Школьный обмен как форма социальной адаптации
статья по английскому языку на тему

Кошкарян Флора Георгиевна

В данной статье я описала многолетний опыт нашего школьного обмена, привела примеры и попыталась дать положительную оценку этого вида школьной деятельности на влияние формирования личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_obmen.docx442.7 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный обмен

как форма социальной адаптации.

Кошкарян Флора Георгиевна, учитель английского языка, ГБОУ СОШ №658,

Санкт-Петербург.

Введение

 Сегодня в  реализации молодежной политики появляются новые приоритеты: на первый план выходит создание эффективных механизмов включения молодых людей в созидательную деятельность. Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества и культуры. В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается уклон на развитие соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость формирования личности через общение, обучение, воспитание через практическую, а именно проектную деятельность возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

Большая часть молодежи понимает, что конкурентно способными, успешными на современном рынке труда являются не просто люди, обладающие дипломами и профессиональными знаниями, но и имеющие позитивный опыт общественной работы.

Молодые люди умеют создать команду, принять нестандартные творческие решения, защитить проект, презентовать себя и свои идеи. Во многом растущая активность молодежи определяет и рост поддержки деятельности общественных молодежных формирований со стороны государства.

Одним из важных направлений осуществления молодежной политики является укрепление межрегионального и международного сотрудничества. Геополитическое расположение Санкт-Петербурга способствует развитию  взаимодействия с соседями и ближайшими странами, дальнейшее укрепление дружеских связей между учащимися учебных заведений российских школ (Москва, Саратов, Рязань, Воронеж), финских в Хельсинки, голландских в Роттердаме, немецких в Швебиш-Халль, Гейдельберге, Фрайбурге, Кельне.

Приобщение молодого поколения к регулярному международному сотрудничеству воздействует на формирование личностных качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, участия в диалоге культур, уважения к родной культуре.

“В сфере образования, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, терпимости должно стать нравственно – философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей”,— подчёркивается в Общероссийской федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактик экстремизма в российском обществе”.

Программа международного школьного обмена — это реальный способ воспитать молодежь в духе взаимопонимания, толерантности, уважения к этническим и культурным различиям, свободы от националистических стереотипов и предрассудков.

Ни для кого не секрет, что хорошие знания иностранных языков являются исключительно важным требованием ко всем тем, кто хочет принять участие в конкурсе на получение престижной и высокооплачиваемой работы. Знание иностранных языков расширяет кругозор и делает внутренний мир богаче.

 Цели и задачи.

             Как и любой проект, школьный обмен и социальные практики внутри обмена имеют свои цели и задачи.

            Незнакомая среда, где школьники вынуждены говорить на английском или немецком языке, является одним из мотивов повышения интереса к иностранным языкам. Повышается интерес к культуре этих стран путем расширения и углубления знаний по предмету. Хорошо известно, что иностранный язык необходимо изучать в условиях максимально приближенным реальным. Что весьма проблематично в условиях школьного обучения. Школьный обмен создает ситуации реальной потребности в использовании иностранного языка. В этом проявляется образовательная цель проекта.

             Участники обмена размещаются в семьях, что помогает им познакомиться с культурой, традициями, праздниками и буднями обычных семей. Теплые семейные взаимоотношения, которые устанавливаются в семьях, и личная симпатия, возникающая в процессе общения, способствуют разрушению предрассудков и стереотипов и расширяют восприятие мира. Знакомство с культурой страны развивает толерантность, учит с уважением относиться к этническим и культурным различиям. Таким образом, путём развития международного сотрудничества осуществляется воспитательная цель проекта - социализация и адаптация учащихся в иной культурной и языковой среде.

           Необходимо отметить еще одну важную цель - это развитие социальной компетенции. В ходе обмена участники представляют собой весьма разношерстную группу подростков, в которой самым главным является правило – принимать решения совместно, учитывая интересы каждого, в чем-то отказывать себе в пользу интересов другого. Ребята учатся не уходить от  ответственности, помогать друг другу, включаться в рабочие моменты, и что наиболее важно – совместно организовать досуг.

           Выделяются следующие задачи:

  • Пропаганда изучения иностранных языков;
  • создание в школе условий (в т. ч. использование проектного метода) для получения необходимых знаний, умений и навыков владения  иностранными языками;
  • Обеспечение интеграции основного и дополнительного образования путем расширения социального партнерства;
  • Создание и укрепление связей с социальными партнерами.

           Задачи реализуются в школе посредством конкретной организации внеклассной работы, используя широкий выбор форм:

  • конкурс
  • соревнование
  • праздник, игра, викторина
  • экскурсия
  • прогулка, поход
  • круглый стол
  • социальная практика ( в школе, в детских садах, в детских домах )
  • театральные фестивали

          Таким образом, можно выделить следующие направления видов деятельности:

  1. Социальная деятельность.
  2. Проектно-исследовательская деятельность
  3. Волонтерская деятельность.
  4. Экологическая деятельность.
  5. Спортивно-оздоровительная деятельность
  6. Творческая деятельность

           Социальная деятельность направлена на формирование положительной мотивации школьников к активному участию в  жизни общества как внутри страны, так и за рубежом.

           Школьный обмен осуществляется в нашей школе с 2000 года, когда впервые наши выпускники 9-го класса поехали в Германию в город Швебиш-Халль на двухнедельную практику.

          Тогдашний опыт показал положительную динамику в развитии способности общаться на немецком и английском языках. Появилась необходимость установки контактов с целью межкультурного международного школьного обмена. Так появился совместный проект школьного обмена с городом Швебиш-Халль, Германия. В программе основной акцент был сделан на совершенствование немецкого и английского языков у российских школьников и русского языка у немецких школьников, знакомство с культурой и жизнью страны, получение опыта межкультурного обучения и общения.

          За последующие 14 лет связи между школами крепли, были налажены контакты  не только с немецкими школами, но также  с финскими и с голландскими школами. Задачи и цели расширились. Школьники старших классов занимались волонтерской деятельностью в домах инвалидов, в детских домах, в детских садах. Принимали участие в различных социальных проектах и практиках (ежегодная выездная практика в лесу, которая предполагает уборку лесной территории, мытье и крашение шерсти, театральные постановки, рисование и другую творческую деятельность совместно с иностранными школьниками), выступали на театральных фестивалях в Германии.

          Иностранные школьники вместе с нашими учащимися строили детскую площадку, помогали ремонтировать помещения школы, расписывали стенки в рекреации нашей школы. В Финляндии наши школьники принимали участие в сельскохозяйственной практике, лечили деревья.

  Плотная работа в рамках международного обмена охватывает школьников 8-11 классов.

Очень важно правильно подобрать время для поездок, чтобы  не пострадал учебный процесс. Поэтому все проекты заранее обсуждаются и утверждаются педагогическими коллективами обеих школ. Обычно проект длится 2 недели, из которых одна каникулярная (обычно это весенние каникулы), а другая учебная.

  В Германии у наших школьников появляется уникальная возможность присутствовать на уроках и поработать в удивительных  мастерских школы. В кузнечной мастерской им помогают овладевать навыками ковки, ну а в мастерской камня ребята создают свои маленькие шедевры, которые берут с собой в качестве сувенира либо дарят школе.

          В школе есть сад, посаженный руками школьников. Нашим ребятам рассказывают о различных культурах, растущих в саду. А также показывают, как живут и работают пчелы. Если очень повезет, то всем дарят по баночке удивительного меда!

           После уроков организуются различные встречи, беседы, викторины, совместное пение и прогулки по романтическому городку Швебиш-Халль.

           Вся вторая каникулярная неделя посвящена совместным поездкам в разные интересные города такие как Нюрнберг ( посещение рейхстага), Гейдельберг ( крепость и старый университет), Страсбург (Посещение здания Европарламента, присутствовали на заседании Европарламента) и другие.

           В результате такой плотной работы и длительного совместного общения (до поездки в Германию наши школьники принимают у себя немецких школьников, у которых потом живут в Германии) появляется ощущение глубокой удовлетворенности и наполненности.  

           Каждый год мы видим, как взрослеют, приобретают знания и опыт наши российские выпускники, как меняется отношение к нашей стране у иностранных участников программы. Программы международного школьного обмена - это реальный способ воспитать молодежь в духе взаимопонимания, толерантности, уважения к этническим и культурным различиям, свободы от националистических стереотипов и предрассудков.

          Основная задача  школьного обмена — научить   общаться на бытовом уровне, обогатить словарный запас, улучшить знание грамматики, добиться серьезных положительных сдвигов в произношении и интонировании. В общем, максимально приблизить слушателя к уровню носителя языка, чтобы независимо от стартового уровня каждый смог не только овладеть языком, но и получить глубокие знания о культуре, обычаях, традициях и литературе страны.

          И в заключение, хочется добавить, что школьный обмен даёт молодому человеку не только возможность учить язык благодаря полному погружению в языковую среду, но в первую очередь, испытать себя, открыть новые качества и новые возможности своей личности. Проникнуть в самую глубину жизни другой страны, посмотреть на эту жизнь изнутри, глазами ее жителей, научиться строить отношения с сами разными людьми, справляться с самыми неожиданными и провокационными жизненными ситуациями. Эта программа — одновременно школа и проверка самостоятельности и зрелости. Порой она меняет взгляды на жизнь и видение собственного будущего.

C:\Users\Флора\Desktop\Поездка в Швабишхаль 29.02.11 - 14.03.11\IMAG0452.jpg

Швебиш-Халль. Работа в школьном саду.

C:\Users\Флора\Desktop\Поездка в Швабишхаль 29.02.11 - 14.03.11\IMAG0445.jpg

                                                                                                            Швебиш-Халль. Школьный улей.

C:\Users\Флора\Desktop\Поездка в Швабишхаль 29.02.11 - 14.03.11\IMAG0495.jpg

Швебиш-Халль. Мастерская камня.

C:\Users\Флора\Desktop\Поездка в Швабишхаль 29.02.11 - 14.03.11\IMAG0570.jpg

Швебиш-Халль. Кузнечная мастерская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде

Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА

Социальная адаптация ребенка — это сложный и многогранный процесс, затрагивающий ряд философских, биологических, психологических и педагогических категорий, таких как: личность, адаптация, общение, со...

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Доклад «Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ"

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Формы работы школы-интерната по социальной адаптации и успешности выпускников с ОВЗ"...

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...