Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников.
статья по английскому языку на тему
Основной целью для преподавателя в ходе занятий по иностранному языку с учащимися младших классов является создание ситуации успеха в их коммуникативной деятельности.
Процесс компенсации физиологических функций не требует специального обучения и происходит путем осуществляемой в центральной нервной системе автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций. Компенсация на уровне сложных психических процессов протекает путем сознательного переобучения и осуществляется с помощью вспомогательных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualizatsiya.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
Актуализация ситуации успеха при обучении иностранному языку младших школьников.
Выделяя в структуре возможностей образовательный, практический, воспитательный и развивающий компоненты, можно выделить на первый план два последних компонента. При непосредственной форме общения на занятиях по иностранному языку у учащихся развиваются умения, связанные с организацией учебной деятельности: слушать учителя и собеседника, работать в разных режимах, взаимодействуя друг с другом, контролировать свои действия и действия других учащихся. А также умения, связанные с интеллектуальными процессами: наблюдать языковые явления - в речи учителя, сравнивать и сопоставлять их в иностранном и в родном языке, выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания. Кроме того, на занятиях по иностранному языку у учащихся развиваются творческие способности в различных областях предметно-практической деятельности, актуальной для детей младшего школьного возраста.
Основной целью для преподавателя в ходе занятий по иностранному языку с учащимися младших классов является создание ситуации успеха в их коммуникативной деятельности.
Процесс компенсации физиологических функций не требует специального обучения и происходит путем осуществляемой в центральной нервной системе автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций. Компенсация на уровне сложных психических процессов протекает путем сознательного переобучения и осуществляется с помощью вспомогательных средств.
Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает компенсаторное решение коммуникативных проблем, является для школьников, имеющих трудности в учении, защитой, средством, которое позволяет им отвлечься от негативной речевой практики в родном языке. Главное назначение иностранного языка - создание условий, способствующих устранению неуверенности младших школьников в успешности учебной деятельности, эмоциональных и поведенческих затруднений, а также позволяющих компенсировать трудности коммуникативного характера.
Эффективность формирования коммуникативной успешности у младших школьников повышается при включении их в учебное общение на основе создания ситуации успеха. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на занятиях по иностранному языку, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъем. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы еще раз пережить радость успеха.
Таким образом, ситуация успеха на занятиях по иностранному языку выполняет функцию коммуникативно-развивающей среды, которая определяется нами как особое состояние актов общения младшего школьника с одноклассниками и учителем.
Согласно авторской концепции, достижение младшим школьником коммуникативной успешности реализуется при помощи адаптации дидактического процесса к особенностям его развития. В основу экспериментального обучения положена специально разработанная система дидактических условий, представляющая собой комплексное использование элементов дидактического процесса, к которым относится интеграция средств педагогической коммуникации и учебной информации - игровых методов, групповых форм организации учебного общения и содержания заданий на занятиях по иностранному языку.
Изучение иностранного языка - это не столько восприятие или ассимиляция информации, сколько участие обучаемых в деятельности общения.
В ходе учебного общения младших школьников на занятиях по иностранному языку создаются естественные условия для достижения ими коммуникативной успешности.
Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий, нашедшего отражение в программе экспериментального обучения, ориентированного на достижение коммуникативной успешности младшими школьниками.
Программой определена коммуникативная направленность упражнений, а также их объем и целевое назначение.
По данным педагогического наблюдения и анализа психолого-педагогической литературы в работе с младшими школьниками наиболее приемлемыми являются: упражнения игрового характера, пение, хоровая декламация, занятия изобразительной деятельностью с комментированием, упражнения на ритмизацию моторных процессов.
При составлении программы экспериментального обучения данные виды работы были адаптированы к условиям обучения детей, испытывающих коммуникативные трудности.
Упражнения, представленные в программе, имеют корригирующую направленность:
- игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку учащихся; пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа;
-изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и с использованием трафаретов) активизирует умственную и речевую способности;
-упражнения на ритмизацию моторных процессов (задания на развитие координации рук и ног, мелкой моторики) способствуют формированию пространственных представлений, осознанности собственных движений, навыков невербального общения.
В качестве иллюстрации предлагается фрагмент плана занятия по иностранному языку в группе младших школьников, испытывающих трудности в учении.
Цель: развитие навыков использования вербальных и невербальных средств общения.
Задачи:
-снятие тревожности, создание положительного эмоционального настроя;
-развитие коммуникативных умений, фонематического слуха, речевого слуха, артикуляционной моторики, зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, координации рук и ног, тонких движений пальцев рук и кистей.
Оснащение: картинки, трафареты, пластилин.
Фонетические упражнения: Учащиеся сидят за столами. Учитель показывает картинки и называет их, а учащиеся отгадывают, какой звук встречается во всех произнесенных словах. Затем учитель показывает картинки и называет слова, содержащие звук [o]. Учащиеся называют данный звук. Затем повторяют слова с этим звуком: cock, dog, fox, frog.
Разучивание песни:
It is a cock.
It is a dog.
It is a fox.
It is a frog.
Пальчиковый тренинг:
а) Учитель называет слово, используя иллюстративный показ при помощи пальцев рук. Учащиеся быстро понимают значение знакомых по фонетическому упражнению слов.
•Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы смотрят в стороны и подняты вверх: It is a cock.
•Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается: It is a dog.
б) Учащиеся вслед за учителем изображают животных при помощи пальцев рук.
в) Учитель называет животное, а учащиеся изображают его.
г) Учащиеся называют слово, которое изобразили.
Проведение игры на внимание. Учитель говорит: cocks fly, dogs run, pigs go, frogs jump, а учащиеся каждый раз поднимают руку, если утверждение правильное. Если неправильное утверждение, например, dogs fly, тогда учащиеся руки не поднимают.
В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям время подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действиями. В дальнейшем игра усложняется: учитель говорит быстрее, а потом сам каждый раз поднимает руку независимо от того, правильное или неправильное было высказывание.
Ритмизация моторных процессов: Ноги вместе, руки вдоль туловища. Одновременно выполнять движения руками и ногами:
на счет 1 - ноги врозь прыжком, руки на пояс;
на счет 2 - ноги прыжком вместе, руки на плечи;
на счет 3 - ноги прыжком врозь, руки вверх;
на счет 4 - ноги вместе, руки вдоль туловища.
Темп постепенно ускоряется.
Команды учителя:
One. Legs apart! Hands on hips!
Two. Legs together! Hands to the shoulders!
Three. Legs apart! Hands up!
Four. Legs together! Hands down!
Использование трафаретов. Учитель выкладывает перед каждым учеником карточки и предлагает назвать животных, изображенных на них. Затем предъявляет поочередно трафареты. Ученик, имеющий
карточку с изображением, на которое можно наложить трафарет, говорит: "It’s my dog" и кладет его на карточку так, чтобы трафарет и изображение полностью совпали.
Выполнение коллективной работы из пластилина.
а) Учащиеся лепят животных и рассказывают, кто у них есть.
I have a cock.
I have a dog.
I have a fox.
I have a frog.
б) Учащиеся поют о том, кого они видят.
I see a cock.
I see a dog.
I see a fox.
I see a frog.
Результаты экспериментального обучения свидетельствуют о том, что включение предмета «Иностранный язык» в контекст жизнедеятельности младшего школьника имеет огромный потенциал возможностей для создания ситуации успеха в организации значимой для ребенка деятельности, определяющей необходимость общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция базовые условия продуктивного обучения иностранным языкам младших школьников.
Наша задача организовать работу детей таким образом, чтобы постепенно формировать у них потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком. Систематическое повторение язык...
Психологические особенности обучения иностранному языку младших школьников.
Обязательное обучение иностранному языку со второго класса введено сравнительно недавно. Многим учителям пришлось столкнут...
Методы и приемы обучения иностранному языку младших школьников
Данная статья рассказывает о методах и приемах обучения английскому языку младших школьников...
Статья "Игровые технологии в обучении иностранному языку младших школьников"
Использование разного рода игр на уроках иностранного языка...
Статья для фестиваля педагогических идей "Открытый урок":«Формирование лексических навыков при обучении иностранному языку младших школьников»
Статья знакомит с приемами опережающего введения лексики при обучении английскому языку....
Ситуация успеха на уроке иностранного языка
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в...
«Использование игровых технологий в обучении иностранным языкам младших школьников»
quot;Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет&qu...