Из опыта работы Ткачевой Л.А. учителя английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку (5 класс) по теме

Разработка технологии обучения английскому языку в сотрудничестве с элементами соревнования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_tkachevoy_l_-_kopiya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

Из опыта работы Ткачевой Л.А., учителя английского языка МБОУ «СОШ № 72» c углубленным изучением английского языка

«ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ  с элементами  соревнования  на уроках английского языка -как один из способ формирования личностных и   коммуникативных УУД в основной школе.»

Технология обучения в сотрудничестве отвечает требованиям современного подхода обучения в условиях ФГОС, которые предъявляются   к результатами изучения иностранного языка . а именно  личностные результаты : формирование мотивации  изучения языка; осознание возможностей самореализации; формирование коммуникативной компетенции и развитие таких качеств, как воля, креативность, инициативность, эмпатия и трудолюбие.

Труд педагога, по данным социально-демографических исследований, относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Учителю, постоянно сотрудничающему с детьми, кроме эмоциональной устойчивости, необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, подвижность и артистизм. Я считаю эти качества необходимыми при общении с детьми на уроке, это помогает оживить урок, сделать его эмоциональным, экспрессивным и более соответствующим естественному общению. Учебный предмет, как следствие, становится интересным, повышается эффективность обучения, улучшаются взаимоотношения учителя с учениками.

 Обучаемся и соревнуемся

В школьной жизни подражание и соревнование играют, безусловно, самую существенную роль. Всякий учитель знает, насколько успешнее идет дело в том случае, если оно выполняется одновременно группой детей . Чувство соревнования лежит в основе нашего существа, и все социальное развитие в значительной степени обязано этому чувству. Увлекательная сторона всех игр состоит в том именно, что она коренится в страсти к соревнованию.

 Эта форма игры помогла мне в работе с учащимися, которые имели много проблем не только в плане низкой успеваемости по английскому языку, отсутствия мотивации , но и в межличностных отношениях: равнодушие в глазах, временная заинтересованность, « междоусобные войны».

 Я предложила ребятам обучаться в сотрудничестве и при этом постоянно находиться в игре в форме соревнования. Это заинтересовало их.

 Итак, основными целями моего  метода обучения в сотрудничестве были :

 - повышение мотивации обучения путем создания положительной,    эмоциональной атмосферы, побуждения и заинтересованности в новой форме обучения;

 - рост академической успеваемости по языку;

 - улучшение межличностных отношений;

 - индивидуализация деятельности участников групп;

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП включает:

- диагностику личностных качеств каждого ученика, успеваемости по другим предметам, взаимодействия с другими участниками группы, общих интересов и симпатий для создания психологической совместимости работы в группе или паре. В результате я сформировала три группы по три человека, в каждой обозначился лидер, имеющий,  либо средний, либо высокий  уровень успеваемости.

- разработку условий соревнования. Участники придумывают название своим командам и соревнуются по следующим видам деятельности:

1). Подготовка домашнего задания.

2). Работа в команде на уроке, предполагающая творческие, проектные задания.

3). Проверочные индивидуальные задания по всем видам языковой и речевой деятельности.

 Результаты отражались на  « Экране соревнования .»  на каждом уроке и итоги подводились в конце недели, четверти и учебного года.

   Экран соревнования

  Team               Home alone          Best in test        Creativity              Total

 Ребята разработали эскизы грамот и форму награждения “ Best team”,”Best personality”.

 - оформление « Уголка соревнования.» , в котором кроме экрана находятся правила работы в сотрудничестве и красочные картинки, отражающие примеры дружной и плохой команд, и в конце  учебного года помещаются грамоты и награды.

        Cooperative learning rules “A good beginning makes a good ending”

   DO

  DON’T

  • believe in yourself
  • be afraid to express your ideas
  • share your ideas with others
  • be indifferent
  • help others be positive
  •  laugh at others
  •  complement others for good work
  •  behave in an angry way
  •  participate by turn
  •  interrupt others
  • enjoy working with all types of pupils
  • be tolerant
  • be aggressive
  • upset others

Введение в командную деятельность.

На этом этапе ребят необходимо познакомить с закономерностями и психологическими принципами общения, организовать процесс работы и , главное, самой в общении демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений, создавая атмосферу доверия и взаимопомощи.

Психологические установки : если поставить ребят перед выбором быть победившей , либо проигравшей командой, то очевидно, некоторые сразу же откажутся от игры, поэтому вместе с детьми нужно разобраться, зачем соревноваться в командах, и многие сами ответят, для того, чтобы было интереснее учиться, лучше узнать себя и друг друга, помогать друг другу, научиться общаться и стать успешнее.

 Учителю требуется подчеркивать любые улучшения, формируя веру в успех, объявлять о любых, пусть незначительных вкладах в работу команды, показывать ценность ошибки как попытки, признавать трудность заданий, отмечать достижения не только отметками , но и дружными аплодисментами.

 В процессе работы не все шло гладко : и мне и ребятам требовалось немало времени, чтобы привыкнуть к этой форме взаимодействия. Иногда у учащихся возникали конфликты по поводу несделанных домашних заданий, неудач в проверочных работах, ведь результат работы команды складывался из того, какой вклад внесет каждый ее участник.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Экран соревнований является стимулом для учащихся подтянуться, повысить свой уровень, а если учащийся со слабыми способностями не может этого сделать, то ему помогают .

 Конечно, не могут быть все подгруппы на первом месте, поэтому учителю важно отметить успехи и достоинства других команд. Грамоты получают все команды. На последнем уроке перед каникулами команды  анализируют свою работу и высказывают мнение  и о работе других команд. Необходимо научить детей рефлектировать, начиная с позитивного: каждый, сначала, оценивает себя с позиций, что было и , что приобрел, затем , что сделал для команды, и как коллектив помог измениться в лучшую сторону. Желательно остановиться на отрицательных моментах и помочь ребятам определить стратегии и тактики коррекции в будущем. Эксперимент длился в течение двух четвертей и, подводя итоги в конце учебного года, я могла сказать, что это был трудный ,но интересный период в моей работе. Я видела  хорошие результаты и изменения, которые произошли с моими ребятами по сравнению с их одноклассниками из других групп:

  1. эмоциональная напряженность сменилась деловым и дружелюбным настроем работать и помогать друг другу; появилась новая пара подруг; девочки научились слушать друг друга и  быть терпимее ;
  2. заинтересовались не только дети в повышении успеваемости по языку  но и их родители активизировались для обеспечения  дополнительных индивидуальных занятий; детям и мне с ними стало интереснее работать;
  3. каждый ребенок проявил свои индивидуальные наклонности и показал, что он умеет делать для общего дела:  организовывать, руководить, творчески мыслить, действовать, сочинять , рисовать и т.д.

Приобретенный опыт я использовала в своей работе не только в обучении английскому языку, но и в классном руководстве. Мой класс по итогам года дважды становился « Лучшим классом года».

Подводя итоги, можно сказать, что формирование  положительной мотивации к овладению иностранным языком зависит не только от содержания учебного материала, но и от стиля работы учителя при формировании личностных и коммуникативных учебных действий в учебной и воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Обобщение опыта по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка" с презентацией....

Создание и организация работы педагогического сетевого сообщества учителей английского языка

Статья посвящена описанию работы сетевого педагогического сообщества. Сегодня сетевая форма организации сообществ педагогов наиболее перспективна. Наиболее интересным, инновационным образовательным эф...

«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы

Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умст­венной одаренности, как постоянное возникновение у че­ловека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...

Презентация из опыта работы "Театральная деятельность при обучении английскому языку"

Цели и задачи театральной деятельности, принципы театрализации, этапы работы над спектаклем...