Методические разработки
методическая разработка по английскому языку (7 класс) на тему

Павлова Олеся Владимировна

Развитие критическое мышления на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование приёмов критического мышления на уроках английского языка»

             В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств, для того, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен уметь воспринимать, перерабатывать информацию, обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, владеть иностранными языками. Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию знаний и культуры учащихся.

    Цель данной технологии:  Обучение, развитие, самореализация личности ребёнка.

Задачи: Создание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса, поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний.

     Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Стадии технологии критического мышления:

1. Вызов ( пробуждение интереса к получению новой информации)

Зачастую учитель  планирует  процесс обучения, исходя из поставленных им целей, как бы навязывая их детям, что не даёт большой результативности.  Данная технология даёт каждому учащемуся возможность самостоятельно сформулировать цели на уроке. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

     Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся. В этом случае можно попросить их высказать предположения о возможном предмете и объекте изучения.

2. Осмысление новой информации (непосредственно получение информации)

На фазе осмысления  учащиеся:  

1.      Осуществляют контакт с новой информацией.

2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

   Преподаватель на данном этапе:

 1.  Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2.  Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

В процессе рефлексии та информация, которая была новой в их представлении, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).

     

Приёмы развития критического мышления

Кластеры

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Например:

img2

Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в центре «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:

 

Дерево предсказаний 

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.

Инсерт

          На стадии осмысления содержания, для того, чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях.

«v»

«+»

«-»

«?»

You should put a tick if you knew this fact before.

(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете)

New information

(то, что вы читаете является для вас новым)

Thought differently

(то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)

Don’t understand, have questions

(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу )

Мозговая атака

 Мозговую атаку можно применять при обсуждении проблемного вопроса: "Как спасти землю?" Класс делится на 2 группы - генераторы идей и аналитики.  "Генераторы идей" за три минуты предлагают  варианты решения обсуждаемой проблемы.

- Water flowers and trees

- Grow flowers and trees

- Keep the country tidy

- Put rubbish in a rubbish bin

- Never break plants and trees

- Reduce

- Reuse

- Recycle

- Take care of nature

- Save wild animals and birds

"Аналитики" рассматривают все варианты и делают свой вывод, согласно которому приходят  к мнению, что если каждый человек будет заботиться о природе, то мы спасем нашу планету.  

 «Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

Форма таблицы «тонких»  и «толстых» вопросов

“Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

     Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Например, на уроке по теме “Famous people” учитель предлагает прочитать текст об одной знаменитой балерине. Учащиеся получают текст, разделённый на короткие абзацы. Учитель прерывает чтение и задаёт вопросы, затем чтение продолжается до следующей остановки.

Text: I’m a famous ballet-dancer. I work at the Bolshoy Theatre. My working day starts at 5 a.m. Two hours I spend in front of the mirror doing special dancing exercises. Then I go to the theatre for the rehearsal. A lot of admirers usually meet me at the theatre. They ask me to give my sign.

Teacher: - Stop reading and answer my questions:

Is it difficult to get up early?

Is there in the group who usually gets up at 6 o’clock, does morning exercises, takes a cold shower and runs at the stadium?

Text: It is interesting to work at the theatre. I like to feel its spirit, to dance. We usually travel a lot and practically everywhere we meet people who love ballet. After performances we get many flowers and greetings. Everywhere in the world know our theatre and our dancers.

Teacher: - Stop reading.

Do fames have envies?

Is it difficult to work when anybody envies you? Why?

There are some people who envy me. They are not talented but they want to be famous. They don’t know that it is difficult enough.

   

     Итак, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...