Программа элективного курса "Коммуникативная грамматика"
элективный курс по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Цель данного курса - обобщение, закрепление и систематизация языкового, грамматического и коммуникативно-речевого опыта, приобретенного обучающимися в рамках базового курса, а также овладение новым лингвистическим материалом, необходимым для успешного общения в реальных повседневных ситуациях на основе изученной грамматики английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "Коммуникативная грамматика" | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе элективного курса
«Коммуникативная грамматика английского языка»
Данный курс предназначен для учащихся 9-11 классов, желающих углубленно изучать английскую грамматику для повседневной коммуникации, а также обобщить и закрепить базовый грамматический материал в процессе коммуникации устной и письменной речи на английском языке. Курс рассчитан на 17 часов.
При разработке программы мы ориентировались на Федеральный Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку и опирались на российский и зарубежный опыт преподавания и изучения современных языков международного общения. При отборе содержания данного курса в качестве основного источника использовалось учебно-методическое пособие: «Communicative Grammar», издательства Кэмбриджского университета, автор Лео Джонс, а также дополнительные пособия: «Grammar in Use», автор Раймонд Мерфи, сборник текстов и упражнений «Учимся говорить по-английски», авторы В.С. Шах-Назарова и другие, издательства «Светотон»; «Употребление времен в английском языке», автор Р. В. Паттерсон, «Разговорный английский язык», авторы В.М. Войтенюк, А.М. Войтенко, издательства «Буклет».
Основная цель данного курса - обобщение, закрепление и систематизация языкового, грамматического и коммуникативно-речевого опыта, приобретенного учащимися в рамках базового курса, а также овладение новым лингвистическим и речевым материалом, необходимым для успешного общения в реальных повседневных ситуациях на основе изученной грамматики английского языка.
Задачи курса
- реализовать интерес к предмету, расширять диапазон базовых знаний;
- расширить объем грамматических и лингвистических знаний и умений;
- совершенствовать культуру общения (устного и письменного) с различными коммуникативными намерениями;
- развивать умение пользоваться базовыми знаниями по английскому языку для реализации целей, связанных с ситуациями реального общения в повседневной жизни;
- развивать коммуникативную культуру и социокультурную компетенцию учащихся, что позволит им участвовать в межкультурном общении в социально-бытовой и учебной сферах;
- развивать общекультурные умения собирать, систематизировать и обрабатывать различные виды лингвистической информации, интерпретировать ее и использовать при решении коммуникативных, коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых задач.
В рамках данного курса осуществляется дальнейшее формирование коммуникативной компетенции учащихся.
- Речевая компетенция – умение строить свое речевое и неречевое поведение с учетом ситуации и статуса партнера по общению;
- Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, систематизация языковых явлений, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет углубленного изучения грамматического материала;
- Социокультурная компетенция – совершенствование умения строить свое речевое и неречевое поведение с учетом ситуаций общения, умение адекватно понимать лингвокультурные факты, основываясь на сформированной ценностной ориентации.
- Учебно-познавательная – развитие специальных учебных умений, способствующих овладению иностранным языком, повышающим его продуктивность; использовать английский язык в целях продолжения образования и самообразования.
Грамматические навыки говорения и письма формулируются на основе ранее изученных и новых грамматических явлений:
- Основные категории имени существительного (The Noun)
- Времена английского глагола (The Tenses)
- Страдательный и действительный залог глагола (Active/Passive Voice)
- Наклонение глагола (Mood)
- Неличные формы глагола (Non- Finite Forms of the Verb)
- Модальные глаголы (Modal Verbs)
- Косвенная речь (Reported Speech)
- Степени сравнения имен прилагательных и причастий (Degrees of Comparison of the Adjectives and Adverbs)
- Придаточные предложения (Relative Clauses)
- Условные предложения (Conditionals)
Организация учебного процесса на курсе
Данный курс построен на интерактивных формах обучения: ролевых и деловых играх, драматизациях, интервью, телефонных беседах, коммуникативных играх, дискуссиях.
Основные используемые технологии обучения: коммуникативная технология, личностно-ориентированный подход.
Используемы методы
- Основные методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, поисковый, приобретение опыта практического владения языком в ходе интерактивных форм организации учебного процесса.
- Коммуникативный метод, предполагающий общение в реальных ситуациях и опирающийся на содержательную сторону речи.
Деятельность на занятиях представлена в большей степени парной и групповой, а также индивидуальной и фронтальной формами работы.
Приемы работы делятся на приемы обучения и приемы контроля.
К приемам обучения можно отнести:
- введение нового лексического и грамматического материала, включающее работу со словарями, грамматическими справочниками;
- создание коммуникативных ситуаций, включающих ролевые игры и игры - драматизации, интервью и драматизацию ситуаций повседневного общения, дискуссии на разные темы.
Данный курс организован по просьбе учащихся 9-х классов. Исходя их этого, учащимися проводится рефлексивная деятельность, направленная на осмысление собственных действий для достижения ими оптимальных результатов в учебной деятельности.
- Рефлексия содержания учебного материала
- Самоанализ деятельности и результатов
Учащиеся заполняют листы самооценки, где они сами могут определить свой уровень достижений по предложенным критериям.
Приемы контроля направлены на выявление уровня достижений учащихся – рефлексия, заполнение листа самооценки, выполнение контрольного тестирования, устный контроль.
Предполагаемые результаты по окончании курса:
- овладение знаниями, умениями и навыками в области повседневного общения в ситуациях, приближенным к реальным;
- развитие индивидуальных коммуникативных умений;
- значительное повышение уровня рефлексии и самооценки деятельности;
- развитие умения прогнозировать и планировать результаты своей деятельности.
Содержание курса
Предметное содержание речи.
Типичные ситуации устной и письменной коммуникации в условиях повседневного общения.
Виды речевой деятельности:
Говорение
- совершенствование умений вести все виды диалога на основе расширенной тематики в заданной ситуации официального и неофициального общения.
- участие в дискуссии с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране изучаемого языка;
- участие в беседе, демонстрирующее умение запрашивать и обмениваться информацией, аргументированно высказывать свою точку зрения, вносить дополнения и пояснения, выражать эмоции различного характера.
- Развитие творческого потенциала учащихся посредством ролевых и других интерактивных форм.
- Развивать умение публичных выступлений.
Аудирование
Дальнейшее развитие навыков понимания высказываний собеседника в рамках изучаемой тематики или в области личных интересов;
- Развитие умений определять тему/проблему, выделять факты/аргументы в соответствии с поставленным вопросом, обобщать информацию, определять свое отношение к ней.
Чтение
- Совершенствование навыков работы с аутентичными текстами различных стилей с использованием различных стратегий чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового/поискового.
- Развивать умения выделять факты, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать проблематику текста, отбирать значимую информацию.
Письмо
- развитие умений писать личное/деловое письмо с использованием стандартных приветствий, выражений-клише для создания вежливых и убедительных писем.
- сообщать сведения о себе в форме, принятой в англоязычной стране (автобиография, резюме, анкета, формуляр);
Перевод
- Развивать умения письменного и устного перевода с английского языка на русский язык текстов определенной тематики.
Уровни достижений учащихся
- «Низкий» (рецептивно-продуктивный). Ученик владеет материалом на уровне распознавания и различения отдельных фактов, элементов речи, которые обозначаются учеником отдельными словами или предложениями. Материал излагается бессвязно, отдельными односложными предложениями. В говорении проявляется умение изложить материал в виде отдельных фрагментов, являющихся незначительной частью учебного материала, на элементарном уровне.
- «Средний» (репродуктивный). Ученик способен воспроизвести часть текста или построить собственное, незначительное по объему, высказывание с помощью учителя или другого собеседника; словарный запас развит недостаточно, речь не является беглой. Знание лексики и грамматики демонстрируется на репродуктивном уровне, учащийся затрудняется их самостоятельно использовать. В беседе в основном полагается на информацию собеседника, не может ее использовать ее для своих целей. Может возникнуть барьер из-за частоты ошибок. Коммуникативная задача выполняется частично.
- «Достаточный» (конструктивно-вариативный). Ученик может воспроизвести лексико-грамматические единицы в устной и письменной речи, использовать изученный материал на уровне стандартных ситуаций, частично контролирует свои учебные действия, приводит отдельные примеры. Умеет читать, понимать информацию, расспрашивать собеседника на уровне общих вопросов. Имеются незначительные погрешности в произношении, но большая часть сообщения понятна собеседнику. Хороший темп, предложения интонационно окрашены. В грамматических конструкциях допускаются негрубые недочеты, но смысл сказанного/написанного не искажается. Словарный запас достаточный. Ученик может контролировать собственную деятельность, исправлять свои ошибки и давать самооценку. Коммуникативная задача выполняется.
- «Высокий» (творческий). Богатый в классическом и стилистическом смысле словарный запас, речь беглая, связная. В устной и письменной речи предложения выстроены грамотно, отсутствуют грамматические ошибки. Ученик успешно реплицирует, проявляет инициативу и способность к расширению разговора. Ученик проявляет умение работать с учебным материалом, определяет цели деятельности, оценивает явления и высказывания; умеет работать с различными источниками информации, самостоятельно использует их в связи с поставленными коммуникативными задачами, которые успешно решает. Предложения интонационно окрашены, ученик может задать различные типы вопросов и способен передать любую информацию по аспектам, затронутым в беседе. Демонстрирует творческие способности и самостоятельность в ситуациях деловой/ролевой игры. Самостоятельно развивает способности, делает самооценку.
Использованная литература:
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001.
- Соловова Е.Н.. Разработка авторских программ и курсов.// Иностранные языки в школе. – 2004. - №4-5
- Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся //Иностранные языки в школе. – 2005. - №1. – с.19.
- Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001г.
Учебно-методическое обеспечение:
- Лео Джонс. Учебно-методическое пособие «Communicative Grammar» - Cambridge University Press, 1999.
- Раймонд Мерфи. Учебное пособие «Grammar in Use» - Cambridge University Press, 1996
- Шах-Назарова В.С. Учебное пособие «Учимся говорить по-английски», М. «Светотон», 1999
- В.М. Войтенюк, А.М. Войтенко. «Разговорный английский язык», - М.: «Буклет», 2006.
- Контрольно-измерительные материалы
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание урока | Тип урока (по главной цели урока) | Основные методы и формы работы на уроке, используемая технология | ЗУН (в том числе УУД), компетентности и личностные достижения | Методологическое и материально-техническое оснащение урока | |
изучение языка | речевые умения | |||||||
Лексика Грамматика | Чтение Аудирование Письмо Говорение | |||||||
1 | Входной контроль | Беседа с учащимися, выполнение тестовых заданий | Развитие коммуникативных умений; контроль ЗУН | Фронтальная, индивидуальная работа | Временные формы английского глагола (простые, длительные, перфектные). Вопросительная конструкция предложения в английском языке. Виды вопросов Вопросительные слова и фразы Способы выражения будущего времени Модальные глаголы | Аудирование Уметь аудировать текст в аудиозаписи или в предъявлении учителя, находить в тексте запрашиваемую информацию; Уметь решать коммуникативные задачи с разными стратегиями на основе прослушанного текста. Чтение Уметь читать и понимать тексты художественного и публицистического стиля, комментировать их, делать выводы и сопоставления. Письмо Учащиеся должны знать и понимать как использовать грамматические стуктуры по теме (в объеме курса), находить их в аутентичном тексте и использовать в устной и письменной речи. Говорение Уметь провести интервью; знать и уметь задавать все типы вопросов; использовать заданные видо-временные конструкции. Уметь составлять рассказ с опорой на лексико-смысловую и грамматическую таблицу, и наглядный материал. Уметь вести диалог и выполнять нормы речевого этикета. | Тестовые задания | |
2 | Как задавать общие вопросы? | Урок-интервью | Развитие речевых умений и навыков | Коммуникативная технология; парная работа | Карточки с заданиями для диалогов | |||
3 | Где, как, почему? Задаем специальные вопросы. | Ролевая игра | Применение знаний и умений на практике | Коммуникативная технология; групповая работа | Ролевые карточки | |||
4 | Что случилось? | Особенности простого прошедшего и настоящего совершенного времени | Развитие умений и навыков устной речи | Инструктивно-практический; коммуникативная технология | Раздаточный материал с упражнениями | |||
5 | Что было, что есть, что будет? | Особенности употребления простых времен (настоящее, прошедшее, будущее) | Формирование коммуникативных грамматических навыков | Продуктивно-практический | Раздаточный материал | |||
6 | Планы на будущее | Урок «Интервью со звездой». Способы выражения будущих событий. | Формирование новых знаний; развитие аудитивных навыков, речевых умений | Коммуникативная технология; парная работа | Карточки с заданиями для диалогов, диск | |||
7 | Что могло бы произойти? | Выражение предположения. Знакомство со страноведческой информацией. Практика чтения | Развитие умений и навыков работы с текстом; развитие навыков устной речи | Инструктивно-практический; Коммуникативная технология | Материалы из Интернет - источников | |||
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание урока | Тип урока (по главной цели урока) | Основные методы и формы работы на уроке, используемая технология | ЗУН (в том числе УУД), компетентности и личностные достижения | Методологическое и материально-техническое оснащение урока | |
изучение языка | речевые умения | |||||||
Лексика Грамматика | Чтение Аудирование Письмо Говорение | |||||||
8 | Вы не возражаете, если… Указания и просьбы. | Активизация в речи новых грамматических структур | Развитие умений и навыков | Словесный, объяснительно-репродуктивный; работа в парах | Условные предложения Структура to be able to Модальные глаголы Структуры I wish I were\ Would you mind…? \ I`d like to… Фразовые глаголы Пассивный залог | Говорение Демонстрировать умение в монологической и диалогической речи, инсценировать заданные речевые ситуации, соблюдая требования к диалогу и выполняя нормы речевого этикета. Демонстрировать умение участвовать в игре с элементами инсценировки речевой ситуации, выполнять различные задания, демонстрируя понимание текста. Чтение Уметь использовать готовый текст для расширения объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума. Уметь читать текст с выборочным пониманием нужной информации, овладеть умением передавать содержание прочитанного с использованием тематической лексики. Письмо Уметь оформить официальное и письмо личного характера по заданной коммуникативной задаче. Аудирование Уметь понимать тематические тексты, представляющие собой монологические и диалогические высказывания в предъявлении носителя языка, учителя или другого собеседника. | Раздаточный материал; карточки с фразами - клише | |
9 | Что нам нужно сделать? Советы и предложения. | Построение высказывания на основе личного опыта | Формирование новых знаний и умений | Коммуникативная технология; Комбинирован-ный; парная работа | Карточки с заданиями для диалогов, диск | |||
10 | Жаль, что я не умею… Возможности и способности. | Речевые упражнения на основе аутентичного диалога | Развитие умений и навыков чтения и устной речи | Комбинирован-ный; продуктивно-практический | Карточки с фразами - клише | |||
11 | Герундий или инфинитив? | Написание письма | Развитие умений и навыков письма на основе текста | Продуктивно-практический; индвидуальная | Раздаточный материал | |||
12 | Добавь предлог: что получилось? Глагол плюс предлог. | Речевые упражнения на основе аутентичного текста Практика чтения | Формирование новых знаний; развитие речевых умений | Комбинирован-ный Частично-поисковый | Раздаточный материал с упражнениями | |||
13 | Если бы мы только знали…! | Грамматическая игра для закрепления употребления условных предложений | Формирование новых знаний; развитие речевых умений | Коммуникативная технология; парная работа | Раздаточный материал | |||
14 | Ее следует перекрасить! Пассивный залог. | Речевые упражнения на основе аутентичного текста Практика чтения | Развитие умений и навыков работы с текстом | Инструктивно-практический | Материалы из Интернет – источников | |||
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание урока | Тип урока (по главной цели урока) | Основные методы и формы работы на уроке, используемая технология | ЗУН (в том числе УУД), компетентности и личностные достижения | Методологическое и материально-техническое оснащение урока | |
изучение языка | речевые умения | |||||||
Лексика Грамматика | Чтение Аудирование Письмо Говорение | |||||||
15 | Предлоги места и времени | Игра «Угадай, где это?» | Развитие умений и навыков | Инструктивно-практический | Предлоги места и времени in \ at \ during \ on \ near \ in \ by \ in the end \ at the end \ besides \ among \ between | Говорение Уметь употреблять предлоги места и времени в соответствии с коммуникативной задачей | Карточки с предлогами; раздаточный материал с заданиями | |
16 | Контрольная работа по материалам курса | Выполнение тестовых заданий по изученным темам | Контроль ЗУН | Индивидуальная работа | Тесты | |||
17 | Анализ к\р. Обобщение | Анализ и корректировка допущенных ошибок | Закрепление лексико-грамматических навыков | Продуктивно-практический; индвидуальная | Тесты |
Приложение 1
Планирование контроля
1.Плановые контрольные работы
Урок № 1 Входной контроль (сентябрь)
Урок № 16 Итоговый контроль (декабрь)
2.Учебные занятия по технологиям (№ урока, тема)
- Коммуникативная технология (на системном уровне)
- Игровые методы (ролевые, ситуационные, коммуникативные, деловые игры) (10%)
Урок № 3 «Где, как, почему?» Ролевая игра
Урок № 13 «Если бы мы только знали…!» Грамматическая игра
Урок № 15 «Предлоги места и времени» Игра «Угадай, где это?»
3.Другие нестандартные уроки (дискуссии, интервью, семинары) (10%)
Урок № 2 «Как задавать общие вопросы?» Урок – интервью.
Урок № 6 «Планы на будущее» Урок «Интервью со звездой»
Учебные занятия по технологиям
Используемая технология | № урока |
Коммуникативная – 100% | В течение курса |
Здоровьесберегающие – 100% | В течение курса |
Игровая – 10% | Уроки № № 3, 13, 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".
ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...
Программа элективного предмета "Функциональная грамматика"
Элективный предмет «Функциональная грамматика» является универсальным и рассчитан на учащихся старших классов любого профиля обучения. Прогр...
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...
Программа Элективный курс по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ. Раздел «Лексика и грамматика» для 10-11 классов
Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов...
Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов
Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...
Рабочая программа элективного курса "Грамматика английского языка" 9 класс
Элективный курс "Грамматика английского языка" актуален для учителе англиского языка, которые готовят учащихя к сдаче ЕГЭ и ГИА...
Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)
Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)...