инновационный опыт по английскому языку
статья по английскому языку на тему

Матюша Виктория Евгеньевна

Технология критического мышления на уроках английского языка ( методы и приёмы работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_polnostyu.docx578.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология развития критического мышления на уроках английского языка».

В наше время важность изучения английского языка как никогда актуальна.  Это связано со всеобщей глобализацией и востребованностью английского языка как в повседневном, так и деловом общении с иностранными партнёрами, или же просто с иностранцами.

Всё большее количество людей стремятся выучить английский язык. Во многом на это влияют международные события, которые уже прошли или пройдут в России. Это Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, предстоящий чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Нашей республике в числе немногих регионов доверено право  принять на высоком уровне участников указанного грандиозного международного  события. В связи с этим  подготовка специалистов, волонтёров говорящих на английском языке для нашей республики становится в ряд первостепенных задач.

Именно это и повлияло на выбор темы моей методической идеи «Технология развития критического мышления на уроках английского языка». Перед собой я поставила цель - разработать творческие задания и уроки, ориентированные на развитие креативного мышления  школьников.

  В соответствии с поставленной целью я определила задачи работы:

  1. Дать характеристику развития креативного потенциала учащихся  на примере 5 - 9 классов общеобразовательной школы.
  2. На основе практико-ориентированного подхода начать разрабатывать и реализовывать систему творческих заданий и уроков, ориентированных на развитие креативных способностей  школьников.
  3. Выяснить психологический и эмоциональный комфорт учащихся при работе с творческими заданиями.
  4. Рассмотреть возможности использования творческих заданий  и опыта, полученного учениками на уроках истории, в других школьных дисциплинах.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) стала неотъемлемым элементом школьной практики за последние несколько лет. Совсем недавно к ней относились как к интересной новинке, а сегодня тысячи учителей по всей стране применяют ее на практике. Практически нет ни одной  учебной дисциплины, где бы учащимся не предлагалось обобщить изученный материал или ознакомиться с новым при помощи различных приемов и стратегий  данной технологии.

ТРКМ – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего». Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология позволяет учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность уроков.

    Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе -  это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий  к появлению нового, новаторского продукта.

     Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,- трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности,- это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого  отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими:

  • создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками;
  • принятие и поощрение оригинальных идей;
  • использование материала, вызывающего интерес к учебе;
  • одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;
  • обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;
  • приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;
  • увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;
  • создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;
  • обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.   

    На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.

  1. Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.
  2. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст  возможность учащимся  размышлять над поставленным вопросом.
  3. Проявляйте сами и цените юмор.
  4. Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» - это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.
  5. Поощряйте  стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
  6. Организовывайте  ситуации, требующие творческого отношения.
  7. Старайтесь  избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет».
  8. Позволяйте учащимся  делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
  9. Воспитывайте  в учениках адекватное отношение  к критике и похвалам  со стороны окружения.
  10. Учите школьников принимать и ценить собственное  и чье-то еще творческое мышление и достигнутые результаты.
  11. Поддерживайте полную разработку и реализацию творческих идей учащихся. Идеи, которые остаются в голове, не имеют большой ценности: их нужно довести до сведения других.
  12. Применяйте конструктивную критику (она должна сочетаться с личным одобрением, тогда  критика воспринимается положительно и не приносит вреда)

   В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом.

   Таким образом, образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать:

  • открытость всей системы, гибкость организации,
  • общее творческое отношение учителей и администраторов,
  • планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.

Базовая модель технологии «вызов – осмысление содержания – рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам  освоения новой темы, тематического курса и даже всего школьного курса.

На стадии «вызова» (evocation stage) предполагается вызвать у ребят знания или, если этих знаний мало, помочь сформулировать вопросы и предположения. Мотивом может стать обмен противоречий и неполной информацией во время парной или групповой работы. Важно на этом этапе не допускать критики. Никто (ни учитель, ни ученики) не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения. Даже если они кажутся неправильными. Таким образом, на стадии вызова школьники с помощью вопросов и предположений сами формируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала.

Когда учащиеся читают текст, слушают объяснение учителя, смотрят фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется «осмысление содержания» (realization of meaning)..Учителя осознанно уменьшают свою роль во время знакомства учащихся с новым материалом. Более того, предлагают дополнительные источники информации.

На стадии «рефлексии» (reflection) учитель и ученики возвращаются к поставленным в начале урока вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации. Некоторые из суждений одноклассников могут оказаться вполне приемлемыми, и ученик принимает их как свои собственные; другие суждения могут вызвать потребность в дискуссии. В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях. Это значит, что они смогли достичь поставленных ими же целей и даже самостоятельно сформулировать новые цели, позволяющие перекинуть мостик к следующей теме.

Для каждой из стадий урока применяются свои различные методические приемы. Их достаточно много. На  уроках английского языка я использую следующие:

КЛАСТЕРЫ

Это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Например:  At the Airport

(10 класс).  Составленный кластер выглядит так:

        

        Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:

  • написать ключевое слово или предложение на бумаге
  • записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме
  • выписывать можно столько идей, сколько захочется.

На уроках иностранного языка большим успехов у учеников пользуется метод составления синквейна.

  • Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Например, ученикам предлагается составить синквейн на тему: New York, New York (9 класс)
  • New York
  • Famous, architectural
  • Visit, walk around, dream
  • The largest city of skyscrapers in the USA
  • Worth seeing

Следующий метод, используемый на уроках английского языка – это ОТСРОЧЕННАЯ ДОГАДКА

Учащиеся высказывают предположения по названию темы. Но вопрос остается открытым почти до конца урока. Они должны самостоятельно дать на него ответ. Например:

  • Teacher: Today we’re going to speak about healthy eating. What are your ideas about it? What is healthy eating to you? (Корзина идей). Good for you. Do you know any sayings or proverbs about eating? Look at the blackboard. Read and translate:  Eat at pleasure, drink with measure. Live not in order to eat, but eat in order to live. An apple a day keeps the doctor away. What is food for one man is bitter poison to others. All these proverbs are connected with our lesson. But only one of them will be the theme of the lesson. Can you guess right now? Let’s see it later.

В течении урока, для отработки какого-либо понятия учащимся предлагается приём КОРЗИНА ИДЕЙ.  

Это приемы  индивидуальной и групповой работы для актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, которые позволяют выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме.

  • Например, Healthy Eating (9 класс)

Vegetables

fruit

grains

dairy products

taking multivitamins every day

less sugar and fat

forget chips

drinking juice

soda

drink water instead of lemonade

eating fish and meat                                                                                                                                                                                                                  have an apple                    instead                of hot   dogs

useful for skin or sight

go on a diet

tea instead of coffee

less salt

cutlets and macaroni

different cereals

not always delicious

good for us

pasta with liver

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ -  это прием обучающего письма. При чтении, аудировании, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим опытом. Например, A Healthy Lifestyle (9 класс)

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Eat smaller portions

Don’t skip meals, it’s not good for one’s stomach

Don’t read or watch TV while eating

Put the fork and chew food slowly, you’ll feel full sooner, concentrate on the food

Forget about chips and soda

Make your  own sandwiches with vegetables

Wonder pills to make you thin

Can cause high blood pressure, etc

A strict diet for losing weight

You’ll look and feel week and miserable, anoreksiya

Burning calories

Smiling, talking, reading not enough

КРУГИ ПО ВОДЕ – один из интересных приёмов, применяемых мной на уроке.

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например,  ENVIRONMENT (7 класс)

  • E -     earth                    - ecologically good
  • N -    nature                  - nasty
  • V -    vegetation           - various
  • I -     ice-house              -ideal
  • R -   rubbish                  - racy
  • O -   oceans                   - oppressive
  • N -    nests                     - natural
  • M -    mountains           - murderous
  • E -     ecology                 - everyday
  • N -    nation                    - neutral
  • T -     trees                      - tolerable

РАССЫПАННЫЙ ТЕКСТ – этот метод применяется для обучения школьников младшего возраста.

Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны вразброс. Затем варианты обсуждаются и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения. Например, How we celebrate Christmas (3 класс)

At 12 we gave gifts. We decorate a beautiful Christmas tree and buy many gifts. I like the party very much! We send many greeting cards to our friends. We sing songs, dance to music and play games. I like Christmas. My mother makes a huge cake. We invite our friends and have a merry party.

Я также использую «чтение с остановками», «тонкие и толстые» вопросы, загадки к темам, интеллектуальную разминку, ролевую игру, подготовленную театрализацию и некоторые другие.  Могу сделать вывод, что ТРКМ действительно позволяет повысить учебную мотивацию, качество образовательного процесса, способствует навыкам работы с информацией любого типа и повышает социальную компетенцию.

На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… и так далее.

Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.

В заключении можно сделать следующие выводы:

Во-первых, актуальность проблемы развития креативных способностей школьников обусловлена необходимостью, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.

Во-вторых, развитие креативных способностей учащихся - это результат целенаправленного обучения творческой деятельности, направленной на овладение опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

В-третьих, целесообразным является разработка системы творческих заданий, представляющих целостную, уровневую, цикличную систему.

Однажды писатель и журналист Олвин Тофлер сказал: «Неграмотным человек завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не научился при этом учиться». На мой взгляд он был абсолютно прав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт учителя иностранного языка "Инновационный потенциал урока английского языка: интернет технологии как средство обучения школьников"

Данный педагогический проект представляет новый взгляд на использование информационно - коммуникационных технологий обучения, а именно, интернет - технологий как "инструмента" развития коммуникативной...

Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"

В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....

Практика преподавания У. Шекспира в школе. Опыт учителя английского языка Шуликиной Т.Г.

Презентация " Практика преподавания У. Шекспира в школе. Опыт учителя английскоо языка Шуликиной Т.Г." предоставляет информацию о различных видах и формах практической работы, посвященной жи...

Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Дугаровой В.В.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы...

Инновационный педагогический опыт учителя английского языка Кайминовой Л. Н.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое пространство.В российском образовании  провозглашён принцип вариативности, в этом на...

Опыт преподавания английского языка в формате дистанционного обучения

Весной 2020 года система образования Российской Федерации столкнулась с трудностями, неизвестными до этого. Образование оказалось на «первой линии фронта».В условиях недопущения распростра...

Опыт преподавания английского языка как второго иностранного языка в рамках ФГОС.

О важности выбора УМК при обучении английскому языку в качестве второго иностранного языка...