"Личностно-ориентированное образование как педагогическая инновация"
статья на тему
Выступление на городском семинаре для руководителей методических объединений иностранных языков
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Личностно-ориентированное образование как педагогическая инновация».
Выступлении на семинаре для руководителей методических объединений учителей иностранных языков школ города «Личностно-ориентированное образование как педагогическая инновация. Содержание и технологии работы с одаренными детьми» 28 января 2011 года.
Идея личностно-ориентированного образования была выдвинута в нашей стране еще в конце 1970 годов в работах психолога И.С. Якиманской.
Ираида Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО. Имеет около 200 научных работ.
Идеи Якиманской в применении к изучению иностранных языков получили свое развитие в работах И.А. Зимней, в начале 1990 годов («Психология обучения иностранным языкам», «Метод проектов в обучении иностранным языкам» и др).
Однако, применение личностно-ориентированного подхода стало возможно в нашей стране лишь в последнее десятилетие благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
В документах по модернизации школы четко выделены три приоритетных направления образования в современном постиндустриальном информационном обществе: информатизация образования, обучение иностранным языкам, овладение социально-экономическими знаниями.
Выпускник школы должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Личностно-ориентированный подход оказал влияние на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и приёмы/технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.).
Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы.
В последние годы создана законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы: разработана и одобрена «Национальная доктрина образования», доработан и принят «Закон об образовании», разработаны три варианта Базисного учебного плана, к достоинствам которых следует отнести то, что, во-первых, во всех трех закреплено начало обучения иностранным языкам со II класса начальной школы, то есть в период, когда дети особенно восприимчивы к овладению языками. Во-вторых, во всех вариантах Базисного учебного плана на изучение иностранного языка в основной школе отводится 3 часа в неделю, то есть допустимый минимум часов для такого деятельностного учебного предмета, как иностранный язык. И, наконец, во всех трёх вариантах плана изучение иностранного языка на старшем этапе признается обязательным. Более того, выделяются два возможных уровня обученности – общеобразовательный и профильный.
Разрешите напомнить основные теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в обучении
Личностно-ориентированная образовательная концепция позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития.
Личностно-ориентированного система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в "заданном русле" (как это было в традиционной системе), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Чтобы проиллюстрировать это положение, приведем в качестве примера результаты анализа двух возможных образовательных парадигм: обучение как "передача знаний, навыков и умений" и обучение, нацеленное на "свободное раскрытие личности"
Обучение как передача знаний, навыков и умений | Обучение как свободное раскрытие личности |
На уровне целeполагания | |
Передача учебного содержания: знаний, умений, достижение планируемых нормативов | Личностное развитие, способность к деятельности |
На уровне взаимоотношений учителя и ученика | |
Ученик — объект, "переработчик информации"; Учитель — субъект, активно действующее лицо
| Ученик — субъект, активно действующее лицо; Учитель — помощник, консультант. |
С точки зрения качества учения | |
Ориентировано на учителя, жестко управляемое; рецептивно-репродуктивное; учение через "научение" | Ориентировано на ученика; свободное, спонтанно-продуктивное; учение в ходе выполнения какого-либо дела |
С точки зрения отдельных особенностей преподавательской деятельности и определения целей | |
Жесткая зависимость между целью, содержанием обучения и учения и их и методами; принятие целей учащимися | Взаимосвязь между целями обучения и учения и их реализацией; постановка целей самими учащимися |
Дидактическое планирование | |
Ориентировано на учебный материал, учебные действия | Ориентировано на анализ ситуации усвоения предмета |
Реализация дидактических действий | |
Направленность на логику и систематику учебного предмета; Обязательное содержание; Дисциплина, прилежание, напряжение; проявление личной инициативы учащегося мешает учителю | Направленность на логику мира ребенка, его индивидуальные особенности; Факультативное содержание; Творческий беспорядок, удовольствие и радость; проявление личной инициативы учащегося желательно |
Самоконтроль и самоанализ | |
Направлены на репродукцию(воспроизведение) знаний и умений; реализация того что запланировал учитель | Направлены на способность осуществлять деятельность и анализ результатов последней; стимулируют активность ученика |
Цели обучения иностранным языкам и ЛОО
В настоящее время в документах по модернизации школы проектируется достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества. Имеется в виду достижение так называемого порогового уровня во владении иностранным языком, принятого Советом Европы.
Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и несколько продвинутый профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе.
Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.
Применительно к содержанию обучения личностно-ориетированный подход проявляется в следующих основных направлениях:
В отношении содержания обучения при ЛОО делается акцент на интересах развития свободной активной личности на деятельностную компоненту, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации.
Личностно-ориентированная направленность образования коренным образом меняет его (образования) содержание, которое должно:
-способствовать усвоению учащимся социального опыта, то есть знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;
-стимулировать способность школьника к свободному и креативному мышлению;
-формировать у школьника мировоззрение, создавать целостную картину мира;
-развивать умение осознанно планировать свое развитие, понимать динамику последнего и самостоятельно учиться;
-развивать в обучаемом систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию,
При отборе содержания обучения по предмету иностранный язык в большей мере, чем раньше, учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы (с учетом разных возрастных групп – в начальной, основной, старшей школе). Это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудио-визуального материала, в том числе из Интернета.
Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.
Последнее достигается и благодаря проблемной подаче материала, а не в сообщении «готовых знаний», в побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто проявляется в проблемном представлении материала, в том, что темы зачастую формулируются в виде проблем, а также в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлексии (самонаблюдении, самоотчета), которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.
При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.
Таким образом, личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации.
В современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности
Как влияет личностно-ориентированный подход на выбор приемов/технологий обучения? Этому вопросу посвящено много интересных публикаций.
Все меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного и того же текста и пересказ его друг другу.
И если мы хотим, чтобы процесс обучения ИЯ приближался по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной языковой ситуации, то есть был бы в полном смысле коммуникативным, то мы "...призваны создать в аудитории микромир окружающей нас жизни со всеми реальными, межчеловеческими отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка". Это диктует необходимость рассматривать реальный учебный процесс как "особым образом организованное общение или особую разновидность общения", важной функцией которого выступает установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом.
Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов» (последний, как известно, может включать «обучение в сотрудничестве»).
Особая роль принадлежит на уроках ИЯ игре и имитационно-игровым ситуациям, потребностью становятся активные формы уроков.
Заключение
Как мы видим из вышесказанного и увидим из сказанного далее, обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет.
Личностно-ориентированное образование имеет своей целью максимальное раскрытие личности школьника, что невозможно представить без такого направления, как работа с одаренными детьми. Мои коллеги далее расскажут, что такое одаренные дети и технологии работы с такими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе
В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами личностно-ориентированного образования, созданием организ...
Из опыта работы "Использование технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе"
Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование к уроку физической культуры - обеспечение...
Некоторые теоретические аспекты организации личностно - ориентированного подхода в образовании с использованием педагогических технологий
Рассмотрена возможность использования технологий модульного и программированного обучения для организации личностно - ориентированного подхода в образовании...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
«Инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования школьников»
В связи с проблемой здоровья, физического развития и физической подготовленности современного подрас...
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...
Педагогические технологии личностно-ориентированного образования
Одним из важнейших условий формирования субъектного опыта и проявления личностных особенностей в образовательном процессе является, по мнению В.В.Серикова, создание личностно-ориентированной ситуации,...