«Использование игровых технологий в обучении иностранным языкам младших школьников»
материал по английскому языку (5 класс)
"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игровых технологий в обучении иностранным языкам младших школьников»
"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" .А.С. Макаренко
Новые образовательные стандарты подчеркивают, что стратегической целью обучения иностранным языкам сегодня является формирование и развитие межкультурной компетенции, готовности и умения эффективно участвовать в межкультурном общении. Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыслящих, компетентных людей, обладающих культурологическими знаниями, способных психологически и функционально включаться в самостоятельную жизнь.
При определении целей занятий обязательно учитываются личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход к обучающимся, что побуждает их к большей самостоятельности и активности. Английский язык в настоящее время приобрел статус языка глобального общения. И я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям.
Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений.
Учителю иностранного языка нужно организовывать урок так, чтобы учащиеся осознавали необходимость изучения иностранного языка, а на уроке не просто узнавали что-то новое, а решали определенную коммуникативную задачу. А для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса обучения.
Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Другими словами, обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.
Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Игровые технологии решают дидактические, развивающие, воспитывающие и социализирующие задачи.
Игра является естественной для учащегося формой обучения, так как через нее удобно нам, взрослым, дать учебный материал, а детям удобно и естественно его взять. Иными словами, игра – это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного материала, влияющего на развитие психики ребенка.
Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.
Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом.
Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для него языковая коммуникация стала потребностью.
А для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса обучения.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям: создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно; стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении; затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; активизировать деятельность детей; делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе; создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения. Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая таким образом окружающий мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки, которые помогают делать урок зрелищным, и игрушечный телефон, по которому дети звонят друг другу, дети приходят в театр кукол, магазин игрушек, школу зверей, на спортивный праздник и т.д. У детей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физического переутомления. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.
Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. При всем разнообразии сюжетов в играх скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.
Эффективность игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников. Продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении достигает пяти минут. Целесообразность использования игр в начальных классах обусловлена тем, что дети отдают предпочтение групповой форме учебной работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Игры полезно проводить на любом этапе урока, но иногда лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Во время игры учащихся не следует прерывать, так как это нарушает атмосферу общения. Психологи отмечают, что люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника.
Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность.
Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
- языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)
- коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
М.Ф. Стронин выделяет два раздела таких игр:
1) Грамматические. Лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.
2)Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в игре. Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
Формы проведения уроков с применением игровых технологий могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес.
Ученики обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать, поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.
И, безусловно, ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.
В данной работе я предлагаю вам варианты игр для начального уровня, которые с успехом опробованы в моей практике. Это лишь модели и образцы, которые вы можете менять и расширять, а так же использовать именно в том порядке, в каком даю их я.
- Triple definitions (Тройное определение)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, как Listening, Reading, Writing.
Цель: Улучшить навык аудирования и способность учеников узнавать слова пассивного словаря.
Необходимый материал: Бумага и карандаш у каждого. Список из 30 или более слов на доске или проекторе.
Описание: Каждый ученик рисует сетку для игры в крестик-нолик и выбирает 9 слов из числа написанных на доске. Он вписывает эти 9 слов в свои 9 ячеек на бумаге. Например можно выбрать следующие слова и вписать их в таком порядке:
sleep | small | potato |
music | socks | laugh |
knife
| little | hungry |
Учитель в произвольном порядке берет слова из числа написанных, и, не называя, даёт им определения. Например:
«It`s the opposite of *big*»
«What do you do when someone tells a funny story.»
«What you use to cut meat.»
«How you feel when you haven`t eaten in a long time.»
Когда слово в сетке ученика совпадёт с определением, данным учителем, ученик перечеркивает это слово. Первый, кто перечеркнет три слова подряд (по вертикали, горизонтали или диагонали) – победитель. Игру можно поворить с самого начала с новой сеткой и новыми словами.
- Password (Пароль)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, как Listening, Reading, Speaking.
Цель: Увеличить словарный запас.
Необходимый материал: Листы бумаги, на которых написано по одному слову. Можно писать существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, известные ученикам.
Описание: Класс делится на 5 команд по 2 человека в каждой. Если в группе больше десяти человека, разбейте класс на равные по возможности команды из любого количества учеников.
От каждой команды выходит по одному человеку (А1,B1,C1,D1,E1), им показывают карточку с паролем (например, CUP). По очереди эти ученики говорят своему партнеру по команде одно слово, которое, как им кажется, может помочь ему угадать пароль. Например А1 может сказать – «glass»,а его партнёр решит, что это «window». В1 может сказать «drink», а его партнёр решит, что это «milk». C1 скажет «coffee», и его партнер решит, что это «tea». D1 назовет слово «sauser», и его партнер, может быть скажет, что это «сup». Поскольку это и есть пароль, команда Dвыигрывает очко. Тогда от команд выходят вторые игроки, им показывают новое слово-пароль, и команда D, выигравшая предыдущий раунд, начинает первой. Первой команде всегда труднее выиграть, чем последней, потому что игроки команд слышат ответы друг друга, поэтому победа в предыдущем раунде уменьшает шанс выиграть в следующем.
Я разрешаю ученикам называть части речи (noun, например), это тоже часто помогает угадать пароль. В качестве подсказки я советую использовать в качестве подсказок предыдущие подсказки, например, сказать, что это слово «противоположно по смыслу», «длиннее» или «похоже» (opposite, longer, shorter)на то слово.
- Segmented Sentences (Предложения вразбивку)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, какReading, Writing.
Цель: Повторить порядок слов в предложении и оценить знания учащихся в этой области.
Необходимый материал: Картонные карточки (200-400) и маркер. Размер карточек от 7 до 13 см.
Описание: Учитель придумывает некоторое количество предложений, уровень сложности которыхсоответствует знаниям учащихся. Каждое предложение записывается на карточках, одно слово – одна карточка, затем набор карточек с этим предложением, хорошо перемешанный, дается ученику. Ему необходимо расположить карточки в нужном порядке. Например:
7.40 | friend | at | to | comes | his | school |
Когда ученик решает, что справился с задачей правильно, он зовет учителя. Если всё действительно верно, он перемешивает карточки и отдает их, а взамен получает новую колоду.
Тех, кто быстро справится с заданиями, можно привлечь к проверке предложений, составленных другими.
Чтобы избежать перемешивания колод с разными предложениями и чтобы ученики не боялись потерять или перемешать карточки, колоды должны быть помечены кодом, включающим литеру и количеств карточек.
- Word Scrambles (Перепутанные слова)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, какReading, Writing.
Цель: Увеличить словарный запас и улучшить орфографию.
Необходимый материал: Список слов с переставленными буквами, карандаш и бумага, проектор или доска.
Описание: Ученикам дается список перепутанных слов на доске, проекторе или на бумаге и их просят расшифровать их. Первый, кто справится со всеми словами, - побеждает. Слова, безусловно, должны быть знакомы.
POSASIFHOAPINMNTAUUTRWINE
Длина списка зависит от того, сколько времени вы можете дать на игру, а также от того, насколько игра будет интересна ученикам.
Как вариант список можно ограничить категорией значения слов. Например, только профессия, или столицы мира, или мебель. В первый раз, обычно, разбивают класс на команды по 3-5 человек и устраиваю соревнования между ними. Работа в команде позволяет ученикам учиться друг у друга и обретать уверенность в себе.
- Commands (Команды)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, какSpeaking, Listening. Описание: Класс разбивается на две группы (А и В). Учащиеся по очереди дают команды своим оппонентам из второй группы. Одно очко присваивается за правильно данную команду и одно за правильно выполненное действие. Трудность команды зависит от уровня знаний ваших учеников. Например:
А1: «Touchyourtoes!»
B1: Performs the action
B1: «Point to the window!»
A1: Performs the action
А1: «Laugh quietly!»
B1: Performstheaction…
Команды должны быть такими, чтобы их можно было выполнить в условиях класса. Чтобы подстегнуть творческое мышление учеников, можно давать за оригинальность 2 очка, а за обычную команду – одно.
Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игровые технологии в обучении иностранному языку младших школьников"
Использование разного рода игр на уроках иностранного языка...
Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»
Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации показывают, как с помощью игр...
«Использование игровых технологий в обучении иностранному языку.»
laquo;Использование игровых технологий в обучении иностранному языку.»...
Игровые технологии в обучении французскому языку младших школьников
Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку....
Использование игровых технологий для развития физических способностей младших школьников
Использование игровых технологий для развития физических способностей младших школьников...
ДОКЛАД «Использование игровых технологий при обучении иностранному языку»
ДОКЛАД«Использованиеигровых технологий при обучении иностранному языку»...
Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...