовой материал, содержащийся в учебниках и учебных материалах по страноведению;
2) общеучебный компонент:
- учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников
10-х классов способности работать в различных режимах;
объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих
товарищей;
- учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
- учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнёра по общению, обосновывать свою точку зрения.
Основные положения, на которых строится процесс обучения.
1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами,
интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться
радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
2. Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу
взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в
себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и
взаимопомощи.
3. Дифференцированный подход, предполагающий учёт уровня обученности
школьников, реализуется в данном курсе через:
- использование материала разного уровня трудности (например, индивидуальная работа с раздаточным материалом, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);
- использование опор (план, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);
- разный объём знаний учащихся по теме;
- разные способы контроля.
4. В основе работы – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
Методы и приёмы работы
Методы | Приёмы |
1) Ознакомление с - новым вокабуляром; - новой темой и проблемами, с ней связанными. | - Объяснение; - слушание и запись лекции; - самостоятельное чтение материала и его изучение; - работа с вокабуляром; - диктант; |
2) Тренировка | - Ответы на вопросы; - поиск ответов на вопросы в тексте; - чтение и перевод текстов; - работа с карточками в парах; - ролевые игры. |
3) Практика | - Обсуждение изучаемой темы / проблемы в парах, группе; - устная презентация; - доклад; - написание эссе. |
Формы занятий:
- аудиторные групповые занятия под руководством учителя;
- индивидуальная, самостоятельная работа;
- занятия в кабинете ИКТ;
- индивидуальные консультации.
На занятиях предусматривается:
- работа с текстом лингвострановедческого содержания;
- работа с картинками, CD, DVD, с видеоматериалами;
- работа с географическими картами;
- работа со знаками и символами культуры;
- работа с проектами и сообщениями страноведческого характера, выход в Интернет;
- квиз (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания
Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:
I этап – осуществление фронтального контроля посредством использования
символов и выполнения заданий квиза (например 1а, 2b, 3с и т.п.).
II этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и
проверка работ учащихся.
III этап – высказывание двух-трёх учащихся в форме микромонолога с
использованием содержания квиза в качестве опорного сигнала или без
такового.
При систематическом использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии англо-говорящих стран, изучаемые в школе.
Контроль и оценка
Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается
- в формировании у школьника уважительного отношения к себе;
- в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях).
Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению ИЯ в целом.
Требования к уровню усвоения курса
К концу обучения учащиеся должны:
- знать и понимать реалии (слова, обозначающие предметы национальной культуры);
- уметь употреблять эти слова;
- знать номинативную лексику по страноведческим темам;
- уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать
изучаемый материал;
- уметь использовать справочную литературу, словари;
- уметь работать с различными источниками информации, включая сайты Интернета;
- рассказывать о стране изучаемого языка;
- пользоваться методом проектирования для презентации своей работы.
Элективный курс
“ Диалог культур”
Календарно - тематическое планирование 10 класс (1 час в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I полугодие: I четверть - 9 часов; II четверть -7 часов; | 16 | ||
1 | Введение в курс. | 1 | 05.09 |
2 | Из истории Великобритании. | 1 | 12.09 |
3 | Возникновение государства. | 1 | 19.09 |
4 | Географические реалии | 1 | 26.09 |
5 | Образование в Британии | 1 | 03.10 |
6 | Некоторые факты об английских школах | 1 | 10.10 |
7 | Транспорт в Британии | 1 | 17.10 |
8 | Традиции и обычаи. | 1 | 24.10 |
9 | Музеи и выставки. | 1 | 31.10 |
10 | Спорт и спортивные состязания. | 1 | 14.11 |
11 | Формы обращения, употребление английского речевого этикета. | 1 | 21.11 |
12 | Англичане говорят так. | 1 | 28.11 |
13 | Какие они, британцы? | 1 | 05.12 |
14 | Черты английского характера. | 1 | 12.12 |
15 | Советы тем, кто едет в Великобританию. | 1 | 19.12 |
16 | Защита проекта по выбранной теме | 1 | 26.12 |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
2 полугодие: 3 четверть - 10 часов; 4 четверть -9 часов; | 19 | ||
1 | Королевские династии | 1 | 16.01 |
2 | Династия Тюдоров | 1 | 23.01 |
3 | Королева Виктория | 1 | 30.01 |
4 | Современная монархия | 2 | 06.02, 13.02 |
5 | Отношение народа к монархии | 1 | 20.02 |
6 | Культура Британии. Обзор | 1 | 27.02 |
7 | Музыка и музыканты | 2 | 05.03, 12.03 |
8 | Национальные инструменты | 2 | 02.04, 09.04 |
9 | Британские писатели | 2 | 16.04, 23.04 |
10 | Шекспир | 1 | 30.04 |
11 | Театральное Искусство | 1 | 07.05 |
12 | История традиционного костюма | 1 | 14.05 |
13 | Современные тенденции | 1 | 21.05 |
14 | Составление презентаций по пройденным темам | 1 | 28.05 |
15 | Составление проектов по пройденным темам | 1 |
Данный курс не дублирует темы учебной программы для 10 класса. Знакомит учащихся с реалиями британской жизни, учит ориентироваться и общаться в стране изучаемого языка, уметь рассказывать о реалиях российской жизни.
Элективный курс
Для учащихся 10 класса
«Диалог Культур»
Учитель Мудрая Г.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс
Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу. Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...
Элективный курс " Культура Здоровья" 4,5 класс
Элективный курс « Культура здоровья» направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Ориентирован на дете...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
Презентация элективный курс " культура здоровья"
Элективный курс « Культура здоровья» Направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Ориентирован на...
Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»
Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов...
Элективный курс "Культура речи", 7 класс
Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...
программа элективного курса "Культура взаимоотношений"
Данный курс может проводиться на классных часах. Был апробирован в течение 2 лет для обучающихся 8 классов.Данная апробация показала, что курс очень актуален для учеников 8-9 класс, и ребята ходили на...