Роль музея в учебно - воспитательном процессе школы
методическая разработка по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
Роль музея в учебно – воспитательном процессе школы
И сегодня, и в далеком будущем нам нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы хоть немного понять и прочувствовать, как жили, что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки, в школах открываются музеи, краеведческие уголки. И в нашей школе есть такой краеведческий музей.
Основными функциями музея являются:
- документирование собранных материалов, связанных с бытом, культурой и обычаями татарского народа;
- осуществление с помощью музейных средств воспитание, обучение и развитие учащихся;
- развитие детского самоуправления в рамках совета музея.
Об успешности воспитательной Деятельности музея свидетельствует желание школьников участвовать в его работе. Дети дорожат своим участием в работе музея, потому что они видят в этом частицу своего труда.
Школьный музей содействует содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
Музей расположен в учебном кабинете татарского языка и татарской литературы. Профиль музея – краеведческий. Вопрос об открытии школьного музея решался педагогическим коллективом школы при согласовании с местными органами управления образования. Общий контроль и руководство за деятельностью школьного музея осуществляется администрацией школы.
В музее собраны и зарегистрированы в инвентарной книге 92 музейных предмета. Все экспонаты распределены по разделам:
- одежда, обувь и головные уборы;
- посуда и утварь;
- прядение и ткачество;
- предметы крестьянского быта.
Учащиеся встречаются со старожилами села, записывают воспоминания, изучают обряды и традиции. Весь накопленный материал систематизируется, оформляется соответствующим образом и хранится отдельно.
Часто учителя проводят различные встречи и утренники, используя экспонаты в качестве наглядного пособия.
Материалы исследовательской работы, собранные учащимися для музея, также используются при подготовке к научно-практическим конференциям исследовательского характера, на тематических вечерах, в викторинах и КВНах.
С момента своего создания (с 1992 года) наш музей является важнейшим структурным элементом воспитательной работы школы. Деятельность музея ориентирует школьников на принятие ценностей, которые осознаны в качестве базовых ценностей воспитания (уважение к прошлому, терпимость, сотрудничество). Содержание работы музея направлено на решение задач национального воспитания: чувства привязанности и причастности к прошлому своего народа. Экспонаты музея позволяют ученикам соприкоснуться с предметами быта наших предков.
Руководителю музея помогают экскурсоводы, ученики старших классов, которые делятся результатами своей исследовательской работы не только с учащимися школы и их родителями, но и с гостями из других районов республики. Старшие школьники проводят для младших товарищей экскурсии в музее, помогают начинающим экскурсоводам освоиться с новой ролью. Экскурсоводы работают в тесном сотрудничестве с руководителем музея. Знакомство с историей родного края происходит не только во время экскурсий в стенах музея, но и экспонаты музея используются уроках татарского языка и литературы, органично включаясь в учебный процесс. Традицией стало проведение ежегодных историко-краеведческих игр для учеников школы, организуемых администрацией школы совместно с активом музея и классными руководителями. Ребята, задействованные в работе музея, становятся наиболее активными участниками мероприятий, связанных с изучением татарского языка и литературы. Подтверждением этому служит участие в районном конкурсе «Татар егете - ил бөркете - 2014» ученика 11 класса Гайфетдинова Айдара, в республиканской научно-практической конференции имени Каюма Насыри учащихся 11 класса Мухаметшиной Алии и Шагитовой Гульнары.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному народу, формируется у человека в детские годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Проведение в школе таких праздников татарского народа, как «Сабантуй», «Сөмбелә» и «Нәүрүз», «Каз өмәсе», являющихся неотъемлемой частью духовной жизни татар, обогащают наших детей знаниями в области сельскохозяйственного труда, физического и духовного воспитания, прививают чувства дружбы и коллективизма, патриотизма и толерантности, доброты и порядочности.
На базе музея успешно действует кружок: «Прошлое и настоящее моего народа». Фонд школьного музея пополняется новыми материалами, отражающими местную историю. Определена тематика и содержание исследовательской работы музея. Работа музея имеет большое значение для реализации регионального компонента в обучении.
В музее налажена связь со старшим поколением, знающим и соблюдающим традиции, обычаи, культуру татарского народа, это оказывает неоценимую помощь в организации работы музея. Работа музея была бы невозможна без поддержки и внимания со стороны учителей, учащихся, родителей и выпускников школы. Значительная часть экспонатов передана в дар музею теми, кто в разные годы учился в нашей школе, жил на территории села. Именно музей стал местом, где могут встретиться люди, заинтересованные в сохранении обычаев и традиций нашего народа.
Таким образом, наш музей является не только помещением, где хранятся вещи, связанные с историей и обычаями татарского народа. Он является местом развития творчества детей, кабинетом, где каждая вещь работает на ученика, обучая его и обогащая знания о культуре родного края и быте татарского народа, воспитывая в учащихся любовь к историко-культурному наследию родины, любовь к родному языку, формируя духовные и нравственные ценности.
Э.В.Бачкова - Айшинская СОШ,
Зеленодольского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. ...
Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...
Роль стимулирования в учебно-воспитательном процессе.
Организация форм и методов стимулирования в учебно-воспитательном процессе школы VIII вида....
Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.
В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы....
Использование школьного музея в учебно-воспитательном процессе.
В нашей школе с 1975 года существует музей боевой славы "Брестская крепость-герой". Безусловно, он играет огромную роль в учебном и воспитательном процессах школы. В музее проводятся экскурсии, уроки ...
Из опыта использования возможностей школьного историко-краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе.
использование школьного музея...