Технология Модерации - технология ФГОС
статья по английскому языку на тему

Кудлай Лариса Леонидовна

Технология модерации=технологии ФГОС. Данный материал содержит теоретическую основу для использования технологии модерации на уроках в общеобразовательной школе.Суть технологии заключается в правильном управлении процессами обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_moderatsiya_input.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1(название семинара)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2 (проблемы)

Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы является низкая мотивация учителей и обучающихся, а также сложности, связанные  с управлением классом в ходе образовательного мероприятия.

Слайд 3(цитата)

Изменилось общество, изменились дети, изменились требования к учебно-воспитательному процессу, изменились требования к самим педагогам.

В этой сложной ситуации на помощь педагогу приходят современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является – технология модерации. Данная технология используется в образовании уже более 10 лет и по  данным исследований имеет положительные эффекты.

Слайд 4 (составляющие)

В основе результативности ТМ лежат две составляющих, одна из них связана с интенсификацией образовательного процесса, вторая с повышением  эффективности управления им. Что же такое модерация?

Слайд 5

Moderare в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

 

Слайд 6

Эффективность модерации,  как образовательной технологии определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности учитывают и развивают индивидуальные качества ребенка, направлены на активизацию поисковой, аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, содействуют формированию исследовательских и проектных умений, развитию коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Правильно организованное обучение на основе технологии модерации обеспечивает активное вовлечение интеллектуальных, физических, эмоциональных и психических способностей обучающихся в процесс формирования ключевых компетентностей и универсальных учебных действий.

Слайд 7

Можно утверждать, что, модерация – это современная образовательная технология, с

одной стороны, обеспечивающая комплексность и эффективность протекающих в ходе образовательного мероприятия процессов, необходимых для выполнения требований новых государственных стандартов, а, с другой стороны, технология, позволяющая педагогу уверенно управлять этими процессами и гарантированно достигать запланированных результатов образовательного мероприятия.

Слайд 8 «Принципы модерации»

в основу технологии положены следующие ключевые принципы:

- системность (когда образовательный процесс представляет собой управляемую систему взаимосвязанных элементов (участников), выполняющих целенаправленные действия для достижения запланированных образовательных результатов);

- структурированность (когда всё содержание урока рационально делится на четко определенные части – фазы и этапы образовательного мероприятия; отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание образовательного мероприятия);

- комплексность (когда на всех этапах урока осуществляется комплекс ключевых процессов модерации, содействующие эффективному управлению образовательным мероприятием и появлению совокупности образовательных эффектов - обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся).

- прозрачность (когда деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты):

Давайте попробуем проникнуть в глубину принципов ТМ:

Слайд 9 (структурированность)

1) Представьте себе детские кубики, на которых нанесены фрагменты одного рисунка. Чтобы получить картинку необходимо сложить все кубики в определенном порядке. Также и слово состоит из букв, и, если мы хотим написать нужное нам слово, мы получим его, соединив буквы в определенном порядке. Эта упорядоченная последовательность букв, картинок, событий позволяет нам рисовать целостную картину из множества отдельных деталей. Каждая из этих деталей может быть самостоятельной, автономной, может являться частью целого, но в любом случае их соединение (структурирование) приводит к формированию целостной картины. С точки зрения педагогики, под картиной мы подразумеваем комплекс образовательных результатов.

Итак, чтобы получить необходимую нам картину, надо, во-первых, четко и ясно ее представлять, во-вторых, также ясно и четко понимать, из каких частей эта картина будет складываться и, в – третьих, осознавать логику соединения всех частей в единое целое.

Эту задачу и позволяет решать принцип структурированности. 

Слайд 10

Следуя технологии модерации всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы образовательного мероприятия.

С этой структурой вы уже знакомы, она полностью соответствует структуре технологии АМО. Это совпадение обеспечивает возможность их совместного использования и гармоничного соединения для усиления позитивных эффектов каждой технологии. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, определяемую его целями и задачами.

Таким образом, при планировании педагог рисует общую картину, например, урока с его темой, целями, задачами, затем разделяет урок на этапы, определяя предметные, метапредметные и личностные цели обучающихся, реализуемые каждым этапом, после этого объединяет все этапы в соответствии с логикой урока и, придя в класс, осуществляет

задуманное.

Слайд 12

Системность - второй очень важный принцип. Технология модерации - это система, которая состоит из совокупности взаимосвязанных элементов (другими словами участников), выполняющих определенные планом действия в соответствии с графиком образовательного мероприятия (см. рис Схема технологической цепочки). За счет выполнения этих действий достигаются запланированные результаты урока, методично происходит обучение, воспитание, развитие и социализация личности.

Реализация в определенном порядке предусмотренных планом действий содействует управлению процессом, обеспечивая его поступательное развитие к целям образовательного мероприятия. Операции последовательно сменяют друг друга в соответствии с графиком. Для начала последующей операции необходимо выполнение предыдущей (то есть ее результат). Поэтому мы выделяем этапы технологии. Учитывая их связь через промежуточные результаты действий, а также через нацеленность на конечные результаты урока, важно грамотно выстраивать логику этапов и логику действий каждого элемента внутри каждого этапа.

Слайд

Комплексность – это центральный принцип технологии модерации, обеспечивающий генерацию образовательных эффектов. Структура урока и система входящих в него элементов являются обязательными условиями, в которых будет твориться образовательный процесс. Задача учителя через соблюдение структуры и плановое задействование (включение) всех участников ОМ создать оптимальные условия, в которых будет происходить действо по формированию комплекса образовательных эффектов - обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся. Само же действо обеспечивается осуществлением комплекса ключевых процессов модерации, которые включают в себя:

  • эффективное взаимодействие участников группового процесса, 
  • упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса,
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса, 
  • мотивацию всех участников образовательного процесса,
  • мониторинг образовательного процесса,
  • рефлексию педагога и обучающихся,
  • анализ деятельности участников и оценка образовательных результатов.

Комплекс ключевых процессов обеспечивает приобретение обучающимися комплекса образовательных эффектов (в свете новых ФГОС – это предметные, метапредметные и личностные результаты).

Слайд

Последний, но немаловажный принцип технологии – это Принцип прозрачности. 

Любому адекватному человеку нравится открытость, открытые люди, чьи мысли не напоминают спрятанную в кармане фигу или камень за пазухой. Нам импонируют люди, которые открыто и прямо выражают свои мысли, причем, в доступной для понимания всеми форме. Нам нравится, когда предельно честно и откровенно говорят то, что есть на самом деле, когда мы можем видеть, что слова соответствуют действительности. Мы приветствуем, когда слова переходят в плоскость реальных дел и на практике проверяется истина мыслей и слов. В этом случае появляется объективная информация, мы можем, проанализировав ее, получить достоверные результаты, которые позволят нам принимать верные решения. Если такая же прозрачность во всех обозначенных выше формах будет реализовываться в образовательном процессе, то у педагога появится очень важный инструмент для эффективного управления. Речь идет о своевременном регулярном поступлении к педагогу достоверной информации о процессе получения, усвоения и применения обучающимися новых знаний и умений, о прирастании компетентностей, о формировании УУД, о развитии морально-волевых и нравственных качеств каждого обучающегося. При регулярном получении такой информации педагог получит возможность для оперативной корректировки содержания, направления, скорости и других показателей образовательного мероприятия. Эта своевременная корректировка даст возможность достигать запланированных результатов на каждом образовательном мероприятии для всех его участников.

Итак, в основе технологии модерации лежит 4 основополагающих принципа.

Возникает вопрос – как обеспечить воплощение этих принципов?

Ответы на эти вопросы содержатся в ключевых процессах технологии модерации.  ЭТО:

Слайд

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

мотивация всех участников образовательного процесса

мониторинг образовательного процесса

рефлексия педагога и обучающихся

анализ деятельности участников и

оценка результатов

Подробно с каждым из этих процессов мы познакомимся в ходе наших рабочих семинаров, а пока…

Слайд

Начнем  с основополагающего процесса модерации – интеракции. Проблемы интеракции связаны со сложностями организации и развития взаимодействия участников, обеспечения продуктивности совместной работы, выбора оптимальных сочетаний участников интеракции, определения эффективных форм взаимодействия, контроля за работой всех и оценкой каждого, мониторинга динамики групповых процессов и т.д.

Однако, без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса

нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в

обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план

механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.

Чтобы праздник получился, мало только угощения,

Надо дать еще возможность для свободного общения.

На уроке необходимо организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы и.т.д. Модерация решает эту сложную задачу путем эффективной организации групповой работы. В процессе совместной работы,  обучающиеся  осуществляют  различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из

пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного

распределения обучающихся по степени их подготовки. Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения.

Коммуникация

сверхважное понятие для информационного общества и, конечно, для современного образования. Умение обеспечить эффективность коммуникаций является показателем высокого мастерства управляющего.

Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, снятие барьеров общения, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.

Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации.

На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная организация обратной связи.  Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

При репродуктивном обучении действует установка – дети молчат, учитель говорит. Видимо, предполагается, что мозг ребенка – это магнитофон, на ленту которого записывается речь учителя для последующего ее воспроизведения. Если в течение 11 лет активно использовать эту установку, то мозг ребенка постепенно в такой магнитофон и

превратится – никаких своих мыслей, только воспроизведение услышанного. Зато, какая

прелесть на уроке – дети тихо сидят, внимательно слушают, в классе тишина – идеальная

картина! Правда, не понятно, слушают ли они, думают ли о чем-то своем, возможно, спят

с открытыми глазами или просто изображают внимание. Обратной связи практически нет,

информация от учеников не поступает

И даже если педагог начнет задавать вопросы учащимся в этот процесс включатся единицы.

Коммуникация – это еще и процесс прямого и непрямого воздействия, осуществляемого как вербальными, так и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации. Именно поэтому, опытные учителя советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все сорок минут урока.

Визуализация

Рассмотрим еще один ключевой процесс

На картине два бизона,

Но не верь глазам своим.

Мы не в штате Аризона,

В зоопарке мы стоим.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие взрослые люди плохо воспринимают информацию

на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. Оптимально, если визуализация используется педагогом на все этапах ОМ, начиная от постановки целей и заканчивая оценкой хода и результатов образовательного процесса. Планируя данный ключевой процесс необходимо определить, для чего именно будет использоваться визуализация (цель), что конкретно будет визуализироваться (ход ОП, результаты этапов, процессы обсуждения темы и т.д.) и каким образом, в какой форме будет осуществляться визуализация.

В идеале должна получиться полноценная картина, отражающая весь образовательный процесс, с иллюстрацией его целей, ожиданий и опасений всех участников, презентацией темы педагогом, процесса, а также промежуточных и итоговых результатов работы обучающихся над темой, их рефлексии, включающей содержательную и эмоциональную оценку занятия.

Формы представления информации могут быть самыми различными, начиная от цветных мелков и заканчивающиеся сложными художественными композициями. Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.

Мотивация

А теперь мы поговорим с Вами об архиважном для эффективного обучения процессе – о мотивации обучающихся. Чтобы обеспечить заинтересованное, качественное, результативное обучение, необходимо наполнить образовательное пространство активными мотиваторами. Роль мотивации сложно переоценить. Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение. Постановка ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей. Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Педагог получает очень сильного помощника в деле мотивации обучающихся если применяет технологию АМО. Активные методы обучения оказывают мощное мотивирующее воздействие на процесс обучения. Использование игровых методов обучения обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока. К мотивирующим инструментам можно отнести:  Различные формы визуализации учебного материала, физминутки.

Как видите, кроме привычных стимулов в виде кнута и пряника в арсенале современного педагога находятся мощные мотивационные инструменты, позволяющие эффективно управлять образовательным процессом через создание условий для появления устойчивой и выраженной познавательной мотивации у обучающихся.

Смотря на данное Природы достижение

Мне кажется, я начинаю понимать Адама:

Ему сей плод был интересен для вкушения,

А не как предложенье из ребра возникшей дамы.

Мониторинг образовательного процесса

В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

Мониторинг образовательного процесса.

Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, технологии активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока,

Важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса. При планировании урока, необходимо уделить время формулированию критериев мониторинга образовательного процесса. Основой критериев мониторинга являются цели, которые вы ставили для всего образовательного процесса, а также для каждой фазы и каждого этапа. В принципе, сами по себе цели могут служить такими критериями

Мониторинг групповой динамики.

Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости,

оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их

работу. Задача мониторинга групповой динамики – обеспечить плавность прохождения стадий развития группы и достичь состояния сотрудничества участников команды, поддержать их взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы.

Анализ и оценка

Качественно разработанный план ОМ должен быть красивым и гармоничным. Такое впечатление должно сложиться у вас после всесторонней оценки своего творения. Только, если ваша рефлексия дала вам «добро», можете приступать к осуществлению разработанного плана.

Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы – обязательный атрибут современного образования.

Достижение обучающимся необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.

На серой глади озера

Застыла в восхищении -

Какая я пригожая

И я и отражение.

Завершение раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология АМО - технология ФГОС

Вводный семинар-тренинг по ознакомлению с активными методами обучения и модерации для педагогов образовательных учреждений, осваивающих и внедряющих современные образовательные технологии и планирующи...

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ - ТЕХНОЛОГИЯ НОВЫХ ФГОС

Презентация к семинару "Технология модерации - Технология новых ФГОС"...

Приказ о списочном составе участников постояннодействующего семинара «Технология АМО-технология ФГОС»

Приказ о списочном состове участников постояннодействующего семинара «Технология АМО-технология ФГОС»...

Семинар-тренинг "Технология АМО - технология ФГОС"

Представлен шаблон проведения учебного мероприятия для педагогов с использованием технологии активных методов обучения, применяемых на всех этапах учебного занятия (приветствие, целеполагание, формиро...

Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) ФГОС 6 класс 2017 по Симоненко

Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) ФГОС 6 класс 2017 по Симоненко...

Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте ФГОС ООО и СОО

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие УУД, включающих познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, направленные...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...