Обучение неподготовленной речи на уроках английского языка в старших классах.
статья по английскому языку (8 класс) на тему

Севастьянова Елена Владимировна

В данной статье обобщен педагогический опыт учителя МАОУ лицея №14 города Тамбова Севастьяновой Елены Владимировны по обучению неподготовленной речи на английском языке в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 14

Кафедра иностранных языков

Обобщение передового педагогического опыта учителя
английского языка МАОУ лицея № 14

Cевастьяновой Елены Владимировны

Обучение неподготовленной речи на уроках английского языка в старших классах



Обобщение  передового  педагогического  опыта   учителя  английского  языка  МАОУ  лицея  № 14

    Севастьяновой  Елены  Владимировны.

 

Тема: ”Обучение  неподготовленной  речи  на  уроках английского  языка  в  старших  классах”

Спонтанная коммуникация представляет собой не что иное, как свободный обмен мнениями, которые рождаются непосредственно в процессе обсуждения, а не являются результатом специальной подготовки. Но, совершенно очевидно, что навыки спонтанной речи, как и любые другие, не формируются сами собой, а, следовательно, требуют тщательной последовательной подготовки.

Интенсивная методика, по которой в течение многих лет работают учителя кафедры английского языка лицея, создает все условия для успешного обучения навыкам неподготовленной речи, при условии следования всем ее основным принципам, а именно:

  • необходимость создания мотивации, причем не только внешней, но и внутренней, поскольку на уроке ученик часто поставлен в такие условия, при которых  он с помощью языка решает актуальные для себя проблемы: что-то доказать, опровергнуть, cогласиться и не согласиться и т.д. В основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего учавствовать в общении. Для того, чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию;
  • а это условие, в свою очередь, выполняется в том случае, если подача всего вводимого материала от введения полилога до практики в общении и этюдов происходит естественно и интересно с созданием жизненных ситуаций, имеющих смысл для ученика, т.е. ориентированных на него самого;
  • целостный, “тотальный” подход при подаче материала, при котором преподают не сведения о языке, не отдельные слова, грамматические конструкции, идиоматические выражения и т. д., а учат на языке говорить, учат языку как средству общения;
  • обеспечение плотности общения при котором учащиеся принимают равное участие в коммуникации;
  • интеграция элементов подготовленной и неподготовленной речи в обучении иноязычному говорению;
  • использование  разнообразных форм речевого взаимодействия (работа в парах, тройках, группах, толпе и т.д.);

  • создание такой атмосферы доброжелательности, естественности, открытости и доверия на уроке, при которой ученики хотят говорить;
  • ролевая организация учебного материала и всего процесса обучения с гибким сочетанием разнообразных приемов и методов работы.

 

 C какими трудностями может столкнуться учитель при проведении уроков, ориентированных на формирование навыков неподготовленной речи?

  1. Ученики боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников.

Пути преодоления- достаточно создать атмосферу доброжелательности и доверия;

не позволять учащимся резко критиковать друг друга; шире использовать коллективные формы работы (парные , групповые , проектные) , где успех каждого материализуется в успехе всей группы и наоборот; использовать различные источники создания мотивации, в том числе мотивацию успеха и так называемую инструментальную мотивацию (каждый ученик имеет свои любимые виды и формы работ, исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и т. д.), учет данной разновидности мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику максимально выразиться в наиболее выдающемся для него виде работ.

  1. Ученики не хотят говорить, поскольку уровень мотивации отсутствует, и при этом учащиеся не понимают речевую задачу, а значит и то, что надо делать.

Для того, чтобы этого не случилось на уроке, учителю достаточно четко определить проблему обсуждения . Действительно, от того как поставлена конкретная коммуникативная задача, будет зависеть успех говорения. Cитуация общения, которая связана с решением определенной проблемы, и является стимулом к развитию спонтанной речи.

  1. Учащимся нечего сказать по обсуждаемой теме, не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи.

Для решения данной проблемы и ее предотвращения необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана. Уроки развития навыков неподготовленной речи должны опираться на сформированные лексические и грамматические навыки - а это условие выполняется только при четком следовании принципу- Presentation- Practice- Production.

Большое значение в данном вопросе играет содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений.

Помимо лексических единиц и грамматических структур ученикам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи, ее логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования и т. д.

Практическую помощь в решении данной проблемы может оказать использование опор вербального характера (схемы, таблицы, планы с ключевыми словами), а также невербальные опоры (картинки, предметы, музыка).

Грамотный подбор текстов для чтения и аудирования, желательно аутентичных, может обеспечить не только восполнение определенных пробелов информационного плана, но и обеспечить необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме.

  1. Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их выключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока.

 Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на уроке необходимо:                                                                                                                                      

Шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке.

Создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из общего режима работы, но выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т.д.

При планировании уроков со значительной долей монологической речи, не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы. Золотое правило в данном случае гласит: «Каждый ученик в классе в любой момент урока четко осознает свою задачу, никогда не сидит без дела».

 

Практика показала, что наилучшей формой организации взаимодействия на уроке формирования навыков неподготовленной речи является взаимодействие в малых группах - учащиеся получают больше свободы, больше времени уходит на непосредственно говорение и коммуникацию. При этом наиболее доступной, эффективной и, вместе с тем представляющей определенные трудности, формой речевого взаимодействия является диалогическая речь. Обучение данной форме общения предполагает формирование следующих базовых умений и навыков:

  • умение задавать вопросы разных типов;
  • логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
  • использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
  • употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
  • пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как: выражение согласия/ несогласия/ cсомнения/ удовлетворения/ неудовольствия/ просьбы/ вежливого отказа и т. д.  

                                                                                                                         

Наибольшее затруднение представляют следующие моменты:

Умение сформулировать содержательно ценный вопрос. Содержательный вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее, определяет общение и облегчает понимание речевой задачи для партнера. И наоборот, примитивный вопрос, предполагающий очевидный всем ответ может вызвать недоумение и даже раздражение. Недаром говорят» Каков вопрос, таков и ответ”.

С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, изменить характер дискурса. Не только ученики, но и многие учителя не умеют задавать вопросы, а ведь именно умно заданный вопрос провоцирует нужный ответ, может изменить ход всего речевого общения, позволяет обоим участникам диалога быть равноправными партнерами общения, cохранить необходимую степень инициативы и независимости.

Логично планировать серию вопросов, ориентированных на получение нужной информации, даже в том случае, если партнер немногословен и явно не расположен к общению.

Для разрешения проблемы грамотного использования вопросов учащимися можно предложить следующее:

  1. Пересмотреть отношение к использованию собственных вопросов на уроке, сделав их более содержательными, открытыми, проблемными, творческими. Избегать формальных, бессмысленных вопросов.
  2. Обучать не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления. Не отрывать учебные задания от реальных жизненных ситуаций и проблем.
  3. Учить учащихся мыслить самостоятельно, не принимать любое утверждение на веру безоговорочно, cпорить и задавать вопросы учителю.
  4. Использовать творческие игры и задания, предполагающие формирование различных стратегий использования вопросов (игры на отгадывание, проведение викторин, социологических  опросов, интервью, диспутов, круглых столов и т. д. )
  5. Начинать изучение новой темы не с вопроса” Что вы знаете о …”, а с задания обсудить в парах и группах, сформулировать и записать те вопросы, на которые хотелось бы получить ответы в ходе обсуждения темы. Тогда учитель и ученики становятся партнерами, решающими общие задачи; а ученики учатся не только обсуждать, но и самостоятельно выделять и формулировать проблемы, что для подготовки к реальной жизни гораздо важнее.

Oдной из наиболее успешно применяющихся форм взаимодействия на уроках обучения говорению является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, стимулирующая активную напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии учащиеся включаются в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и предоставляется возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. Дискуссия дает возможность учащимся:

  • получить новую информацию;
  • повысить свою компетентность;
  • проверить собственные идеи и оценить их достоверность;
  • развить коммуникативные качества и умения пользоваться своим интеллектом;
  • проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими;
  • выработать привычку нести ответственность за свои слова;
  • научить избегать ошибок, допущенных другими.

       

Дискуссия  предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которая достигается благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на уроке:

  1. Любую мысль можно высказать без боязни /учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критике, сочтут недостаточно глубоким и т.д./
  2. Высказывающемуся прощается самое необузданное ассоциирование.
  3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше.
  4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять.

Для того, чтобы вызвать у учащихся желание говорить, необходимо прежде всего выбрать темы, которые наиболее интересны учащимся, вызывают у них желание общаться, cодержат наиболее жизненные ситуации. Примерный перечень тем для обсуждения на уроках развития навыков говорения:

  1. Generation gap: Illusion or Reality?
  2. Early marriages: for and against.
  3. Marriage is an outdated institution and a bad idea. How far do you agree with this opinion?
  4. Who could have believed it a century ago? / Advantages and disadvantages of technological progress.
  5. Internet craze: for and against.
  6. You can’t judge a book by it’s cover./Appearance and people.
  7.  Do animals have rights?
  8.  Research which involves live animals should be banned. How far do you agree with this view?
  9. To live abroad is no picnic.
  10. Once a foreigner always a foreigner.
  11. TV or not TV.
  12. All we need is love.
  13. Men and women- Equal at Last?
  14. Violence in the media needs to be regulated.
  15. Are you a «Brand slave»?
  16. School uniform: having to look the same – having to think the same?
  17. Everybody in the world should speak English.
  18. Smoking should be banned in all public places.
  19. Capital punishment: for and against
  20. Genetically modified crops- Frankenstein foods?
  21. What will the future bring us?
  22. The only thing we have to fear is fear itself.
  23. Cloning: pros and cons.
  24. Individuality and Individualism.
  25. Vegetarianism: the case against.
  26. New systems generate new problems.
  27. Love makes the world go round.
  28. Money is the root of all evil.
  29. The 1st of September- a holiday or disappointment?
  30. Evil communications corrupt good manners.
  31. What is necessary to be successful in one’s studies?
  32. Education should become more practical.
  33. Fame and Fortune.
  34. Is it possible to become rich and stay the same person?
  35. Beating children is sometimes necessary.
  36. Modern problems cannot be solved by old methods.
  37. New technology: a step ahead or a road to hell?

Приложения:

  1. Разработка дискуссии по теме: «Internet craze: for and against».

  1. Примеры заданий на формирование навыков говорения:

  • Cоциологическое исследование по теме: «What will the future  bring us».
  • Задание  Classifying ideas на примере темы «TV or not TV».
  • Задание  Find your half  на примере темы «All we need is love».
  • Примерный перечень изречений и афоризмов, стимулирующих дискуссию.
  • Пример использования зрительных опор в качестве стимула для дискуссии на примере темы «Fame and Fortune».

       

  1. What will the future bring us? – Sociological survey

Complete the questionnaire individually, then discuss your answers  in pairs or small groups.

1 - impossible   2 – unlikely   3 – possible   4 – quite likely   5 – bound to happen

  1. Everybody in the world will be able to speak English, so people will have no communication problems.
  2. Everybody will pay taxes, no one will hide earnings from the tax inspector.
  3. People will stop telling lies.
  4. We will continue  exploring other planets.
  5. People will be allowed to say and write what they like at all times. There will be no censorship.
  6. The population will be growing and the cities will be getting bigger. People will be more mobile, they won’t know each other  as well as they used to. Personal isolation will be a big problem which will lead to people’s feeling lonely.
  7. Russia will become a self-sufficient state.
  8. Cure for AIDS, cancer and other fatal diseases will be found.
  9. The problems of world hunger, animal extinction and illiteracy will be solved.
  10. Computers will be solving a wide range of problems in business and industry.
  11. The Moon will be colonised to relieve Earth’s overcrowding.
  12. Russia will become a new superpower.

2. TV or not TV. – Classifying ideas

Work with your partner  to classify the ideas given into the pros and cons groups.

  1. TV is to blame for the alienation of people in society.
  2. Television is one of the most valuable achievements of our century as far as children are concerned.
  3. Television is invaluable for the information it provides.
  4. American film- makers very often appeal to the worst side of the human nature, advocating violence for violence’s sake.
  5. Evil and cruelty should  be exposed while they exist.
  6. What’s wrong about showing violence on the screen? Some plays by Shakespeare are extremely violent, but nobody doubts their value.
  7. There are other forces much more powerful than television resulting in isolation of other people: social inequality, the lack of stability and the pressures and stresses of urban life.
  8. Television prevents normal communication between people and brings about the alienation of individuals.
  9. Before television came to our homes we used to enjoy civilized pleasures, go to the theatre or see our friends.
  10. Before television came to our homes we used to spend more time out in the open air, enjoy sporting events.
  11. Before television came to our homes we used to read more books and get some information at first hand.
  12. Television turns children into non- readers.
  13. Children nowadays don’t play the way they used to play in the fifties.
  14. Cinema and television are the main challenges to theatre nowadays.
  15. TV film making is no more an art than a passport photographer is an artist.
  16. Television is lack of communication between people, lack of time for physical exercises.

3. All we need is love. – The task «Find your half»

Move in the crowd and find the person with the statement that correspond to yours.

  • All human values have changed. Love has become out- dated.
  • Life is short, art and love are eternal.
  • Life has definitely changed greatly, but…
  • The technological progress has changed our traditional understanding of friendship and love.
  • There can’t be real love at the age of 14.
  • You cannot love a person at first sight. It’s an illusion.
  • All through the history artists have been inspired by love to create their masterpieces.
  • You need to learn his/her personal characteristics first.
  • What has not changed, however, is that people as in the past need to be cared and loved.
  • Now you can find your real love in Internet.
  • You need to be mature to experience this feeling.
  • There are now other real values: money and prosperity.

4. Famous quotations for discussion

  1. I never think of the future. It comes soon enough. – Albert Einstein.
  2. One cannot change the past, buy one can ruin the present by worrying over the future. – Anonymous.
  3. Who controls the past controls the future. Who controls the present controls the past. – George Orwell.
  4. Distruct all in whom the impulse to punish is powerful. – Friedrich Nietzsche.
  5. Economy is a savings bank, into which men drop pennies, and get dollars in return. –Josh Billings.
  6. If there were no strong hand at the service of good in the world, evil would multiply. – Kabbalah.
  7. Shoot for the Moon, even if you miss it you will land among the stars. – Anonymous.
  8. I hear and I forget. I see and I believe. I do and I understand. – Confucius.
  9. We are born believing. A man bears beliefs, as a tree bears beauty. – Ralph Emerson.
  10. Those who will not reason, are bigots, those who cannot, are fools, and those who dare not, are slaves. – Lord Byron.
  11. Time is a great teacher, but unfortunately it kills all its pupils. – Hector Berlioz.
  12. You can’t try to do things; you simply must do them. – Ray Bradbury.
  13. All men are by nature equal, made all of the same earth by one Workman; and however we deceive ourselves, as dear unto God is the poor peasant as the mighty prince. – Plato
  14. Destiny is not a matter of chance, it is a matter of choice; it is not a thing to be waited for, it is a thing to be achieved. – William Bryan.
  15. Do not pray for easy lives. Pray to be stronger men. Do not pray for tasks equal to your powers. Pray for powers equal to your tasks. – Phillips Brooks.
  16. Education makes people easy to lead, but difficult to drive, easy to govern, but impossible to enslave. – Henry Brougham.

5. Visual prompts for speaking.  – Fame and Fortune

 

Categories of famous people

Competition winners            artists and musicians           sports people

          Humanitarian workers             military heroes                 discoverers

Sons and daughters of the rich         politicians         criminals

Aspects of Fame

Privacy    power    responsibility    freedom    choice    relationships

What would you definitely not be prepared to do and what might you do in order to become very rich?

  • take a job I disliked
  • work away from home
  • steal
  • emigrate
  • exploit other people
  • borrow a substantial amount of money
  • work for someone I didn’t respect
  • work 365 days a year
  • gamble
  • marry for money
  • betray my principles


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

Коммуникативная тежнология  обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.     Зна...

Методика обучения монологической и диалогической речи при изучении английского языка в старших классах

Эта статья представляет собой краткий обзор методических принципов преподавания монологической речи и далогоческой речи в старших классах, с учетом подготовки к ГИА и ЕГЭ. Статья содержит фрагменты мо...

Интерактивное обучение на уроках английского языка в старших классах. Презентация.

Презентация на тему формирование коммуникативной компетенции посредством реализации интерактивного обучения на уроках английского языка в старших классах....

Обучение изучающему чтению на уроках английского языка в старших классах.

В этой статье Вы можете найти основные этапы обучения изучающему чтению в старших классах....

Интерактивные технологии обучения диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способ...

Нетрадиционные методы обучения монологической и диалогической речи на уроках английского языка в старших классах

Актуальность работы состоит в том, что на современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улу...

Формирование коммуникативных УУД в обучении диалогической речи на уроках английского языка в 6 классе.

данной работе будут предложены упражнения и задания для формирования УУД при работе над диалогической речью....