элективный курс "Диалог культур"
методическая разработка по английскому языку (10 класс) на тему

Мудрая Галина Николаевна

Элективный курс "ДИалог культур" предназначен для обучающихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_dialog_kultur.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

“Диалог культур ”

Пояснительная записка

Одним из ведущих принципов обновлённого процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.

Введение страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках иностранного языка содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке.

Обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения   иностранному языку обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей (как и на других учебных предметах), но также вполне конкретных практических целей.

Элективный курс «Диалог культур» построен на интеграции английского языка как учебного предмета и нескольких учебных дисциплин гуманитарного профиля, таких как история, литература. Это помогает развитию способности учащихся ориентироваться в социокультурных аспектах жизни людей в стране иноязычной культуры и вместе с тем способствует овладению способами представления своей родной культуры в социокультурной среде.

Данный элективный курс можно вести в 10-х классах, т.к. его программа разработана в соответствии с требованиями школьной программы.

Цели:

развивающие:

1) показать значение иностранного языка в диалоге культур;

2) показать учащимся практическое значение знания английских реалий;

3) развивать у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;

4) показать роль англо-говорящих стран, их культуры и истории;

5) развивать умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка;

         6) развивать у учащихся познавательный интерес.

обучающие:

1) обучение навыкам проектной работы;

2) обеспечить усвоение задач, входящих в содержание темы урока;

3) проконтролировать степень усвоения умений и навыков.

воспитательные:

1) содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

2) осуществлять нравственное воспитание.

Задачи научить:

- понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренные программой;

- правильно и самостоятельно выражать своё мнение в устной и письменной форме;

- критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;

- использовать соответствующую справочную литературу и словари;

- отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение;

- применять информационные умения, в том числе умения поиска, систематизации, обработки информации;

- выполнять проектные работы и рефераты;

- работать самостоятельно и в коллективе.

В основе работы – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.

Содержание курса

Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения включаются следующие компоненты:

1) лингвострановедческий компонент:

- знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации;

- знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англо-говорящих странах; историей и географией; общественными и социальными отношениями в этих странах; обычаями и системой ценностей;

- текстовой материал, содержащийся в учебниках и учебных материалах по страноведению;

2) общеучебный компонент:

- учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников

10-х классов способности работать в различных режимах;

объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих

товарищей;

- учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;

- учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнёра по общению, обосновывать свою точку зрения.

Основные положения, на которых строится процесс обучения.

1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами,

интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться

радостно, творчески и видеть результаты своего труда.

2. Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу

взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в

себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и

взаимопомощи.

3. Дифференцированный подход, предполагающий учёт уровня обученности

школьников, реализуется в данном курсе через:

- использование материала разного уровня трудности (например, индивидуальная работа с раздаточным материалом, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);

- использование опор (план, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);

- разный объём знаний учащихся по теме;

- разные способы контроля.

4. В основе работы – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.

Методы и приёмы работы

Методы

Приёмы

1) Ознакомление с

- новым вокабуляром;

- новой темой и проблемами,

с ней связанными.

- Объяснение;

- слушание и запись лекции;

- самостоятельное чтение материала

и его изучение;

- работа с вокабуляром;

- диктант;

2) Тренировка

- Ответы на вопросы;

- поиск ответов на вопросы в тексте;

- чтение и перевод текстов;

- работа с карточками в парах;

- ролевые игры.

3) Практика

- Обсуждение изучаемой темы /

проблемы в парах, группе;

- устная презентация;

- доклад;

- написание эссе.

Формы занятий:

         - аудиторные групповые занятия под руководством учителя;

- индивидуальная, самостоятельная работа;

- занятия в кабинете ИКТ;

- индивидуальные консультации.

На занятиях предусматривается:

- работа с текстом лингвострановедческого содержания;

- работа с картинками, CD, DVD, с видеоматериалами;

- работа с географическими картами;

- работа со знаками и символами культуры;

- работа с проектами и сообщениями страноведческого характера, выход в Интернет;

- квиз (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания

Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:

I этап – осуществление фронтального контроля посредством использования

символов и выполнения заданий квиза (например 1а, 2b, 3с и т.п.).

II этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и

проверка работ учащихся.

III этап – высказывание двух-трёх учащихся в форме микромонолога с

использованием содержания квиза в качестве опорного сигнала или без

такового.

При систематическом использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии англо-говорящих стран, изучаемые в школе.

Контроль и оценка

Контроль и оценка должны показывать, в какой степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается

- в формировании у школьника уважительного отношения к себе;

- в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях).

Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению ИЯ в целом.

Требования к уровню усвоения курса

К концу обучения учащиеся должны:

- знать и понимать реалии (слова, обозначающие предметы национальной культуры);

- уметь употреблять эти слова;

- знать номинативную лексику по страноведческим темам;

- уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать

изучаемый материал;

- уметь использовать справочную литературу, словари;

- уметь работать с различными источниками информации, включая сайты Интернета;

- рассказывать о стране изучаемого языка;

- пользоваться методом проектирования для презентации своей работы.

Элективный курс

“ Диалог культур”

Календарно - тематическое планирование 10 класс (1 час в неделю)

Тема

Кол-во часов

Дата

I полугодие: I четверть - 9 часов;

II четверть -7 часов;

16

1

Введение в курс.

1

05.09

2

Из истории Великобритании.

1

12.09

3

Возникновение государства.

1

19.09

4

Географические реалии

1

26.09

5

Образование в Британии

1

03.10

6

Некоторые факты об английских школах

1

10.10

7

Транспорт в Британии

1

17.10

8

Традиции и обычаи.

1

24.10

9

Музеи и выставки.

1

31.10

10

Спорт и спортивные состязания.

1

14.11

11

Формы обращения, употребление английского речевого этикета.

1

21.11

12

Англичане говорят так.

1

28.11

13

Какие они, британцы?

1

05.12

14

Черты английского характера.

1

12.12

15

Советы тем, кто едет в Великобританию.

1

19.12

16

Защита проекта по выбранной теме

1

26.12

Тема

Кол-во часов

Дата

2 полугодие: 3 четверть - 10 часов;

4 четверть -9 часов;

19

1

Королевские  династии

1

16.01

2

Династия Тюдоров

1

23.01

3

Королева Виктория

1

30.01

4

Современная монархия

2

06.02, 13.02

5

Отношение народа к монархии

1

20.02

6

Культура Британии. Обзор

1

27.02

7

Музыка и музыканты

2

05.03, 12.03

8

Национальные инструменты

2

02.04, 09.04

9

Британские писатели

2

16.04, 23.04

10

Шекспир

1

30.04

11

Театральное Искусство

1

07.05

12

История традиционного костюма

1

14.05

13

Современные тенденции

1

21.05

14

Составление презентаций по пройденным темам

1

28.05

15

Составление проектов по пройденным темам

1

Данный курс не дублирует темы учебной программы для 10 класса. Знакомит учащихся с реалиями британской жизни, учит  ориентироваться и общаться в стране изучаемого языка, уметь рассказывать о реалиях российской жизни.

Элективный курс

Для учащихся 10 класса

«Диалог Культур»

Учитель  Мудрая Г.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

Элективный курс " Культура Здоровья" 4,5 класс

Элективный курс « Культура здоровья» направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на дете...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Презентация элективный курс " культура здоровья"

Элективный курс « Культура здоровья» Направлен на формирование целостного отношения обучающихся к своему здоровью. Воспитание потребности у учащихся  в здоровом образе жизни. Ориентирован на...

Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»

Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов...

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

программа элективного курса "Культура взаимоотношений"

Данный курс может проводиться на классных часах. Был апробирован в течение 2 лет для обучающихся 8 классов.Данная апробация показала, что курс очень актуален для учеников 8-9 класс, и ребята ходили на...