Современный урок по ФГОС
статья по английскому языку на тему

Нахушева Зуриет Халидовна

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_vershinam_pedagogicheskogo_masterstva.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

К вершинам педагогического мастерства

«Урок как условие качественного современного образования в соответствии с новыми требования ФГОС»

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. В настоящее время перед образованием поставлена непростая задача– формирование личности, способной адаптироваться в условиях динамичного, технологичного, информационно насыщенного поликультурного современного мира.

Наш ученик, если так можно выразиться, - продукт иной формации. Для него телефон, компьютер и всевозможные гаджеты – не роскошь, а неотъемлемая часть повседневной жизни, средство существования в сложном, многоплановом мире, где реальность и виртуальность – как две стороны одной медали.

Современный учитель понимает, что соответствие вызовам времени достижимо лишь при условии  информатизации образования и информационно-технической насыщенности урока. Более того, английский язык, став общепринятым языком межкультурной коммуникации, мировым языком науки и техники, требует поиска нового методического арсенала для учителя, иных подходов к процессу обучения. Необходимо научить человека XXI века ориентироваться в потоке иноязычной информации,  работать с аутентичными текстами и информационными источниками Интернет.

   Информационные технологии и мультимедийные средства  прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако, что касается школьной практики, то интеграция их в образовательный процесс – дело непростое, требующее не только соответствующей технической оснащённости учебного пространства, но так же колоссальных творческих усилий и временных затрат со стороны учителя. Вот почему на данный момент трудно говорить о какой бы то ни было системе в сфере информатизации обучения, скорее всего пока – это  удел учителей-новаторов и энтузиастов, любящих свою профессию и осознающих уровень требований нового информационного  века. Впрочем, данная тенденция характерна для всех стран, двигающихся в направлении модернизации образования.

Между тем,  средства мультимедиа обладают великолепным потенциалом, позволяющим вывести урок из повседневной одномерности, распахнуть пространство класса, открывая перед учащимися необъятные просторы многомерного поликультурного мира.

Существует масса образовательных сайтов, которые могут сделать урок иностранного языка увлекательным и более продуктивным. Интернет способен предоставить учебный материал для решения образовательных задач на любой ступени обучения. Это электронные книги, энциклопедии, словари, online версии газет и журналов, разнообразный текстовый материал по языковым уровням, лексические и грамматические упражнения, игры, песни, рифмовки, тесты для подготовки к экзаменам, видео, интервью и подкасты, которые могут служить стартом для серьёзного обсуждения, пищей для критического осмысления важнейших проблем, с которыми сталкивается человечество.

Современный учитель иностранного языка, имеющий в своём распоряжении, как минимум, компьютер, проектор и доступ в Интернет, - активно использует PowerPoint для презентации языкового материала, включает подкасты для развития навыков аудирования, подбирает текстовый материал образовательных сайтов, соответствующий потребностям и интересам обучаемых. Многие идут дальше и открывают ученикам возможности электронных веб-инструментов для реализации разнообразных проектов, презентации творческих работ и создания собственных видео и аудио продуктов на иностранном языке. Иными словами,  учитель 21 века находится в постоянном творческом поиске, открывая новые горизонты для себя и своих учеников.

Всё это формирует особенности нашего ученика, который привык к многоканальности и оперативности информации и порой не задумывается о её достоверности. Он общителен, непоседлив, нетерпелив, но не ориентирован на деятельность, требующую длительной концентрации.

Более того, особенности мультимедийных источников информации так же способствуют формированию нового типа мышления. В отличие от печатного текста, который последователен, структурирован,- информационные источники мультимедиа, сочетая в себе несколько модальностей /видео, аудио, текст, анимацию/, преподносят  многоплановые эмоционально окрашенные образы, требующие иного восприятия, нежели напечатанный на бумаге текст.

Вот почему наш ученик так любит необычные креативные задания,  жаждет деятельности, ориентирован на самостоятельный поиск, готов строить гипотезы и рисковать, но не любит, когда ему дают скучные пошаговые инструкции с давно спланированным результатом. Отрадно, что современный ученик верит в силу науки и техники, знает, чего хочет достичь в жизни и понимает ценность качественного образования.

Как видим, наш ученик обладает массой интересных особенностей, которые мы не можем не учитывать в нашей школьной практике, но что же самое главное, куда должен быть направлен главный педагогический вектор?

Ответ даёт ФГОС, в котором подчёркивается необходимость использования в педагогическом процессе современных образовательных технологий деятельностного типа с учётом новых требований информационного общества к человеку. Стандарт выдвигает на первый план  важность поворота в образовании к личности обучаемых, акцентируя внимание на формировании у них универсальных учебных действий, готовности и способности  к саморазвитию,  а так же укреплении мотивационной сферы учащихся в условиях целенаправленной познавательной деятельности.

Использование мультимедийных средств обучения в сочетании, например, с технологией развития критического мышления, или проблемного обучения, позволяет решить перечисленные выше задачи. Одну из возможных вариантов данной модели обучения можно представить в виде следующих последовательных этапов:

1.        Инициирование.

Учитель создаёт ситуацию, позволяющую заинтересовать учащихся, вызвать у них удивление, интерес, любопытство, а так же вспомнить то, что учащиеся уже знают об этом явлении, предмете, событии. Учитель может использовать фото, аудио, видео, PowerPoint презентации. Кстати, порой в качестве учителя может выступать кто-то из заранее подготовленных учеников.

2.        Исследование.

Учащиеся включаются в совместную работу по поиску недостающих данных, фактов, ответов на вопросы с использованием различных информационных источников (словари, справочники, web страницы, online карты и т.д.), актуализируя уже имеющиеся у них знания, анализируя, проверяя новую информацию, строя гипотезы.

3.        Обсуждение.

Коллективное обсуждение различных точек зрения, плюсов и минусов, выявление закономерностей, правил и т.п.; обобщение, обоснование, доказательство. Учитель выступает в роли посредника, участника обсуждения, при необходимости  может задавать наводящие вопросы, помогает «дойти до истины» и сделать выводы. Учитель тщательно готовит данный этап, стараясь предугадать и снять возможные языковые трудности, а после завершения обсуждения, если это необходимо, организовать повторение и коррекцию.

4.        Генерирование идей и создание собственного продукта.

Учащиеся  используют новое знание при решении аналогичных задач творческой или практической направленности. Это может быть  самостоятельный поиск фактов, данных, свидетельств, доказательств в сети Интернет,  вебквест, online опрос с  последующим обобщением результатов. Ученики могут создать  презентацию, слайдшоу, текст, таблицу, буклет, диаграмму, электронный плакат;  написать и опубликовать на сайте стихотворение, рецепт, инструкцию на иностранном языке;  записать подкаст, диалог, сценку или рекламный  видеоролик. На данном этапе используются технические средства и информационные источники, выбранные учениками самостоятельно, или предложенные учителем, который помогает, советует, рекомендует.

5.        Оценка и самооценка.

Учащиеся оценивают уровень собственной активности при создании продукта, обобщается и оценивается качество полученного результата.  

Учитель имеет возможность оценить степень продвижения учащихся и уровень сформированности навыков. На этом этапе так же могут быть использованы интерактивные ресурсы  и независимая оценка Интернет сообщества.

Данная модель не является аксиомой или чем-то совершенно новым. Учитель может работать по своим отработанным схемам, вплетая в индивидуальную канву урока яркие нити всемирной сети Интернет, делая акцент на  самостоятельности, активности, а так же формировании умения работать в команде при уважительном отношении к иному мнению, вкусу, точке зрения. Наши ученики должны научиться оперировать различными источниками информации, критически оценивать их. Не менее важно показать им возможности  разнообразных  технических средств на пути новых открытий, развития и реализации  их интеллектуального и творческого потенциала.  

Выполнение требований ФГОС – в руках творческих педагогов, готовых и способных понять особенности детей цифрового века, а так же создать условия для их развития и самореализации, используя весь арсенал современных мультимедийных средств обучения.

Основными целями  современного урока английского языка является    

  1. применения ИКТ:
  2. повышение мотивации к изучению языка;
  3. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  4. увеличение объема лингвистических знаний;
  5. расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  6. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

       

   Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

         Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных  дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

          Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

         Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

общекультурное развитие обучающихся;

совершенствование навыков владения компьютером;

совершенствование языкового уровня;

создание благоприятного психологического климата;

повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

самоутверждение учащихся;

возможность реализации индивидуализации обучения;

реализация принципа обратной связи;

большие возможности наглядного предъявления материала;

исключение времени для написания материала на доске;

экономия расходования материалов учителем;

совершенствование процесса проверки работ учащихся;

повышение авторитета учителя;

сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

активизация навыков самостоятельной работы.

         Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных. Её проще упорядочить, создав свою медиатеку поступающей и хранящейся информации (в этом случае не надо тратить время на поиски необходимого материала). Такая медиатека может включать следующие компоненты - уровни информации.

             Заключение.

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровье сбережение;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

Учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

•     привлекать пассивных слушателей;

•      делать занятия более наглядными;

•      обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

•      приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

•      обеспечивать моментальную обратную связь;

•      повышать интенсивность учебного процесса;

•       воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

•       активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

•         объективно оценивать действия учащихся;

           •        накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

            •      реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

            •      дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

            Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

         Таким образом,  современное образование это  использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

Список использованной литературы.  

Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М., 2007.

Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4,

 Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.

Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3

Афанасьева О.В., Михеева И.В. Новый курс английского языка для российских школ. – М.:Дрофа,2005.Книга для учителя к учебнику Афанасьевой и др. – М.:Дрофа,2005.Применение метода проектов. Корнева Л.П.//

Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3

Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности

           при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008

Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи

         педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.

Ефременко В.А. Применение информационных технологий

          на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007

Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2007.-№16

Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.

Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе.-2009.-№1.-

Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2009.-№6

Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку //ИЯШ.-2008.-№6.-

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок по ФГОС. " География-наука о природе Земли".

Урок составлен согласно требованиям ФГОС. Это первый урок по географии в 5 классе  по учебнику Летягина А. А....

проектирование современного урока по ФГОСу

методические рекомендация по проектированию современного урока по новым стандартам....

Современный урок по ФГОС

презентация современного урока математики по ФГОС...

Современный урок (по ФГОС второго поколения)

Предлагаемый  урок - зачетная  работа  на  курсах  КПК  по  ФГОС  второго  поколения....

Современный урок по ФГОС(презентация и выступление)

«Современный урок как способ повышения качества образования»Задачи:       ·        Осознание  основных критериев современного урок...

Современный урок по ФГОС

. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке....

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....