Роль музея в учебно - воспитательном процессе школы
методическая разработка по краеведению на тему

Бачкова Эльвира Васильевна

Мәктәп музееның уку һәм тәрбия эшендәге роле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мәктәп музееның роле16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Роль музея в учебно – воспитательном процессе школы

   И сегодня, и в далеком будущем нам нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы хоть немного понять и прочувствовать, как жили, что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки, в школах открываются музеи, краеведческие уголки. И в нашей школе есть такой краеведческий музей.

Основными функциями музея являются:

- документирование собранных материалов, связанных с бытом, культурой и обычаями татарского народа;

- осуществление с помощью музейных средств воспитание, обучение и развитие учащихся;

- развитие детского самоуправления в рамках совета музея.

Об успешности воспитательной Деятельности музея свидетельствует желание школьников участвовать в его работе. Дети дорожат своим участием в работе музея, потому что они видят в этом частицу своего труда.

        Школьный музей содействует содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

Музей расположен в учебном кабинете  татарского языка и татарской литературы. Профиль музея – краеведческий. Вопрос об открытии школьного музея решался педагогическим коллективом школы при согласовании с  местными органами управления образования. Общий контроль и руководство за деятельностью школьного музея осуществляется администрацией школы.

В музее собраны и зарегистрированы в инвентарной книге 92 музейных предмета. Все экспонаты распределены по разделам:

- одежда, обувь и головные уборы;

- посуда и утварь;

- прядение и ткачество;

- предметы крестьянского быта.

Учащиеся встречаются со старожилами села, записывают воспоминания, изучают обряды и традиции. Весь накопленный материал систематизируется, оформляется соответствующим образом и хранится отдельно.

Часто учителя проводят различные встречи  и утренники, используя экспонаты в качестве наглядного пособия.

Материалы исследовательской работы, собранные учащимися для музея, также используются при подготовке к научно-практическим конференциям исследовательского характера, на тематических вечерах, в викторинах и КВНах.

С момента своего создания (с 1992 года) наш музей является важнейшим структурным элементом воспитательной работы школы. Деятельность музея ориентирует школьников на принятие ценностей,  которые осознаны в качестве базовых ценностей воспитания (уважение к прошлому, терпимость, сотрудничество). Содержание работы музея направлено на решение задач национального воспитания: чувства привязанности и причастности к прошлому своего народа. Экспонаты музея  позволяют ученикам соприкоснуться с предметами быта наших предков.

Руководителю музея помогают экскурсоводы, ученики старших классов, которые делятся результатами своей исследовательской работы не только с учащимися школы и их родителями, но и с гостями из других районов республики. Старшие школьники проводят для младших товарищей экскурсии в музее, помогают начинающим экскурсоводам освоиться с новой ролью. Экскурсоводы работают в тесном сотрудничестве с руководителем музея. Знакомство с историей родного края происходит не только во время экскурсий в стенах музея, но и экспонаты музея используются уроках татарского языка и литературы, органично включаясь в учебный процесс. Традицией стало проведение ежегодных историко-краеведческих игр для учеников школы, организуемых администрацией школы совместно с активом музея и классными руководителями. Ребята, задействованные в работе музея, становятся наиболее активными участниками мероприятий, связанных с изучением татарского языка и литературы. Подтверждением этому служит участие в районном конкурсе «Татар егете - ил бөркете - 2014» ученика 11 класса Гайфетдинова Айдара, в республиканской научно-практической конференции имени Каюма Насыри учащихся 11 класса Мухаметшиной Алии и Шагитовой Гульнары.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному народу, формируется у человека в детские годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Проведение в школе таких праздников татарского народа, как «Сабантуй», «Сөмбелә» и «Нәүрүз», «Каз өмәсе», являющихся неотъемлемой частью духовной жизни татар, обогащают наших детей знаниями в области сельскохозяйственного труда, физического и духовного воспитания, прививают чувства дружбы и коллективизма, патриотизма и толерантности, доброты и порядочности.

На базе музея успешно действует кружок: «Прошлое и настоящее моего народа». Фонд школьного музея пополняется новыми материалами, отражающими местную историю. Определена тематика и содержание исследовательской работы музея. Работа музея имеет большое значение для реализации регионального компонента в обучении.

В музее налажена связь со старшим поколением, знающим и соблюдающим традиции, обычаи, культуру татарского народа, это оказывает неоценимую помощь в организации работы музея. Работа музея была бы невозможна без поддержки и внимания со стороны учителей, учащихся, родителей и выпускников школы. Значительная часть экспонатов передана в дар музею теми, кто в разные годы учился в нашей школе, жил на территории села. Именно музей стал местом, где могут встретиться люди, заинтересованные в сохранении обычаев и традиций нашего народа.

Таким образом, наш музей является не только помещением, где хранятся вещи, связанные с историей и обычаями татарского народа. Он является местом развития творчества детей, кабинетом, где каждая вещь работает на ученика, обучая его и обогащая знания о культуре родного края и быте татарского народа, воспитывая в учащихся любовь к историко-культурному наследию родины, любовь к родному языку, формируя духовные и нравственные ценности.

Э.В.Бачкова - Айшинская СОШ,

Зеленодольского района

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. ...

Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ

Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...

Роль стимулирования в учебно-воспитательном процессе.

Организация форм и методов стимулирования в учебно-воспитательном процессе школы VIII вида....

Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы....

Использование школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В нашей школе с 1975 года существует музей боевой славы "Брестская крепость-герой". Безусловно, он играет огромную роль в учебном и воспитательном процессах школы. В музее проводятся экскурсии, уроки ...