Использование аутентичного материала на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетентности учащихся
методическая разработка по английскому языку

Сучкова Наталья Владимировна

Рисунок современного урока стремительно меняется. Сейчас все чаще говорят о мотивации детей на уроках, о применении информационных технологий, мультимедийных средств обучения. Меняется сам процесс обучения и подход к нему. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности” ученика. В основе современного процесса обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Использование аутентичного материала на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетентности учащихся»

Выполнила:

Сучкова Наталья Владимировна

Учитель английского языка

2018

Использование аутентичного материала на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетентности учащихся


Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы с переходом на ФГОС, зная их особенности и требования, мы должны использовать новые образовательные технологии, новые подходы к организации обучения и воспитания, создавать открытую, дружелюбную информационно-образовательную среду.

Урок английского языка как никакой другой позволяет использовать наглядные материалы и средства обучения, такие как видеофильмы, песни, видеоклипы, карты, картинки, таблицы, схемы, презентации. Следует помнить только об одном – все они должны быть аутентичными.

Процесс обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе подразделяется на три этапа:

  • Начальный (2 - 6 классы);
  • Средний (7 – 9 классы);
  • Завершающий (10 – 11 классы).

На начальном этапе обучения (2 - 6 классы) для достижения наших целей подойдет сайт http://www. storylineonline. net/, на котором можно найти сказки американских писателей, которые читают известные американские актеры. Аудиоматериал идет с визуальным подкреплением, что значительно упрощает процесс восприятия иноязычной речи и приближает процент полного понимания услышанного к 100 %. Принимая во внимание возрастные особенности, а также уровень подготовки учащихся, можно предложить опорные слова и достаточно разнообразные упражнения: начиная от респонсивных (вопрос - ответ) и описательных (пересказ по разработанному вместе плану) и заканчивая репродуктивными (ролевая игра).

Этапы работы над пословицей:

І. Презентация.

ІІ. Работа над содержанием.

Значения некоторых слов раскрываются с помощью комментария, перевода или синонимов. Дальше детям предлагается определить, о чем идет речь в пословице. В случае затруднения просим детей выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Потом открывается иллюстрация и сравнивается, отвечает ли ей выбранный учениками ответ.

Особенности применения видеоматериалов на среднем этапе обучения

Изучение грамматического материала в объяснении носителя языка на основе интернет ресурсов и печатных источников: Видеоурок Anglo-Link

 Есть множество вариантов использования видеоматериалов на среднем этапе обучения.

Предсказания (20 минут).

Учитель выбирает подходящий отрывок из фильма и выписывает до десяти слов или фраз, которые дают ключ к происходящему, поведению персонажей и пр. Записывает эти слова и фразы на доске в том порядке, в котором они встречаются в фильме. Обсуждает с учениками, в какой ситуации могут встречаться эти слова.

Учащиеся в парах пишут сценарий, в котором будут использоваться эти слова и фразы. Пока они пишут, учитель обходит их, знакомясь с написанным и помогая, если это требуется, а затем выбирает несколько историй и зачитывает. Учащиеся просматривают отрывок и сравнивают свои истории с тем, что они увидели. Просматривают отрывок снова для того, чтобы уточнить детали. Или во время просмотра учитель останавливает запись, и ученики дописывают конец.

Внутренний монолог (30-45 минут).

Учитель выбирает отрывок, в котором ярко выражаются чувства или отношения людей, но очень мало или совсем нет диалога. Объясняет учащимся, что в отрывке, который они увидят, выражаются яркие чувства, но персонажи говорят мало. Учитель попросит их сочинить внутренний монолог, где чувства выражались бы словами.

Учащиеся просматривают отрывок, если необходимо, дважды; работают в группах, обсуждая характер персонажа, его чувства и мысли, а затем они пишут монолог. Каждая группа читает свой монолог всему классу. Учитель показывает отрывок еще раз, при необходимости останавливаясь и обсуждая детали.

Времена года (10-15 минут).

Учитель выбирает отрывок, в котором смена времен года играла бы важную роль в развитии событий. Объясняет, что покажется отрывок, действие которого будет происходить в определенное время года. Просит класс вообразить, что изменилось бы, если бы это случилось в другое время года. Что делали бы герои? Что было бы одето на них?

Затем учащиеся просматривают отрывок и обсуждают вопрос в группах, после чего вопросы обсуждаются всем классом. При необходимости отрывок просматривается еще раз и продолжается обсуждение.

Соотнесите прилагательные (15-20 минут).

Учитель выбирает отрывок, в котором участвуют 3-5 персонажей разного типа. Подготавливает список прилагательных, которые используются, чтобы описать характер людей (или можно попросить учеников сделать это); раздает список и предварительно обсуждает эти черты с классом; если в списке есть незнакомые слова, объясняет их значение. Также учитель предупреждает, что каждый персонаж может быть описан хотя бы одним из этих прилагательных.

Учащиеся просматривают отрывок и работают в группах, обсуждая поступки персонажей, и что они говорят, и подбирают каждому хотя бы одну характеристику. Затем желающие выбирают одну характеристику и объясняют классу, что это слово означает, иллюстрируя свое объяснение каким-то примером.

Анализ рекламы (30 минут).

Учитель выбирает один или несколько рекламных роликов, подходящих для своих целей, заготавливает достаточное количество копий таблички для всех учащихся. В табличке будет, например, 2 столбца: что рекламируют и рекламный слоган (текст). Затем раздает таблички учащимся и проверяет, все ли ясно, какого рода информация требуется, чтобы заполнить табличку.

Учитель предупреждает класс, что сейчас будет показан рекламный ролик. Задача - заполнить табличку данными, которые они получат из ролика. Учащиеся просматривают ролик при необходимости несколько раз и заполняют табличку. После того, как они закончат, учитель предлагает каждому сравнить свои ответы с ответами соседа. Ролик демонстрируется еще раз, чтобы прояснить непонятные моменты.

Вариант - если мало времени, класс можно разделить на группы, и каждая группа отвечает за информацию по какому-то одному ролику.

Настоящие вопросы (15-20 минут).

Учитель выбирает отрывок из документального фильма или новостей, который представляет интерес для учащихся. Новости должен сообщать диктор на экране (не за кадром). Затем учитель задает вопросы учащимся, что они знают о предмете, который освещается в новостях. Ответы записывает на доске и предлагает задать несколько вопросов на эту тему. Разбившись на группы, учащиеся составляют еще минимум три вопроса на ту же тему.

Перед просмотром учитель предупреждает, что на некоторые вопросы в предлагаемом отрывке, возможно, будут ответы. Они могут быть высказаны прямо, косвенно, или их не будет вовсе. Задача учащихся - определить, на какие вопросы в отрывке будут даны ответы.

Учащиеся просматривают отрывок. Представители групп читают вопросы, на которые они получили ответы. На оставшиеся вопросы учитель предлагает найти ответы в виде домашнего задания или группового «проекта».

Биографии (20-30 минут).

Учитель выбирает отрывок на 5-10 минут, в котором персонажи общаются между собой. Отрывок должен дать ответы или стимулировать догадки по поводу того, кто эти персонажи, откуда они и прочее. В том случае, если учащиеся уже хорошо понимают устную речь, можно показать им более длинный отрывок или целый фильм.

После просмотра учащимся нужно будет написать краткую биографию одного из персонажей. Необходимо дать время для написания биографии. После этого учащиеся в группах обсуждают по очереди «свои» биографии, смотрят отрывок еще раз, чтобы обнаружить, что подтверждает или опровергает предположения, сделанные ими самими.

Обзор мнений потребителей (30 минут).

Учитель выбирает рекламу товара или услуги, которая может заинтересовать учащихся. На доске записывает вопросы, на которые надо ответить. Учащиеся просматривают рекламу и в группах обсуждают свои ответы на вопросы. Затем просматривают ролик ещё раз, чтобы можно было убедиться в правильности ответов.

Заполните видеопропуск (10-15 минут).

Учитель подбирает отрывок, в котором хорошо просматривается сюжетная линия. Записывает его начало и конец (длиной примерно по минуте). Объясняет классу, что будет показано два отрывка. Задача учащихся - написать историю, которая связывала бы эти отрывки. Учащиеся смотрят первый отрывок и в группах обсуждают ситуацию и персонажей (представитель группы высказывает мнение группы). Затем смотрят второй отрывок. Порядок обсуждения такой же. Сравнивают два отрывка - место, события, отношения персонажей и прочее.

Каждая группа сочиняет историю, соединяющую эти два события, а представитель каждой группы зачитывает (или рассказывает) свой вариант. Учащиеся сравнивают убедительность и другие достоинства рассказа. После этого смотрят весь отрывок целиком, затем сравнивают свои истории с оригиналом.

Создайте видеоклип (40-50 минут).

Учитель подбирает музыкальный видеоклип, желательно такой, который класс не видел. Учитель записывает слова песни, делает анкету из двух частей: в первой - вопросы по тексту песни и ее исполнению, а во второй - по сопровождающему ее видеоряду. Раздает слова учащимся. Вместе обсуждают настроение и содержание песни. Затем учитель раздает анкету и предупреждает класс, что сначала они будут только слушать песню, поэтому отвечать надо на первую часть анкеты. Проигрывается песня на магнитофоне или на видео, при этом изображение закрывается. Учащиеся в группах обсуждают, каким изображением они сопроводили бы те или иные части песни (вторая часть анкеты). После обсуждения группы рассказывают, какой видеоклип они сделали бы для этой песни, учитель показывает видео и класс отвечает на вопросы.

Люди в новостях (15-20 минут).

Учитель выбирает отрывок новостей о каких-то известных людях. Делает копии таблички для всех учеников. В табличке 2 столбца – имя знаменитости и события, связанные с ним. Раздает таблички, и объясняет классу, что будет показан отрывок из передачи новостей о нескольких известных людях. Учащиеся смотрят отрывок один или несколько раз. Затем заполняют таблицу.

Учащиеся смотрят отрывок ещё раз и сравнивают результаты. Для более продвинутых учащихся или групп - предлагается написать краткую биографию данного деятеля (в качестве домашней работы или проекта).

Реконструкция (15-20 минут).

Учитель выбирает отрывок с ясной сюжетной линией. Очень хорошо подходят для этой цели немые фильмы. Объясняет классу, что покажет отрывок, в котором произойдет определенное событие (например, ограбление). Задача учащихся состоит в том, чтобы запомнить как можно больше деталей и затем изложить их в хронологическом порядке.

Учащиеся просматривают отрывок, а затем работают в группах, обсуждая увиденное и записывая в правильном порядке. Представитель каждой группы читает свой список. Класс решает, какой список самый правильный и полный.

Учащиеся просматривают отрывок снова, учитель делает паузу, чтобы уточнить детали. Можно также останавливать изображение и просить, чтобы учащиеся говорили, что произойдет после этого.

Рецензия.

Данное упражнение имеет смысл предлагать только в том случае, если класс хорошо понимает устную речь. Учитель выбирает фильм, который должен понравиться ученикам. Составляет вопросы, которые привлекают внимание класса к тому, что необходимо для написания рецензии. Учитель решает, какой длины должна быть рецензия. Раздает вопросы и объясняет ученикам, какого рода информация обычно содержится в рецензии. Обсуждает вопросы с учащимися, чтобы все точно поняли, что от них требуется.

Учащиеся просматривают фильм целиком или частями, если это необходимо. Затем в группах обсуждают вопросы и ответы на них. В качестве домашнего задания учащиеся пишут рецензию на фильм.

Дебаты.

Данное упражнение также предназначено для групп, хорошо владеющих языком. Учитель выбирает отрывок, содержащий какую-то идею, которая может вызвать разногласия, например – «В современном мире чистую любовь и настоящую дружбу можно купить за деньги». Это утверждение учитель записывает на доске. Предупреждает учащихся, что покажет отрывок, в котором содержится эта идея. Учащиеся смотрят отрывок. Учитель объясняет, что в обсуждении все должны высказаться, используя доводы «за» и «против».

Выбираются две команды (по 2-4 человека), которые будут представлять ту или иную точку зрения. В каждой команде должен быть капитан. Капитан в начале высказывает точку зрения команды и в конце подводит итог.

Если есть время и необходимость, учащиеся просматривают отрывок еще раз. Дома учащиеся готовят свои доводы. Учитель предупреждает, что они могут воспользоваться записями, но нельзя читать по бумажке. Каждое выступление ограничено тремя минутами. Класс должен подготовить 3-5 вопросов для выступающих. Желательно, чтобы вопросы базировались на увиденном и услышанном в видеоотрывке.

На следующем занятии выступающие сидят лицом к классу. Каждая команда выступает со своим заявлением. После выступлений и подведения итогов класс задает вопросы. В конце класс голосует, чья позиция была высказана более убедительно.

В том случае, если стоит задача показать художественный фильм целиком, обязательно необходимо дать классу задания, которые заставили бы прислушиваться к диалогу, а также сопоставлять действия и поступки персонажей и делать из этого выводы.

Если фильм - комедия, учащимся дается задание записать шутки, которые были понятны. Если это детектив, фильм показывается до того места, где преступник изобличается, и попросить аргументировано ответить, кто виноват и почему они так считают. В том случае, если фильм рассказывает о жизни людей, нужно задать вопросы об их взаимоотношениях. Здесь также желательно останавливаться и делать прогнозы о дальнейшем развитии событий и отношений персонажей.

С точки зрения аудирования, видовые и другие документальные фильмы представляются более легкими для понимания, поскольку большая часть текста читается диктором с хорошо поставленным произношением и четкой артикуляцией. Помимо проверки понимания здесь можно дать задание написать небольшую статью на ту же или аналогичную тему.

Oдним из примеров использования Интернет - ресурсов может являться сайт телекомпании CNN. Ниже приводится ссылка на видеоматериал “London tube Lost & found” и разработка заданий и упражнений к нему.

http://edition. cnn. com/video/#/video/world/2009/10/14/foster. uk. lost. and. found. cnn?iref=allsearch

Pre - watching questions

  1. If someone loses something on the Moscow metro, what should they do?
  2. Have you lost anything on the Moscow metro? If so, what? What did you do?
  3. Have you ever seen anyone carrying anything really unusual on the Moscow metro?

 While you watch

What things have been lost?

Why is the man surprised?

What language is repeated?

Roleplay

Create a role play in a Lost & Found office

1 person is the L&F clerk

1 - 3 people are in the office to ask about lost items

USE at least 2 of the phrasal verbs (hand in, hand back, give back, claim back, get something back to someone). BE CREATIVE!

Особенности применения видеоматериалов на заключительном этапе обучения

Уровень владения языком в старших классах требует серьезного отбора материала. При выборе фильмов необходимо учитывать многое, и уровень владения языком, и актуальность тем, проблем, поднимаемых в фильме, для последующего их обсуждения. Это могут быть фильмы к зарубежным учебникам, а также художественные фильмы, в том числе и сериалы, если действие в них происходит в стране изучаемого языка, учебные телефильмы.

Необходимо уделить особое внимание анализу речевого и неречевого поведения говорящих в зависимости от ситуации. Преподавателю следует обратить внимание на то, как обращаются друг к другу коммуниканты в ситуациях официального/неофициального общения, как запрашивают информацию, обращаются с просьбой, здороваются, прощаются, начинают и завершают разговор и так далее. Нужно также сообщить учащимся слова, закрепленные за определенными ситуациями (приветствия, обращения, поздравления).

Наилучший результат может быть достигнут за счет использования аудиовизуальных источников, и, в первую очередь, учебных фильмов к зарубежным курсам иностранного языка. Чтобы уяснить специфику поведения носителей языка, нужно видеть их, а также и обстановку, в которой происходит акт общения (магазин, метро, аэропорт, школа, театр и пр.). Дело в том, что специфика обстановки оказывает существенное влияние на поведение учащихся.

B качестве примера применения аутентичного материала для обучения аудированию и говорения может выступать сайт The New York Times“1 in 8 million”.  Ниже также приводится ссылка на видеоматериалы и разработка заданий и упражнений к одному из них - Omika Jikaria: The Type A Teenager.

http://www. nytimes. com/packages/html/nyregion/1 - in - 8 - million/

Stage 1. Group work. All group have the same picture. Tasks:

look at your picture

from what you see, what do you think the girl in the picture is like (think of different wh - questions and imagine answers)

come up with at least 3 things you would like to share

Stage 2. Group work (but all the students are mixed into new different groups). Each person has a different picture – but it’s all of the same girl. Tasks:

don’t show your pictures yet

take turns sharing what your group thought about your picture

after you’ve shared – pass around the pictures

as a group, come up with 1 - 2 sentences that describes this girl

Stage 3. Teacher time!

Listen to the recording. As a group, discuss what activity/ies you would have the students do next.

Prepare very brief (2 - 3 sentences) description of your activity.

И ещё одна ссылка на видеоматериал: http://hollywoodvocabulary.com/ru/bride_wars/video_lesson_01.php

 

Таким образом, применение аутентичных материалов и рассмотрение особенностей работы с ними в процессе обучения аудированию и говорению представляется нам более целесообразным и эффективным на всех этапах обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетентности учащихся.

  1. Сайт Британский консул-http://www.britishcouncil.org/ На сайте представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком. Материалы могут быть использованы на любых этапах урока.

  1. LerningApps-https://learningapps.org/- является мультимедийным средством. Cодержит аудио, видео, графику, возможности организации интерактивного взаимодействия и обеспечивает систему контроля.

  1. Lingolia -https://english.lingolia.com/en/- предлагает огромный выбор материалов по грамматике, чтению, лексике и аудированию с упражнениями. Практически все грамматические объяснения сопровождаются картинками.
  2. LanguageGuide.org-http://www.languageguide.org/english/vocabulary/– на данном сайте содержатся материалы для изучения и отработки лексики со звуковым сопровождением.
  3. Аgendaweb-https://agendaweb.org/ просто удивительный сайт с материалами и упражнениями от грамматики до фонетики.

Hollywood Vocabulary-http://hollywoodvocabulary.com/ru/video_lessons/_video_lessons.php– Содержит задания разных уровней сложности. Сайт для развития навыков аудирования через фрагменты фильмов и мультфильмов с упражнениями и подсказками.

  1. Busy Teacher -http://busyteacher.org – содержит аудио и видео материл, раздаточный материал для изучения грамматики, лексики, аудирования, а также материал для тренировки письменной и устной речи.
  2. MES English-http://mes-english.com/ - содержит большое количество раздаточного материала, небольшие аудио записи и раздаточный материал, дает возможность создать свои задания, необходимых для отработки лексики.

Так же учителям можно использовать Интернет для проведения олимпиад:

  1. https://fgostest.ru/-40р.
  2. https://rostkonkurs.ru/-70р
  3. https://www.olimpis.ru/-150р
  4. https://english-olympiad.ru бесплатно

Нашу работу хотелось бы завершить словами известного философа и педагога Джона Дьюи:
«Give the pupils something to do, not something to learn».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Презентация к методической разработке на тему: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка» ...

Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы

В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Методическая разработка, представленная,  учителем английского языка МБОУ Средняя общеобразовательная школа №4", посвящена использованию краеведческого материала на уроках английского языка. Проб...

«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.

Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....