Инновационный педагогический проект
проект по английскому языку (8 класс) на тему

Сентябрева Анна Александровна

уроки устной речи и аудирования в лингафонном кабинете, как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся в процессе подготовки к государственному экзамену с использованием информационно-коммуникационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический проект

«Уроки устной речи и аудирования в лингафонном кабинете как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся в процессе подготовки к ОГЭ и ГИА с использованием информационно-коммуникационной технологии»

Визитная карточка проектной идеи

Предметный раздел

Предмет: английский язык (устная речь, аудирование).

База реализации: учащиеся 7-11 классов

Краткое описание проекта: В проекте рассматриваются возможности формирования коммуникативных компетенций учащихся посредством использования лингафонного кабинета со всеми его возможностями: полилогическое, монологическое и диалогическое общение в формате ОГЭ и ГИА; аудирование в различных видах с использованием двухсторонней и трехсторонней связи. Так же предлагаются рекомендации по ведению уроков устной речи и аудирования с использованием полукабинок, приводится пример проекта урока, направленного на формирование аудитивных и речевых навыков на одном уроке в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Тип проекта по методу: Практико – ориентированный

Тип проекта по цели: Долгосрочный

Автор проектной идеи: Сентябрева Анна Александровна

Постановка проблемы, на решение которой направлен проект. Актуальность проектирования.

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Внедрение современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития новых методов и организационных форм обучения. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предлагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Очень важно проводить уроки иностранного языка в специально оборудованном кабинете. Работа в современном лингафонном кабинете предоставить возможность интенсивно упражняться в выработке умений и навыков устной речи, которые формируются в результате практики.

Мультимедиа-лингафонный класс Норд, который имеется в МБОУ «Гимназия №136» - это стандартный учебный компьютерный класс дооснащений до уровня, необходимого для изучения иностранных языков. Для работы класса необходимо программное обеспечение НОРДl-Lingo. Основной возможностью мультимедиа-лингафонного КЛАССА является звуковая связь преподавателя со всеми учащимися или группой учащихся, а также речевая и аудиозапись учащихся, объединенных в группу между собой, возможность учащихся записывать свою речь на магнитофон, а затем прослушивать эту запись и сравнивать ее с образцом, что способствует развитию фонетических и аудитивных навыков, в дальнейшем доводимых до автоматизации.

В существующих реалиях необходимым фактором реализации современной системы образования по иностранным языкам, является коммуникативная компетенция учащихся и их готовность к правильно - оформленной и беглой речи по английскому языку на ЕГЭ и ГИА, где в скором будущем монологическая и диалогическая речь будет проходить наедине с компьютером. У детей, не готовых к данной ситуации, это может вызвать стресс и снижение активности практической деятельности на экзамене. Эту проблему может решить педагог, использующий в своей деятельности все возможности и функции лингафонного кабинета, развивая у детей навыки аудирования и говорения на иностранном языке. Во -  первых, использование наушников с микрофонами при диалогической и монологической речи мотивирует учащихся на дальнейшее обучение, вызывая у них интерес и заинтересованность, во – вторых, учащиеся попадают в ситуацию общения наедине с собой, когда ты не видишь своих собеседников, не поворачиваешься к ним, при этом проявляя способность отвечать на вопросы и вести общение на заданную ситуацию, это способствует усиленной подготовке к ЕГЭ и ГИА по устной речи и аудированию.

Но не все педагоги могут и хотят применять специально-разработанные полилоги, диалоги и монологические высказывания, а также осуществлять отбор заданий, направленных на формирование и автоматизирование аудитивных и фонетических навыков учащихся, так как система лингафонного кабинета предполагает высокую стоимость, что может позволить себе не каждое образовательное учреждение, а также требует  постоянных разработок уроков, совмещенных с основной школьной программой. Некоторые учителя не понимают, зачем нужен лингафонный кабинет, так как современная модернизированная система образования предлагает компьютеризированные возможности для обучения аудированию (в каждом образовательном учреждении имеются колонки и компьютер для воспроизведения речи носителя языка), и для обучения устной речи (используя систему уроков обычного типа).

Гипотеза:  уроки устной речи и аудирования в лингафонном кабинете обеспечит решение проблем, связанных с коммуникативной компетенцией учащихся на государственном экзамене, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и самореализации на уроках иностранного языка. В ходе занятий в лингафонном кабинете повышается мотивация к обучению иностранному языку, учащиеся переживают ситуацию успеха, испытывают возможности говорения, становясь уверенными и способными максимально реализовать свой потенциал, а также у них появляется стремление к изучению иностранного языка.

Объект проектирования: развитие коммуникативной и аудитивной составляющей английского языка на занятиях в лингафонном кабинете.

Предмет проектирования: технология информационно – коммуникационного преподавания английского языка в современных реалиях на базе лингафонного кабинета.

Цель: Раскрытие возможностей информационно-коммуникационных технологий преподавания устной речи и аудирования в лингафонном кабинете на фоне современной модернизации образования.

Задачи: 

  1. Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.
  2. Сформировать банк компетентно выстроенных заданий обучения устной речи и аудирования в лингафонном кабинете.
  3. Составить и апробировать проект урока по развитию коммуникативных и аудитивных навыков учащихся с применением полилогов и диалогов.
  4. Составить методические рекомендации для учителей по данной тематике.
  5. Доказать эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в современных реалиях.
  6. Разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся на занятиях в лингафонном кабинете.

Целесообразность проекта:

Интенсификация учебно-познавательного процесса

Повышение мотивации к изучению иностранного языка

Повышение эффективности изучения материала

Развитие информационно-коммуникационной лингвистической среды

Формирование коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся

Новизна проекта:

Инновационный педагогический проект имеет ряд преимуществ

Во первых происходит изменение роли учителя, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной креативно-коммуникативной среды деятельности своих учеников.

Во вторых присутствует информационно-коммуникационная составляющая учебного процесса, что важно для современной образовательной действительности.

В третьих,  через мотивационный настрой учащихся и готовности говорить на английском языке в различных разговорных формах: полилог, диалог, монолог формируются ключевые компетенции.

В четвертых, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.

Принципы проекта:

Открытость: возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность: Соединение образовательного процесса с компетентносным воплощением его в модернизационно-информационную среду.

Сотрудничество: комплексная работа и взаимодействие с каждым обучающимся.

Саморазвитие: формирование умения гибкости и динамичности коммуникативных навыков у учащихся, которые способны реализовываться и быть готовыми к изменениям на уроках устной речи и аудирования.

 Диагностируемость: наличие обратной связи и мониторинг функционирования информационно-коммуникационных средств обучения на практике

Конструктивная целостность: установление прочной взаимосвязи с учащимися в ходе занятий в лингафонном кабинете и проектирование дальнейшей деятельности в процессе реализации составленной системы коммуникативного общения.

Целевые группы: субъекты образовательного процесса

Инновационный проект направлен на

детей среднего и старшего возраста, на формирование у них аудитивных и коммуникативных компетенций с использованием информационно-коммуникационных технологий.

На педагогов – новаторов, использующих на своем уроке новые методы и формы обучения.

Фандрайзинг:

Социальное партнёрство

 

Оценка риска:

Оценки риска

Меры для их минимизации

Внутренние риски

  1. Урок устной речи и аудирование с формами полилогического, диалогического общения и аудирования занимают весь урок

Уроки устной речи и аудирования должны чередоваться с уроками грамматики и лексики

  1. Значительное возрастание нагрузки на преподавателя, по причине отсутствия в учебно-методических комплексах новейших разработок уроков в лингафонном кабинете, с использованием полилогического общение разработок нет совсем и на практике в школах данный вид деятельности не применяется.

Создание методических рекомендаций, проектов уроков и банков заданий для уроков, направленных на формирование коммуникативных и аудитивных компетенций.

Внешние риски

В результате подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по аудированию в наушниках лингафонной системы, есть риск первоначального не понимания рассеянного аудирования (через колонки), так как учащиеся привыкают к речи, которая идет непосредственно в уши.

Ожидаемые результаты:

Прямые:

Систематизация информационных источников по теме проекта

Проектирование заданий на формирование коммуникативной компетенции учащихся с использованием полилогов и мультимедийное сопровождение.

Пакет компетентностно – ориентированных заданий (аудитивного и коммуникативного характера) для обучающихся

Методические рекомендации для учителей.

Косвенные:

Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка

Повышение уровня сформированных компетенций учащихся

Повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания урока

Создание нового содержательного имиджа школ, соответствующих государственному и социальному заказу.

Деятельность в рамках проекта:

Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа: подготовительный, основной, заключительный

  1. Подготовительный этап:
  1. Анкетирование для выявления потребностей субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать данный проект, для проведения социального исследования.
  2. Выявление на основе анкетных данных потребности субъектов образовательного процесса и участников проектирования
  3. Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и ШМО, а также педагогических советах.
  4. Сбор и анализ необходимых информационных источников по теме и собственные разработки на основе информационно-коммуникационных технологий
  5. Разработка плана-графика проектной деятельности
  6. Стартовый мониторинг контрольных классов.
  1. Основной этап:
  1. Структурирование собранного необходимого материала
  2. Сбор ресурсов для реализации проекта
  3. Исследование необходимых функций лингафонной системы
  4. Создание проектов-уроков
  5. Апробация проектного урока
  6. Создание для учителя методических рекомендаций по использованию информационно-коммуникационной технологии по обучению устной речи и аудированию на базе лингафонного кабинета.
  7. Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности ключевых компетенций учащихся.
  8. Проведение промежуточных мониторингов эффективности проекта.
  1. Заключительный этап
  1. Подведение итогов
  2. Оценка эффективности проекта
  3. Рефлексия.
  4. Итоговый мониторинг эффективности проекта

Возможности развития. Устойчивость проекта:

Реализация проекта «Уроки устной речи и аудирования в лингафонном кабинете как средство формирования коммуникативных и аудитивных компетенций учащихся в процессе подготовки к ОГЭ и ГИА с использованием информационно-коммуникационной технологии» планируется в течение одного года.

Особенностью проекта является масштабность, повышенная актуальность к модернизации образовательного процесса и инновационным технологиям в сфере обучения иностранному языку на высоком уровне и мотивированной подготовки к государственному экзамену. На основе данного проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах, публикации, распространение опыта, открытие тематической педагогической мастерской на образовательном портале.

Список литературы:

1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация //Наука и школа. № 1 2000. — С.1925.

2. Бейзеров В. А. Проблемное обучение // Образование в современной школе. — 2005. — № 12. — С. 4851.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования// Интернетжурнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

4. Калашникова Ю.Б. Эвристический и традиционный подходы в образовании: свобода и безопасность.// Интернетжурнал «Эйдос». — 2009. — 14 января.

5. Король А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения. // Педагогика. — 2007. — №9. — С.1825

6. Король А. Д., Хуторской А. В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования — эвристического типа. // Интернетжурнал «Эйдос». — 2007. — 22 февраля

7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителя — М.,1977. — 240 с.

8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. — М., 1999. — С. 85 93.

9. Мельникова Е. Л. Проблемное обучение: теория, технология, применение. М. 2002

10. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. Ушаковой И.А. — ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. — 32 с.

11. Прищепа Т. А. Педагогическая технология «Альтернатива» в проблемном обучении // 28.12.2015 Инновационный педагогический проект http://kolpschool2.ru/?page_id=756 6/6 Интернетжурнал «Эйдос». — 2008.

12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. — Центр «Эйдос»

13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Издво МГУ, 2003, 416 с.

14. Хуторской А.В. Рождение знаний в обучении // Интернетжурнал «Эйдос». — 2003. — 2 декабря. 15. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернетжурнал «Эйдос». — 2005. — 21 апреля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»

Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...

Инновационный педагогический проект по теме "Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности"

Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности...

Инновационный педагогический проект

Проект по теме "Конструктор электрических цепей". Цель: сформировать у учащихся информационные компетентности через выполнение лабораторных работ с применением электронного конструктора....

Инновационный педагогический проект

Проект "Конструктор электрических цепей"...

инновационный педагогический проект

Использование метода интеграции в обучении немецкому языку...

инновационный педагогический проект

Использование метода интеграции в обучении немецкому языку...