"Иностранщина" в русском языке.
методическая разработка по английскому языку (10 класс) на тему
Данный урок подчёркивает, что русский язык в наше время излишне наполнен иностранными словами, которые абсолютно бесполезно замещают умные русские слова: консенсус - согласие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_inostranshchina.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Иностранщина» в русском языке.
Цель урока: раскрыть понятия « язык» и «культура речи».
Задачи урока:
- Познакомить с некоторыми особенностями изменениями лексики современного русского языка;
- Отрабатывать навыки правописания;
- Прививать любовь и интерес к родному языку.
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Видеозапись « Эзоп и Ксанф». Что вы услышали? Что же такое язык? ( Исторически сложившаяся система звуков, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе).
- Вступительное слово.
( преподаватель русского языка и литературы): о значимости языка, необходимости его беречь.
Сафонова И.В. ( преподаватель иностранного языка): на уроке не будет звучать иностранная речь, но « иностранщины» будет достаточно.
- « Язык- душа народа»
- Рассказ о В. Дале, составителе словаря. Как В. Даль узнал, что монах- житель Ростова? ( По говору, по произношению отдельных слов).
- Прослушать стихотворение В. Гордейлова « Родная речь».
- Прослушивание записи. 4 человека произносят одну и ту же фразу.
Задание: попробовать определить район; чем отличаются говоры?
- Какой язык мы изучаем? Современный русский язык. Какое слово является ключевым? Русский.
М. Горький говорил: « Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
Почему такой вывод делает М. Горький? ( Русский язык постоянно пополняется). Слова, как люди, рождаются, живут, старятся, уходят на покой, т.е становятся неупотребительными. Например, аршин, верста, ланиты, коммуна.
Так же как из году в год
Меняют леса свои листья-
Старые падают, так и слова
Ветшают и гибнут.
Пусть: Но родятся и крепнут как дети,
На смену другие,»- говорит поэт древности Гораций.
- « Иностранщина в русском языке».
Пришло пополнение в русский язык. Казалось бы, слова звучат по –русски, но смысла их порой не понимаем.
Для работы предлагается текст с заимствованными словами, его нужно перевести на русский язык. Прочитать, что получилось. Почему так?
- Составить и записать словарный диктант из слов иноязычного происхождения, пришедших за последние годы в активный словарь: приватизация, бартер, брокер, рейтинг, имидж, мэр, спикер, брифинг, файл, пейджер и т.д. Объяснить.
- Написать размышления о состоянии русского языка на современном этапе: в группе, колледже, улице и т.д. Что мешает?
- Подведение итогов урока. Что узнали? Какой вывод сделали?
Разработала: Сафонова И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...