Организация внеурочной деятельности на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Гервальд Анастасия Алексеевна

В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал "иностранного языка" как предмета. Вэтой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных и метапредметных и личностных результатов образования школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Организация внеурочной деятельности по иностранному языку

( реферат)

                                                                 Исполнитель:

                                                                 Гервальд Анастасия Алексеевна,

                                                                учитель английского языка

                                                                 МБОУ «СОШ с углубленным

                                                                  изучением отдельных предметов №32»

                                                                 г. Прокопьевска                      

                                                               Консультант:

                                                               Приходько Елена Валерьевна

Кемерово 2014

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку

1.Основные направления внеурочной деятельности…………………5

2. Принципы организации внеурочной деятельности………………...10

3. Формы внеурочной деятельности…………………………………...11

4. Структура рабочей программы внеурочной деятельности………...13

  1. Заключение……………………………………………………………....18
  2. Список литературы……………………………………………………...19

Введение

  В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

       Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо  включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

       Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

       В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. В этом и является актуальность выбранной методической темы: « Организация внеурочной деятельности  по иностранному языку».

Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку

  1. Направления внеурочной деятельности

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность  - это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.

- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного  и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке)

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но  и  развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и,как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя.

Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме) и метапредметных (умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование и развитие компетентности в области ИКТ) результатов, требования к которым прописаны в образовательном стандарте второго поколения.

Значение внеурочной деятельности при обучении иностранному языку трудно переоценить, так как внеклассные мероприятия помогают обучающимся усвоить учебный материал и овладеть  с помощью доступных и интересных методов. Осуществление внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

- усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного языка(ведет к достижению предметных результатов);

- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;

- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

- развитие их творческих способностей,самостоятельности,эстетических

вкусов (метапредметные результаты);

- повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);

- воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).

Следует отметить, что хотя цели и задачи урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку совпадают, в их содержании,организации   и   формах наблюдаются существенные различия.

1. Добровольный характер участия учащихся во внеурочной деятельности в отличие от обязательности урочной.Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы исходя, прежде всего из своих интересов, желания узнать что-тоновое,заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеурочной деятельности по иностранному языку обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать,углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2.Внеурочный характер занятий, который выражается,во-первых,вотсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени,места,формы их проведения.Местом проведения работы может быть парк,зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний,навыков и умений,оценок в баллах.Проверка результатов   внеклассной   работы осуществляется в  форме отчетовконцертов,сборов,    выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль,во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы,   отвечающих интересам учащихся начальной школы, их склонностям.

2. Принципы организации внеурочной деятельности

Принципы   добровольности   и   массовости,   принцип   учета   и   развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.

Принцип добровольности состоит  в том, что ученики включаются   во внеурочную деятельность по собственному желанию.

Принцип массовости предусматривает   активное   участие   во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету.

Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта,интересов,желаний,наклонностей,мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего,состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и   воспитательных   целей внеклассных занятий и мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов,которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих УМК по иностранному языку.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и   в   комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

3. Формы внеурочной деятельности

В методической литературе и в практике школы традиционно различаю три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая.

В основу такого деления возложен признак количественного охвата участников.

Индивидуальная внеурочная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране,язык которой изучается,о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи,песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия,   оформляют   стенгазеты,   альбомы,   стенды   и   т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников,объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки:разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки. Положительно комбинированные кружки,где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного.Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера, фестивали, конкурсы,карнавалы,тематические вечера   ит.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По содержанию можно выделить такие формы внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе:

1) соревновательные (конкурс,   игра,   олимпиада, викторина и др.);

2) средства массовой информации (стенгазета,объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и др.);

3) культурно-массовые (праздник,   посвященный традициям родной страны или страны, язык которойизучается;праздник, посвященный знаменательной дате:Christmas, the 23d ofFebruary, Mother’sDay, etc.; тематические внеклассные мероприятия: A HappyFamily, MyHome, A FunnyZoo, etc.).

4. Структура рабочей программы внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности по иностранному языку   включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.

Пояснительная записка к программе раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу программы, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание программы, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.

Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа.

В результате реализации данной программы учащиеся 4  года обучения должны:

Знать/понимать:

  • особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
  • названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
  • произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  •  наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;

- читать и выполнять различные задания  к текстам;

- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;

- понимать на слух короткие тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
  • выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  •  расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника,  участвовать в элементарном этикетном диалоге;
  • инсценировать изученные сказки;    
  •  сочинять  оригинальный текст на основе плана;
  • соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами  и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
  •  участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.  Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность,  способствовали формированию его компетентности, идентичности. 

     Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов  - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе на иностранном языке о толерантности ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В связи с этим учителям рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с иноязычной информацией  воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества). При  исследовании  и обсуждении данных вопросов эффективны внутригрупповые дискуссии, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их с своей собственной.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.

Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности:

        На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.

        Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

       Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

          Форма подведения итогов:

         Итоговой работой по завершению каждой темы  являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.

         После каждого года обучения педагогу стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать: - что внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ;

- внеурочная деятельность обучаемых играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых,способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению интереса,углублению знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых,помогает организовать свободное время учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

Список литературы

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /пособие для учителя/  Д. В. Григорьев,  П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение /пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

3.Примерные программы внеурочной деятельности.   Начальное и основное образование  / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др./ ; под ред. В.А.Горского. – М. : Просвещение, 2010.

4.Интервью с советником управляющего директора издательства «Просвещение»  М.Р.Леонтьевой на тему «Зачем нужна рабочая программа?»  / А.Уварова /Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Организация внеурочной деятельности по иностранному языку

( реферат)

                                                                 Исполнитель:

                                                                 Гервальд Анастасия Алексеевна,

                                                                учитель английского языка

                                                                 МБОУ «СОШ с углубленным

                                                                  изучением отдельных предметов №32»

                                                                 г. Прокопьевска                      

                                                               Консультант:

                                                               Приходько Елена Валерьевна

Кемерово 2014

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку

1.Основные направления внеурочной деятельности…………………5

2. Принципы организации внеурочной деятельности………………...10

3. Формы внеурочной деятельности…………………………………...11

4. Структура рабочей программы внеурочной деятельности………...13

  1. Заключение……………………………………………………………....18
  2. Список литературы……………………………………………………...19

Введение

  В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

       Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо  включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

       Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

       В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. В этом и является актуальность выбранной методической темы: « Организация внеурочной деятельности  по иностранному языку».

Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку

  1. Направления внеурочной деятельности

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность  - это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.

- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного  и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке)

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но  и  развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и,как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя.

Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме) и метапредметных (умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование и развитие компетентности в области ИКТ) результатов, требования к которым прописаны в образовательном стандарте второго поколения.

Значение внеурочной деятельности при обучении иностранному языку трудно переоценить, так как внеклассные мероприятия помогают обучающимся усвоить учебный материал и овладеть  с помощью доступных и интересных методов. Осуществление внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

- усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного языка(ведет к достижению предметных результатов);

- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;

- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

- развитие их творческих способностей,самостоятельности,эстетических

вкусов (метапредметные результаты);

- повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);

- воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).

Следует отметить, что хотя цели и задачи урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку совпадают, в их содержании,организации   и   формах наблюдаются существенные различия.

1. Добровольный характер участия учащихся во внеурочной деятельности в отличие от обязательности урочной.Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы исходя, прежде всего из своих интересов, желания узнать что-тоновое,заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеурочной деятельности по иностранному языку обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать,углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2.Внеурочный характер занятий, который выражается,во-первых,вотсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени,места,формы их проведения.Местом проведения работы может быть парк,зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний,навыков и умений,оценок в баллах.Проверка результатов   внеклассной   работы осуществляется в  форме отчетовконцертов,сборов,    выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль,во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы,   отвечающих интересам учащихся начальной школы, их склонностям.

2. Принципы организации внеурочной деятельности

Принципы   добровольности   и   массовости,   принцип   учета   и   развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.

Принцип добровольности состоит  в том, что ученики включаются   во внеурочную деятельность по собственному желанию.

Принцип массовости предусматривает   активное   участие   во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету.

Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта,интересов,желаний,наклонностей,мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего,состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и   воспитательных   целей внеклассных занятий и мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов,которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих УМК по иностранному языку.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и   в   комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

3. Формы внеурочной деятельности

В методической литературе и в практике школы традиционно различаю три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая.

В основу такого деления возложен признак количественного охвата участников.

Индивидуальная внеурочная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране,язык которой изучается,о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи,песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия,   оформляют   стенгазеты,   альбомы,   стенды   и   т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников,объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки:разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки. Положительно комбинированные кружки,где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного.Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера, фестивали, конкурсы,карнавалы,тематические вечера   ит.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По содержанию можно выделить такие формы внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе:

1) соревновательные (конкурс,   игра,   олимпиада, викторина и др.);

2) средства массовой информации (стенгазета,объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и др.);

3) культурно-массовые (праздник,   посвященный традициям родной страны или страны, язык которойизучается;праздник, посвященный знаменательной дате:Christmas, the 23d ofFebruary, Mother’sDay, etc.; тематические внеклассные мероприятия: A HappyFamily, MyHome, A FunnyZoo, etc.).

4. Структура рабочей программы внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности по иностранному языку   включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.

Пояснительная записка к программе раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу программы, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание программы, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.

Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа.

В результате реализации данной программы учащиеся 4  года обучения должны:

Знать/понимать:

  • особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
  • названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
  • произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  •  наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;

- читать и выполнять различные задания  к текстам;

- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;

- понимать на слух короткие тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
  • выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  •  расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника,  участвовать в элементарном этикетном диалоге;
  • инсценировать изученные сказки;    
  •  сочинять  оригинальный текст на основе плана;
  • соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами  и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
  •  участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.  Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность,  способствовали формированию его компетентности, идентичности. 

     Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов  - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе на иностранном языке о толерантности ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В связи с этим учителям рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с иноязычной информацией  воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества). При  исследовании  и обсуждении данных вопросов эффективны внутригрупповые дискуссии, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их с своей собственной.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.

Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности:

        На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.

        Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

       Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

          Форма подведения итогов:

         Итоговой работой по завершению каждой темы  являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.

         После каждого года обучения педагогу стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать: - что внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ;

- внеурочная деятельность обучаемых играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых,способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению интереса,углублению знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых,помогает организовать свободное время учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

Список литературы

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /пособие для учителя/  Д. В. Григорьев,  П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение /пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

3.Примерные программы внеурочной деятельности.   Начальное и основное образование  / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др./ ; под ред. В.А.Горского. – М. : Просвещение, 2010.

4.Интервью с советником управляющего директора издательства «Просвещение»  М.Р.Леонтьевой на тему «Зачем нужна рабочая программа?»  / А.Уварова /Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках английского языка

Английский язык как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Использование новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и открывает боль...

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Справка об организации внеурочной деятельности в рамках английского языка

Важная роль в системе непрерывного обучения английскому языку отводится внеурочной деятельности: факультативы, кружки, классные часы, социально-значимые проекты и т.д. Даны направления внеурочной деят...

Организация внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Теоретическая часть и практическая часть (рабочая программа внеурочной деятельности в 7 кл.)...

Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;Развиваются творческие способности ученика; Сним...