К вопросу построения системы оценивания предметных достижений обучающихся
статья по английскому языку по теме
Статья посвящена общим вопросам построения системы оценивания достижений изучающих иностранный язык. Тезисы составлены с учетом требований ФГОС к оценоной деятельности на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К вопросу построения системы оценивания предметных достижений обучающихся | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу построения системы оценивания предметных достижений обучающихся
Кучменко Наталья Александровна
учитель английского языка
МБОУ «Лицей №2»
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
На наш взгляд данная притча как нельзя лучше интерпретирует состояние современного образования, в котором все зависит от стиля деятельности субъектов процесса. В связи с актуализацией задачи обеспечения качества принципиально нового образования функция оценивания, в целом, и учебной деятельности обучающихся, в частности, приобретает новые смыслы и помещается в иные контексты. Прежде всего, изменяется узкое понимание цели, которую «обслуживает» процедура оценивания.
Реализуемый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) среди прочего направлен на «формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы» общего образования в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования». В связи с этим, актуальность вопроса о построении системы оценивания предметных достижений обучающихся становится очевидной.
Системно-деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), определяемый ФГОС как основа организации развития личности обучаемого, предполагает использование современных образовательных технологий деятельностного типа, одна из которых - оценивание образовательных достижений. Следует вспомнить, что в традиционной модели требования предъявляются к результату, оценка и отметка практически не разводятся и оценка дается только учителем на основе его знаний и опыта. В развивающей образовательной системе наблюдается трехуровневый подход к оцениванию: обязательный минимум – программные требования – индивидуальный максимум. При оценивании процесса и результата отметка ставится только за результат решения задачи, объект оценивания – предметные достижения, общеучебные умения, компетенции.
Вышеизложенное дает объяснение ключевой идеи нового подхода к системе оценивания, которая направлена не на выявление каких-либо недостатков, а рассматривается как анализ процесса познания, степени включенности в него, позволяющий определить направления на дальнейшее развитие.
Особый интерес для нас представляет объект оценивания – предметные достижения в области «Филология. Иностранный язык».
Предметная область «Филология» обеспечивает приращение умений необходимых для «человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности». Учитывая, что язык, в том числе и иностранный, объективно является «общественной ценностью» (А.С. Воробьева), его включение в ООП можно считать социальным заказом, соответственно результаты освоения предмета непосредственно влияют на способность использовать навыки, приобретенные в процессе изучения в повседневной жизни.
Среди прочих результатов изучения предметной области «Иностранный язык» - «создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня…, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки …». В связи с этим оценивание предметных результатов по английскому языку не должно быть фиксацией итогов, а стать «точкой», за которой следует новый виток развития личности обучающегося.
Однако, практика показывает, что в настоящее время оценивание предметных достижений не является системной деятельностью и отмечаются его следующие недостатки:
- направленность оценки преимущественно на внешний контроль;
- ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения;
- отсутствие показателей и индикаторов оценивания речевых умений для разных этапов обучения;
- разработанные критерии оценивания зачастую не содержат описания действий или деятельности, свидетельствующих о достижении какого-либо результата образования.
Неразработанность целостной системы оценивания предметных достижений обучающихся, к сожалению, продолжает фиксировать полученные знания, умения, навыки, характер личностных приобретений остаётся неоцененным, несмотря на то, что последнее выступает неотъемлемой частью предметных результатов. В этой связи, предполагаются изменения в системе оценивания предметных достижений:
- оценка обучения закладывает основу для обратной связи, которая поможет обучающимся улучшить их результаты;
- оценка обеспечивает основу для назначения отметок;
- оценка обучения даёт педагогу представление о том, что следует изменить в учебном процессе.
Вслед за A. Colby, E. Beaumont, J. Stephens (“Educating citizens”) особо подчеркиваем роль обратной связи в обучении, так как регулярная обратная связь ведёт к корректировке показателей, является важным элементом продуктивного, деятельностного обучения.
Предполагается, что цель оценивания в предметной области значительно расширяется и выходит далеко за рамки контроля, другими словами, создаются такие психолого-педагогические условия, в которых обучающийся занимает активную позицию и раскрывается как субъект образовательной деятельности:
- обучение на собственных ошибках;
- понимание и принятие личностно-значимого;
- выявление, того, что получается и пробелов в освоении содержания предмета;
- отслеживание процесса движения в содержании.
В целом от организации процесса оценивания зависит отношение обучающихся к учебной деятельности, их познавательная мотивация.
На стадии теоретического осмысления проблемы сформулирована перспектива развития темы: разработать систему критериального оценивания на основе принципов технологии развивающего обучения, когда оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; базой для критериев выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; отметки отражают результаты деятельности обучающегося, но не его личные качества; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки носят характер «прозрачности», т.е. они известны субъектам образовательного процесса и даже могут вырабатываться совместно; учащиеся «включены» в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Система критериев выстраивается в одной из трех содержательных линий – коммуникативных умений (область говорения). К данной содержательной линии определяется результат в форме соответствующей компетенции, которые описываются через виды деятельности и критерии к ним.
Особое внимание будет уделено заданиям и упражнениям, направленным на выработку умений самооценивания и осуществления рефлексии обучающимися средствами английского языка. Эти элементы обучения включаются в содержательную часть рабочей программы предмета «Иностранный язык», в раздел «результаты обучения».
Таким образом, по нашему мнению, смысл организации оценочной системы в предметной области заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных проблем, составляющих содержание современного образования.
Литературные источники:
- Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
2. Кузовлев В.П. , Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык. Рабочие программы 5-9 классы.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. A. Colby, T. Ehrlich, E. Beaumont, J. Stephens, L. S. Shulman. Educating Citizens: Preparing America's Undergraduates for Lives of Moral and Civic Responsibility. –2003. –263 с.
5. A. Hughes. Testing for Language Teachers. – Cambridge University Press. – 2008. – 246 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
Кредитно-рейтинговые и многобалльные системы оценивания образовательных достижений обучающихся.
Статья о кредитно-рейтинговых и многобалльных системах оценивания образовательных достижений обучающихся, на примере обучающихся СПО....
Критерии оценивания предметных достижений обучающихся по бурятскому языку
Критерии оценивания...
Система оценивания результатов достижений обучающихся на уроках физической культуры
Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели...
Система оценивания результатов достижений обучающихся на уроках физической культуры
Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, слу...
Система оценивания образовательных достижений обучающихся
Система оценки образовательных результатов по биологии...
Система оценивания предметных результатов обучающихся по критериям ФОП
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется АДМИНИСТРАЦИЕЙ образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устана...