Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.
статья по английскому языку по теме
В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_resursov_shkolnogo_muzeya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ресурсов школьного музея
в учебно-воспитательном процессе.
Баева М.Л.
учитель
ГБОУ СОШ № 629
г. Москва
Проведение интерактивных занятий, экскурсий, музейных уроков-праздников, уроков Мужества в Дни Воинской Славы, проектно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся возможности для решения практико-ориентированных задач любого уровня сложности. Это именно те навыки, которые пригодятся ученикам в будущем.
«Урок в музее школы» помогает учителю создавать дополнительные условия для использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа и обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагога.
Он также дает возможность организовать и провести интерактивные занятия на основе системно-деятельностного подхода к образованию.
«Урок в музее школы» дает возможность использовать образовательные и воспитательные ресурсы школьного музея, сформировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений. Школьный музей, выполняя дидактическую и воспитательную функции, должен являться итогом коллективных усилий учащихся, родителей и учителей, местом интеграции сведений по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, биологии, краеведению и других предметов. Музей помогает решать задачи комплексного подхода к изучению материалов в условиях реализации интегрированных курсов, через изучение культур, краеведение, правоведение, научно обоснованных аналогий и параллелей. Методы обучения школьников в музее должны служить главному: помочь познать окружающий мир через ценностное отношение к культурному наследию.
Различные музейные технологии дают следующие педагогические возможности для формирования личности:
- Повышение интереса у школьников в целом и к конкретным историческим и культурным процессам.
- Приобретение школьниками практических навыков научно-исследовательской работы и опыта экскурсионной работы.
- Повышение познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет им получать большее количество информации, основанной на их реальной деятельности.
Педагог, использующий и организующий образование детей и школьников с применением различных форм музейной технологии, имеет возможность:
а) прибрести новый профессиональный опыт;
б) применить новые методики преподавания, позволяющие пересмотреть свои возможности;
в) глубже и всесторонне вести диагностику обучающихся, что позволяет корректировать индивидуальные и возрастные особенности школьников в реальных условиях.
Все это способствует формированию у детей таких качеств как социальная активность, высокая ответственность за судьбу Отечества, нравственность, духовность, формирование культуры сохранения и изучения исторического наследия.
Основной целью и содержанием музейных уроков является:
- расширить рамки предметного содержания,
- формировать культуру проектно-исследовательской деятельности,
- привлечь родителей к более активному участию в образовательном процессе.
- сохранять историческое наследие.
Задачи:
1. Обучающие:
- организация проектной деятельности;
- систематизация языкового материала;
- формирование метапредметных умений;
- развитие коммуникативной компетенции.
2. Развивающие:
- развитие познавательной компетенции;
- развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
- формирование культуры сохранение исторического наследия славянских народов.
3. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к слову;
- мотивация к учению;
- развитие навыков к сотрудничеству;
- воспитание ответственного отношения к памятникам народной культуры;
- обмен опытом работы и творческими достижениями учащихся, педагогов и жителей микрорайона на английском языке.
В создание и проведение на имеющейся базе музейных уроков особое значение их построение с учетом основных идей и принципов музейной педагогики являются:
• высокий уровень интеграции музея и школы;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
• комплексность в изучении и рассмотрении различных тем;
• личностно-ориентированный характер деятельности;
• гуманистическая направленость;
• педагогииеческая целесообразность.
Как таковой музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса предмета – английский язык - непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом), характеризующуюся относительной однородностью социально-демографических и психологических признаков, а также единой мотивацией прихода в школьный музей.
Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи».
Таким образом, основными направлениями деятельности могут быть:
1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.
5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.
Основные направления построения музейного урока: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение.
- Информирование - это первая ступень освоения музейной информации,
т.е. получение первоначальной информации о музее в целом, его музейной экспозиции, являющейся тематической частью урока. - Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на
качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. - Развитие творческих начал. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого кубанского народа.
- Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются.
Результативность опыта:
• количественный охват субъектов образовательного процесса, участвующих в проведении музейных уроков,
• возросшую мотивацию учащихся к предмету – английский язык,
• повышение качества знаний учащихся при изучении тем с использованием технологии личностно-ориентированной и музейной педагогики,
• рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, города.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся:
Экскурсия в музее школы, описание структуры музея школы на английском языке Ханиневой Дианой, 10 класс.
Лучший творец искусства – простой народ, Ханинева Диана, 10 класс.
Выпускники школы, Кутина Кристина 3 класс.
Биатлон заставляет биться мое сердце все сильнее и сильнее (Об Ольге Зайцевой), Немов Александр, 5 класс.
«Россия начиналась не с меча – она с сохи и плуга начиналась», Рыжак Андрей 7 класс.
Выступление на конференциях различного уровня:
1. Лучший творец искусства – простой народ, Ханинева Диана, 10 класс – участие в окружном конкурсе «Художники мира - 3-е место. Печатная работа в издательском доме «1сентября».
2. Выпускники школы, Кутина Кристина 3 класс – участие в окружном конкурсе проектно-исследовательских работ младших школьников.
3. Биатлон заставляет биться мое сердце все сильнее и сильнее (Об Ольге Зайцевой), Немов Александр, 5 класс – участие в Всероссийском конкурсе издательства «Просвещение» посвященном Олимпиаде в Сочи 2014 г. – 3 место.
4. Баева Марина Леонидовна – победитель окружного конкурса методических разработок образовательных организаций Южного округа в номинации «Работа с учащимися старших классов».
5. Участие в видео-конференции Городского Методического Центра с докладом «Урок в музее школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.
Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....
Использование школьного музея в учебно-воспитательном процессе.
В нашей школе с 1975 года существует музей боевой славы "Брестская крепость-герой". Безусловно, он играет огромную роль в учебном и воспитательном процессах школы. В музее проводятся экскурсии, уроки ...
Роль музея в учебно - воспитательном процессе школы
Мәктәп музееның уку һәм тәрбия эшендәге роле...
Использование ресурсов школьного музея в работе с одаренными детьми.
Актуальность использования ресурсов школьного музея обусловлена ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость приобщения обучающихся к к...
Из опыта использования возможностей школьного историко-краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе.
использование школьного музея...
«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»
В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...
Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.
в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлен...