Использование ресурсов школьного музея в работе с одаренными детьми.
статья по английскому языку на тему

Юхнина Елена Владимировна

Актуальность использования ресурсов школьного музея обусловлена ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_resursov_shkolnogo_muzeya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ресурсов школьного музея в работе

с одаренными детьми.

Юхнина Е.В.,

учитель английского языка

МАОУ СОШ №12

В 1965 году на базе МАОУ СОШ №12 им. Олега Кошевого в г. Сыктывкаре был открыт историко-краеведческий музей боевой и трудовой славы. Учителя иностранного языка регулярно используют ресурсы школьного музея в работе с одаренными детьми.

Эта деятельность связана с понятием «музейная педагогика». Это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Музейная педагогика может быть эффективным средством развития личностного и творческого потенциала учащихся.

Цель использования ресурсов музея – создание условий для развития личности и повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Задачи:

  1. Прививать любовь и уважение к школе и родному краю.
  2. Формировать активную жизненную позицию.
  3. Развивать творческие и организаторские способности.
  4. Предоставлять возможность совершенствовать свои знания по иностранному языку.

Актуальность использования ресурсов школьного музея обусловлена ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению.

Ресурсы музея прекрасно помогают в реализации требований ФГОС:

  1. Системно - деятельностный подход. Главное место здесь отводится самостоятельной познавательной деятельности школьника. Дети, принимают участие в поисковой работе, создании мероприятий с использованием материалов музея.
  2. Развитие метапредметных компетенций. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Учащиеся приобретают различные практические навыки: навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать источники, сопоставлять факты.
  3. Проектная деятельность. В ходе работы над проектами расширяется возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности. Проектная деятельность предполагает создания творческого продукта, реализацию своего интереса к предмету, способность принимать решения, нести ответственность, достигать результата.

Мероприятия на иностранном языке помогают существенно дополнить содержательную сторону речи, усиливают эффективность патриотического, гражданского, нравственного воспитания, повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными: экскурсии, виртуальные экскурсии, викторины, беседы, игры, презентации, квесты. В подготовке и проведении данных мероприятий активное участие могут принимать учащиеся, которые выделяются яркими, очевидными, выдающимися достижениями в изучении иностранного языка.

Учителя школы начали использовать ресурсы музея во внеурочной деятельности по иностранному языку с 2011 года. В течение учебного года ребята выбирают тему, под руководством учителя и руководителя музея готовят и проводят мероприятия на иностранном языке:

  1. 2011-2012 уч. год - экскурсии на английском и немецком языках «История школы».
  2. 2012-2013 уч. год - беседы на английском и немецком языках «Известные выпускники нашей школы» (Владимир Сенькин, бывший главный архитектор города Сыктывкара; Ия Бобракова, бывший руководитель театра оперы и балета; Геннадий Юшков, коми писатель).
  3. 2013-2014 уч. год - виртуальные экскурсии на английском языке «Сердце отдано школе», посвященные  памяти бывшего директора школы и первого почетного гражданина г. Сыктывкара Б.И. Захарова. Экскурсии приурочены к «Празднику за честь школы», который проходит ежегодно 14 апреля.
  4. 2016-2017 уч. год - квест на английском языке по музейным экспозициям.
  5. 2017-2018 уч. год - игра «Что? Где? Когда?», посвященная временной экспозиции музея ко Дню пионерии (19 мая).

Подготовка данных мероприятий предполагает прохождение следующих этапов: подготовительный, основной, заключительный:

1. Подготовительный этап. На этом этапе учащихся важно заинтересовать, помочь выбрать тему, запланировать работу, распределить роли.

2. Основной этап. На этом этапе учащиеся ищут информацию, отбирают наиболее важный и интересный материал на русском языке. После тщательного отбора и систематизации найденного материала учащиеся переводят его на изучаемый язык.

3. Заключительный этап. На данном этапе учащиеся проводят мероприятия на иностранном языке.

Результаты деятельности показали, что в ходе подготовки и проведения мероприятий учащиеся совершенствуют знание иностранного языка, пополняют свой лексический запас, получают навыки работы с различными источниками информации, а также навыки отбора и систематизации информации, узнают много нового о своей школе, городе, республике. Также мероприятия носят профориентационный характер. Учащиеся на своем опыте  могут познакомиться с профессией гида-экскурсовода.

Использование музейных экспозиций в преподавании иностранных языков, не только расширяет кругозор, позволяет свободнее ориентироваться в экспозициях музея, развивает эстетическое восприятие, но и дает возможность описывать родную культуру средствами иностранного языка. Через проведение мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее и изучению иностранного языка.

Использованная литература:

  1. ФГОС основного общего образования, 2016.
  2. Митриковская М. С. Музейная педагогика в школе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1154-1157. —

URL https://moluch.ru/archive/113/29452/ (дата обращения: 20.02.2018).

  1. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся [Текст] / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.

Использование материалов школьного  музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы»....

Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.

Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....

Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы....

Урок "Век Просвещения" с использованием ресурсов Русского музея

Вашему вниманию предлагается конспект урока Истории и культуры Санкт-Петербурга (может быть дан и на  истории) по теме "Век Просвещения" (система образования и воспитания при Екатерине II). Важно...

Использование ресурсов школьной библиотеки для успешного освоения школьной программы по литературе

Сотрудничество учителя литературы и школьного библиотекаря открывает оргомные возможности для решения важнейшей на сегодняшней день задачи  - преодолеть нежелание читать и научить понимать прочит...

«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»

В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с  презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...

Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.

в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлен...