Формирование ярких творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности
учебно-методическое пособие по музыке

Илюшина Татьяна Валентиновна

Материалы статьи помогут педагогам  развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности

Сложившаяся практика массового музыкального образования с его ориентацией на получение музыкальных знаний нельзя считать плодотворной и эффективной в силу доминирования теории над практикой, оторванности  устаревших педагогических подходов от природной музыкальности и необходимости её формирования с раннего возраста.

Творческое становление личности в процессе разнообразных видов деятельности в педагогической теории и практике признается одной из основных задач обучения и воспитания.

В условиях расширения поля гуманистической педагогики становиться необходимым использование возможностей музыкального образования для  формирования творческих способностей учеников, раскрытия первичных творческих возможностей, интеллектуального и нравственно-эстетического развития. Эти задачи наиболее целенаправленно решаются в процессе музыкально-игровой деятельности, где соединяются воедино элементарное музицирование, танец, поэзия изобразительное искусство и сотворчество. Именно такой подход  к музыкальной педагогике  способствует «выращиванию крохотных  способностей детей» (К. Роджерс).

Младшие школьники наряду с учением, общением с удовольствием продолжают играть. Именно в игре, ролевой, подвижной, дидактической происходят изменения в познании, чувствах, волевой сфере, характере. Игра для учеников начальных классов продолжает быть наиболее увлекательным занятием, и создание условий для её эффективного и  целенаправленного использования в образовательном процессе является актуальным.

Практика музыкальной игры, имеющаяся в отечественной и зарубежной музыкальной педагогике, опирается на традиционное народное творчество, в котором синтезированы музыка, танец, поэзия. При таком подходе музыкальное обучение и воспитание приобретает универсальный характер, становится доступным и эффективным средством развития ребенка, раскрытия его творческих способностей.

Использование  музыкально-игровой деятельности  в  воспитании творческой личности младшего школьника  предполагает решение следующих задач:

  • развитие первичной креативности детей и природных музыкальных способностей;
  • творческое музицирование на основе овладения элементарными  музыкальными инструментами;
  • формирование двигательной импровизации под музыку;
  • умение передать музыкальный образ в рисунке;
  • развитие культурно-нравственной позиции, эколого-эстетического отношения к природе;
  • формирование личностных качеств учащихся, их культуры поведения,  коммуникативных умений и навыков;
  • формирование у учащихся основы музыкальной культуры: эстетического музыкального вкуса, понимание красоты и гармонии народного искусства, поэтического фольклора, понимание общности тем, сюжетов, образов, выразительных средств музыкального, литературного и изобразительного искусства.

 Творческое музицирование  осуществляется  в процессе выполнения следующих заданий:

  • импровизационно обращаться  со знакомым музыкальным материалом, играть звуками, тембрами, ритмами, движением;
  • придумывать простейшие ритмические аккомпанементы с помощью шумовых инструментов для музыкальных отрывков различных жанров;;
  • исполнять двигательные и речевые каноны;
  • спеть и сыграть на ксилофоне песенки-попевки со словами и с названием нот;
  • придумывать музыкальное озвучивание стихов  и сказок;
  • сыграть и напеть прозвучавшую музыку, используя шумовые или ударные инструменты.
  • экспромтом закончить музыкальную мысль проявляя фантазию, юмор, импровизацию;

Двигательная импровизация под музыку предусматривает формирование умения находить соответствие движений характеру музыки; адекватно передавать мимикой, позой, речью, жестами музыкальные акценты, паузы, интонационные обороты, высоту тона, всей музыкальной композиции. Задания на творческое самовыражение в роли персонажа музыки и передачи в движении игрового сюжета, формируют способность раскрепощено, точно и ловко передавать свои чувства, телесно мягко,  пластично воплощать музыкальный метр, включать в пластическую композицию звучащие жесты – щелчки, притопы, хлопки, демонстрируя выдумку и  фантазию.

В процессе передачи музыки рисунком дети под музыкальный аккомпанемент самостоятельно выбирают сюжет, цвет, материал для рисования. По тому, как в рисунке отражены навеянные музыкой цвета, передано эмоциональное состояние автора через адекватную выразительность линий, на сколько он самостоятелен, оригинален, как ребенок может объяснить выполненный рисунок, учитель определяет уровень сложности музыкальных отрывков и последовательность их использования.

Эколого-эстетическое отношение учащихся к природе развивается в работе над следующими заданиями:

  • передать вербально (рассказать) свое понимание природы на основе увиденных пейзажей и прослушанных музыкальных фрагментов;
  • вспомнить и прочитать небольшие стихотворения о природе; нарисовать к нему пейзаж и раскрыть словесно содержание рисунка;
  • вспомнить загадки,  пословицы о природе,  объяснить их;
  • сыграть на любом элементарном инструменте  тему (фрагменты) музыкальных произведений о природе.

Культурно-нравственная позиция младших школьников проявляется  во всех видах творческих заданий  по отношению к героям сказок, смыслу пословиц и поговорок; по  оценке музыкой, словами, интонацией поступков персонажей, рассказов с объяснением, раскрытии смысла эпизода, толковании значения поговорки, выражение своего эмоционального состояния в музыкально-художественной форме.

Развитие  коммуникативных умений и навыков происходит в процессе пения, игры, декламации стихов, устных рассказов  в выражается в  общительности, активности, доброжелательности, готовности к диалогу, легкости вступления в коммуникативный акт, дружеской поддержке товарищей словом, движением, взглядом, в творческом выполнении музыкально-речевых импровизаций.

В процессе музыкально-игровой деятельности проявляются спонтанные музыкальные способности как естественная потребность ребенка воспроизводить музыкальные звуки, передавать ритмический мотив, словесную фразу музыкой, движением тела, жестом, позой; сочинять под звучащую музыку различные движения, звуковые имитации, сопровождаемые ритмическим аккомпанементом, декламацией прибауток, потешек, стихов.

Уровни развития творческих способностей младших школьников определяются в конце каждого года обучения по результатам выполнения ими различных заданий. В зависимости от степени оригинальности, полноты, самостоятельности, оригинального подхода к выполнению заданий, проявления эмоционально-оценочного отношения к  творческому процессу диагностируется степень сформированности творческих способностей младших школьников и  планируются дальнейшие направления работы.

Творческое развитие младшего школьника в  игровой деятельности имеет по сравнению с традиционной  системой обучения целый ряд преимуществ, основными из которых являются:

  • Личностное духовно-нравственное становление ребенка в посильной, элементарной художественной деятельности;
  • Актуализация творческого потенциала детей в разнообразных видах деятельности;
  • Освоение детьми ценностей народного музыкально-поэтического творчества, расширение их музыкального кругозора, эстетического вкуса, постижение красоты в полифонии как классической, так и народной музыки;
  • Развитие театрально-драматических споосбностей, артистизма, этических норм поведения и общения;
  • Формирование положительной мотивации не только к музыкально-игровой, но к любой учебно-познавательной деятельности за счет раскрытия таких качеств, как успешность, умения диалогического общения самсотоятельность, активность.

Музыкальное обучение и воспитание в современной школе призвано не просто дать первоначальное представление о музыке, но и  всесторонне использовать её потенциал в интеллектуальном и культурно-нравственном формировании  подрастающего поколения.

При этом превращению музыки в один из ведущих рычагов гармонического развития младшего школьника способствуют следующие условия и факторы: развивающая образовательная среда, наличие квалифицированного педагога, набор самых необходимых музыкальных инструментов, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все эти слагаемые могут обеспечить положительные результаты, если они сбалансированы, представлены на необходимом и достаточном уровне, направлены на создание развивающего поля ребенка, вовлекают ненавязчиво, свободно каждого ученика в увлекательное и интересное действие-событие, связанное с музыкой.



Предварительный просмотр:

Тема: Сценическое волнение.

Способы защиты от тревоги:

приметы, талисманы;

хобби;

болезни.

Артистическая тревога.

Три вида.

1) Учебная тревожность (около 12 лет): развивается от желания сыграть на "пятерку".

2) Профессиональная тревожность: страх потерять репутацию.

3) Сценический страх.

Пять основных форм поведения при стрессовых ситуациях:

1) импульсивное, напряженное поведение;

2) трусливое поведение;

3) тормозной тип;

4) агрессивно-бесконтрольное поведение;

5) прогрессивное.

Шкала состояний.

Самое лучшее состояние на сцене - идеальное.

Оптимальное состояние - состояния куража.

Нормальное рабочее состояние - мастерство преобладает над непосредственностью.

Тревожно-напряженное состояние.

Паника.

Апатия.

Причины волнения.

1) Сочинение плохо проработано.

2) Чрезмерная подготовка.

3) Скрытые противоречия психомоторики: предположили, что проявляются неожиданно, как следствие неправильно выбранного в детстве инструмента (неправильно выбранной профессии).

4) Фактор опыта.

Важно знать культуру поведения на сцене.

Стиль жизни влияет на исполнение.

Четыре сценических комплекса.

1) Страх страха.

2) Страх забыть текст связан с отсутствием внимания, не зависит от того, как выучен текст.

3) Страх сравнения (или критики).

4) Сомнение в своих исполнительских способностях.

5) Завышение цены ошибки (не надо воспринимать неудачу, как глобальную катастрофу).

6) Психологическая защита (от профессиональной неуверенности).

Козловский:

"В зале есть люди, которые меня любят, как бы я не спел, они мне простят мои ошибки.

В зале есть люди, которые меня не любят, они всегда найдут ошибки, как бы я не спел.

В зале есть люди, которые меня не знают, они воспримут мое исполнение так, как смогут, для них я и буду петь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."

В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...

Развитие творческих способностей младших школьников в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формиированию основ коммуникативной компетенции младших школьников....

Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности.

Игровые творческие задания для всех видов музыкальной деятельности....

"Английский театр" как средство формирования творческих способностей младших школьников во внеурочное время

Интересное обучение, творческая деятельность способствуют формированию личности учащегося, закреплению и углублению знаний, умений и навыков, которые были получены во время учебного процесса. В ...

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...