Школьный обмен как форма социальной адаптации
статья по английскому языку на тему
В данной статье я описала многолетний опыт нашего школьного обмена, привела примеры и попыталась дать положительную оценку этого вида школьной деятельности на влияние формирования личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_obmen.docx | 442.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный обмен
как форма социальной адаптации.
Кошкарян Флора Георгиевна, учитель английского языка, ГБОУ СОШ №658,
Санкт-Петербург.
Введение
Сегодня в реализации молодежной политики появляются новые приоритеты: на первый план выходит создание эффективных механизмов включения молодых людей в созидательную деятельность. Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества и культуры. В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается уклон на развитие соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость формирования личности через общение, обучение, воспитание через практическую, а именно проектную деятельность возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.
Большая часть молодежи понимает, что конкурентно способными, успешными на современном рынке труда являются не просто люди, обладающие дипломами и профессиональными знаниями, но и имеющие позитивный опыт общественной работы.
Молодые люди умеют создать команду, принять нестандартные творческие решения, защитить проект, презентовать себя и свои идеи. Во многом растущая активность молодежи определяет и рост поддержки деятельности общественных молодежных формирований со стороны государства.
Одним из важных направлений осуществления молодежной политики является укрепление межрегионального и международного сотрудничества. Геополитическое расположение Санкт-Петербурга способствует развитию взаимодействия с соседями и ближайшими странами, дальнейшее укрепление дружеских связей между учащимися учебных заведений российских школ (Москва, Саратов, Рязань, Воронеж), финских в Хельсинки, голландских в Роттердаме, немецких в Швебиш-Халль, Гейдельберге, Фрайбурге, Кельне.
Приобщение молодого поколения к регулярному международному сотрудничеству воздействует на формирование личностных качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, участия в диалоге культур, уважения к родной культуре.
“В сфере образования, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, терпимости должно стать нравственно – философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей”,— подчёркивается в Общероссийской федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактик экстремизма в российском обществе”.
Программа международного школьного обмена — это реальный способ воспитать молодежь в духе взаимопонимания, толерантности, уважения к этническим и культурным различиям, свободы от националистических стереотипов и предрассудков.
Ни для кого не секрет, что хорошие знания иностранных языков являются исключительно важным требованием ко всем тем, кто хочет принять участие в конкурсе на получение престижной и высокооплачиваемой работы. Знание иностранных языков расширяет кругозор и делает внутренний мир богаче.
Цели и задачи.
Как и любой проект, школьный обмен и социальные практики внутри обмена имеют свои цели и задачи.
Незнакомая среда, где школьники вынуждены говорить на английском или немецком языке, является одним из мотивов повышения интереса к иностранным языкам. Повышается интерес к культуре этих стран путем расширения и углубления знаний по предмету. Хорошо известно, что иностранный язык необходимо изучать в условиях максимально приближенным реальным. Что весьма проблематично в условиях школьного обучения. Школьный обмен создает ситуации реальной потребности в использовании иностранного языка. В этом проявляется образовательная цель проекта.
Участники обмена размещаются в семьях, что помогает им познакомиться с культурой, традициями, праздниками и буднями обычных семей. Теплые семейные взаимоотношения, которые устанавливаются в семьях, и личная симпатия, возникающая в процессе общения, способствуют разрушению предрассудков и стереотипов и расширяют восприятие мира. Знакомство с культурой страны развивает толерантность, учит с уважением относиться к этническим и культурным различиям. Таким образом, путём развития международного сотрудничества осуществляется воспитательная цель проекта - социализация и адаптация учащихся в иной культурной и языковой среде.
Необходимо отметить еще одну важную цель - это развитие социальной компетенции. В ходе обмена участники представляют собой весьма разношерстную группу подростков, в которой самым главным является правило – принимать решения совместно, учитывая интересы каждого, в чем-то отказывать себе в пользу интересов другого. Ребята учатся не уходить от ответственности, помогать друг другу, включаться в рабочие моменты, и что наиболее важно – совместно организовать досуг.
Выделяются следующие задачи:
- Пропаганда изучения иностранных языков;
- создание в школе условий (в т. ч. использование проектного метода) для получения необходимых знаний, умений и навыков владения иностранными языками;
- Обеспечение интеграции основного и дополнительного образования путем расширения социального партнерства;
- Создание и укрепление связей с социальными партнерами.
Задачи реализуются в школе посредством конкретной организации внеклассной работы, используя широкий выбор форм:
- конкурс
- соревнование
- праздник, игра, викторина
- экскурсия
- прогулка, поход
- круглый стол
- социальная практика ( в школе, в детских садах, в детских домах )
- театральные фестивали
Таким образом, можно выделить следующие направления видов деятельности:
- Социальная деятельность.
- Проектно-исследовательская деятельность
- Волонтерская деятельность.
- Экологическая деятельность.
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Творческая деятельность
Социальная деятельность направлена на формирование положительной мотивации школьников к активному участию в жизни общества как внутри страны, так и за рубежом.
Школьный обмен осуществляется в нашей школе с 2000 года, когда впервые наши выпускники 9-го класса поехали в Германию в город Швебиш-Халль на двухнедельную практику.
Тогдашний опыт показал положительную динамику в развитии способности общаться на немецком и английском языках. Появилась необходимость установки контактов с целью межкультурного международного школьного обмена. Так появился совместный проект школьного обмена с городом Швебиш-Халль, Германия. В программе основной акцент был сделан на совершенствование немецкого и английского языков у российских школьников и русского языка у немецких школьников, знакомство с культурой и жизнью страны, получение опыта межкультурного обучения и общения.
За последующие 14 лет связи между школами крепли, были налажены контакты не только с немецкими школами, но также с финскими и с голландскими школами. Задачи и цели расширились. Школьники старших классов занимались волонтерской деятельностью в домах инвалидов, в детских домах, в детских садах. Принимали участие в различных социальных проектах и практиках (ежегодная выездная практика в лесу, которая предполагает уборку лесной территории, мытье и крашение шерсти, театральные постановки, рисование и другую творческую деятельность совместно с иностранными школьниками), выступали на театральных фестивалях в Германии.
Иностранные школьники вместе с нашими учащимися строили детскую площадку, помогали ремонтировать помещения школы, расписывали стенки в рекреации нашей школы. В Финляндии наши школьники принимали участие в сельскохозяйственной практике, лечили деревья.
Плотная работа в рамках международного обмена охватывает школьников 8-11 классов.
Очень важно правильно подобрать время для поездок, чтобы не пострадал учебный процесс. Поэтому все проекты заранее обсуждаются и утверждаются педагогическими коллективами обеих школ. Обычно проект длится 2 недели, из которых одна каникулярная (обычно это весенние каникулы), а другая учебная.
В Германии у наших школьников появляется уникальная возможность присутствовать на уроках и поработать в удивительных мастерских школы. В кузнечной мастерской им помогают овладевать навыками ковки, ну а в мастерской камня ребята создают свои маленькие шедевры, которые берут с собой в качестве сувенира либо дарят школе.
В школе есть сад, посаженный руками школьников. Нашим ребятам рассказывают о различных культурах, растущих в саду. А также показывают, как живут и работают пчелы. Если очень повезет, то всем дарят по баночке удивительного меда!
После уроков организуются различные встречи, беседы, викторины, совместное пение и прогулки по романтическому городку Швебиш-Халль.
Вся вторая каникулярная неделя посвящена совместным поездкам в разные интересные города такие как Нюрнберг ( посещение рейхстага), Гейдельберг ( крепость и старый университет), Страсбург (Посещение здания Европарламента, присутствовали на заседании Европарламента) и другие.
В результате такой плотной работы и длительного совместного общения (до поездки в Германию наши школьники принимают у себя немецких школьников, у которых потом живут в Германии) появляется ощущение глубокой удовлетворенности и наполненности.
Каждый год мы видим, как взрослеют, приобретают знания и опыт наши российские выпускники, как меняется отношение к нашей стране у иностранных участников программы. Программы международного школьного обмена - это реальный способ воспитать молодежь в духе взаимопонимания, толерантности, уважения к этническим и культурным различиям, свободы от националистических стереотипов и предрассудков.
Основная задача школьного обмена — научить общаться на бытовом уровне, обогатить словарный запас, улучшить знание грамматики, добиться серьезных положительных сдвигов в произношении и интонировании. В общем, максимально приблизить слушателя к уровню носителя языка, чтобы независимо от стартового уровня каждый смог не только овладеть языком, но и получить глубокие знания о культуре, обычаях, традициях и литературе страны.
И в заключение, хочется добавить, что школьный обмен даёт молодому человеку не только возможность учить язык благодаря полному погружению в языковую среду, но в первую очередь, испытать себя, открыть новые качества и новые возможности своей личности. Проникнуть в самую глубину жизни другой страны, посмотреть на эту жизнь изнутри, глазами ее жителей, научиться строить отношения с сами разными людьми, справляться с самыми неожиданными и провокационными жизненными ситуациями. Эта программа — одновременно школа и проверка самостоятельности и зрелости. Порой она меняет взгляды на жизнь и видение собственного будущего.
Швебиш-Халль. Работа в школьном саду.
Швебиш-Халль. Школьный улей.
Швебиш-Халль. Мастерская камня.
Швебиш-Халль. Кузнечная мастерская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".
Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...
Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде
Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА
Социальная адаптация ребенка — это сложный и многогранный процесс, затрагивающий ряд философских, биологических, психологических и педагогических категорий, таких как: личность, адаптация, общение, со...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
Доклад «Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ"
Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ"...
РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...
Статья "Школьный обмен как форма реализации международной деятельности"
Описание опыта учителя немецкого языка...