Инновационный педагогический опыт учителя английского языка Кайминовой Л. Н.
опыты и эксперименты по английскому языку
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое пространство.
В российском образовании провозглашён принцип вариативности, в этом направлении идёт и прогресс образования. Востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kayminova_opyt.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
Кайминовой Л.Н ., учителя иностранного языка квалификационной категории 1
МБОУ «Чамзинская СОШ №2» р.п. Чамзинка РМ
(Педагогический стаж - 28 лет)
«Развитие креативной компетенции через проектную деятельность»
.«…Творчество – разновидность поисковой активности»
(В С. Ротенберг)
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое пространство.
В российском образовании провозглашён принцип вариативности, в этом направлении идёт и прогресс образования. Востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Метод проектов - педагогическая технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проектная деятельность учащихся направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В ФГОС нового поколения под проектом понимается форма организации совместной деятельности учителя и обучающегося, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного творческого продукта. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Проблема над которой я работаю: «Развитие креативной компетенции через проектную деятельность»
Актуальность и перспективность опыта
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы способы деятельности ,направленные на достижение общего результата.
Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему
самообразованию с его помощью в разных областях знания.Ученик,как личность научится взаимодействовать с другими участниками учебного процесса,разносторонне и свободно творчески развиваться
Проектирование сегодня-важнейший фактор развития образования.
Проектная работа подготавливает учащихся к самостоятельности ,вырабатывает активную жизненную позицию у обучающихся.
Способность к проектированию своей деятельности учащимися (при консультирующей роли учителя.)будет способствовать соблюдению принципа образования: связи теории с практикой. В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности, современное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся поэтому, проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов. В самом начале работы над проблемой были поставлены цели и задачи:
Цели:
- развитие навыков самоорганизации и саморегуляции;
- овладение комплексной процедурой знаний, умений и навыков для
развития коммуникативной культуры учащихся;
Задачи:
- отбор и апробация наиболее эффективных приёмов технологии
личностно-ориентированного обучения и технологии критического
мышления;
- организация творческой, исследовательской деятельности учащихся;
- организация на каждом этапе учебной деятельности рефлексии, самооценки работы учащихся;
Содержание:
- формирование навыков коммуникативной деятельности.
Концептуальность
педагогического опыта заключается в том, что проектная деятельность создаёт все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения .Изучение иностранного языка - это кропотливый труд и длительный процесс, который проходит, не всегда успешно, если у учащегося нет внутренней потребности в его освоении. Именно метод проектов помогает учителю заинтересовать учащихся и превратить сухую зубрежку в увлекательное познание и использование всех навыков и умений, полученных на разных предметах в стенах школы.
Проектный метод повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает интеллектуальные и коммуникативные способности, раскрывает творческий потенциал учащегося.. Внимание уделяю следующим принципам и приемам работы:
- Развитию умения формулировать и излагать свою точку зрения, логически располагать материал в проекте.
- Обучению анализу собственного речевого поведения (рефлексии). Это обязательный этап речевой деятельности на уроке, так как от умения анализировать свою речь напрямую зависит возможность ее совершенствования.
- Развитию умения строить письменные и устные высказывания при применении изученного лексико-грамматического материала.
Метод проектов возник в США и получил название метода проблем, отражающего идеи гуманистического направления. Дж Дьюи и В.Килпатрик добивались построения обучения на активной основе, используя деятельность, интерес, потребность ученика. В России русский педагог С.Т.Шацкий использовал активно проектные методы в практике преподавания.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Работа над проектами начинается со 2 класса. Авторы УМК «Rainbow English» О.В.Афанасьева, И.В Михеева, К.М.Баранова предлагают такие темы для проектов- «АВС» закладка для книги, рассказ о друге. Дети 2 класса не могут решить тематическое поле проекта, поэтому я предлагаю им в разнообразить тему для алфавита-«Моя любимая буква», «Слова, которые я знаю из букв алфавита» Из букв алфавита с рисунками дети составляют «Аллею любимых букв алфавита». Дети могут составить текст о животных, после изучения нескольких прилагательных , что поможет при изготовлении закладки-загадки. Животные с закладок составляют зоопарк, что помогает овладеть языковой компетенцией, которая складывается из знания определённого объёма лексики по теме. Проект «Мой друг» помогает совершенствовать навыки письменной речи, развивает и раскрывает творческий потенциал учащегося. Обучающиеся учатся определять объём необходимой и достаточной информации для проекта,совершенствуют коммуникативные навыки.
В 3классе продолжается формирование и закрепление лексико-грамматического материала и развитие креативной компетенции у учащихся
Встретив разных героев из Англии дети с удовольствием составляют письмо рассказ о себе, о своей семье, о любимом времени года, о своём питомце, рисуют портрет любимого героя. Но при составлении письма возникают определённые трудности-отличие построения предложений в русском и английском языках.
В 4классе после изучения грамматического материала учащиеся выполняют проект. «Моя сказочная страна»-отработка структур there is/are и использование лексики по теме «Дом». Учащиеся получили возможность проявить выдумку и креативность. У каждого была возможность выдумать свою страну, выбрать время года и погоду для путешествия, создать свой дом и предложить программу для отдыха.
В 5 классе обучающиеся учатся описывать место, где живут, познавая историю родного края, что помогает учиться сравнивать культуру проживания у нас и за рубежом: «Мой поселок», «Место, где я живу». В 6 классе при изучении цикла «Традиции и праздники», обучающиеся изучали традиции нашей страны, нашего края и знакомились с обычаями и традициями старой Англии, изготавливали необычные елки из перчаток, бумаги, сочиняли стихи на английском языке.
Начиная с 8 класса работа над проектами переходит в презентацию.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями .
3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание:
1) грамотность;
2) логичность изложения материала;
3) аккуратность;
4) наличие наглядной, иллюстративной части.
Форму презентации учащиеся выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки. Безусловно, в работе над проектом возникают свои сложности, такие как шум, большие временные затраты, использование родного языка и разный уровень языковой компетенции, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех аспектах развития личности.
Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивации к учению - в проектной работе она всегда положительная - и личный интерес-проект отражает интересы учащихся.
Учебный проект с точки зрения учащегося-это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность , позволяющая проявить себя, попробовать свои силы , приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Теоретическая база опыта
Мною разработаны поурочные планы, конспекты уроков, составлены рабочие программы для каждого класса.
В настоящее время обучение английскому языку веду по государственной программе
- Авторская программа для общеобразовательных школ «Rainbow English» 2-11классы,О.В.Афанасьева,И.В.Михеева 2015 год.
Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, сочинение, презентация.
Оптимальностью и эффективностью этого метода является то, что проект может выполняться индивидуально, но чаще всего в группе.
Я считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Моя роль заключается в том, что я определяю тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Проектные задания формируют организационные способности, повышают личную ответственность за коллективно принятое решение, учат соотносить свои личные интересы с интересами группы, нести ответственность за порученный раздел проектной работы
Результативность опыта
В результате использования вышеуказанных подходов в изучении английского языка удается: раскрыть всесторонние способности учащихся; повысить заинтересованность детей и увлеченность предметом; научить учащихся быть более уверенными в себе; научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях.
Метод проектов помогает формированию и развитию мотивов учения, связанных со стремлением к личностному самосовершенствованию-самопознанию,самовыражению,самоутверждению,с желанием расширить и углубить свои знания, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Возрастающая интеллектуальная активность, преобладание логического мышления дают возможность обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, оценивать ход и результаты проекта, критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы
Мои воспитанники осознают, что знание иностранного языка повышает уровень коммуникативной культуры, активизирует их познавательный интерес к английскому языку не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, что дает возможность участия в конкурсах и олимпиадах разного уровня, таких как:
- Всероссийская олимпиада по английскому языку,
- Международная грамматическая олимпиада«Skyeng»-
- Олимпиада по английскому языку на сайте «Фоксфорд», «Меташкола»
- Проекты моих учеников опубликованы в социальной сети работников народного образования nsportal.ru.
Мои ученики Чалдушкина Ольга 9 класс, Казанова Ольга 8 класс, Хусаинова Камилла 11 класс стали призерами в 2020- 2021 учебный год в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде по английскому языку
Поступление в высшие учебные заведения на факультет иностранных языков
№ | Фамилия имя ученика | Год выпуска | Куда поступил |
1 2 | Матюшкина Мария Лопатникова Виктория | 2014 2016 | МГПИ им. М.Е.Евсевьева факультет иностранных языков |
Возможность тиражирования.
Ежегодно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей школы и учителей иностранного языка, выступаю с докладами и сообщениями на совещаниях, методических советах школы, конференциях районного уровней.
Постоянно работаю над собой, повышая свой методический уровень, прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Научно-педагогическая коммуникация на английском языке», октябрь 2018, «Организация элективных курсов и самостоятельной работы учащихся на английском языке» декабрь 2018, выступаю с докладами на ШМО учителей гуманитарного цикла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт учителя русского языка ГБС(К) ОУ РМ "Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида" г.Саранск Аношкиной Ольги Владимировны
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОИЧЕСКИЙ ОПЫТ Аношкина Ольга Владимировнаучитель русского языкаГБС(К)ОУ РМ "Саранская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа VIII вида"...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Сюмкиной Марины Николаевны
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Сюмкиной Марины Николаевны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Котиной Светланы Анатольевны
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное об...
Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"
В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка
Тема: Формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка...
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя английского языка
1. Актуальность и перспективность опыта. Я работаю над методической проблемой «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Самойловой Натальи Викторовны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Самойловой Натальи Викторовны...