Элективный курс по грамматике английского языка. Словообразование в английском языке.
элективный курс (9 класс) по теме
Словообразование в английском языке
Изучение принципов словообразования с целью увеличения лексического запаса учащихся.
Выполнил: преподаватель англ. языка МОУ СОШ №2 Осипова Е.А. ЗАТО Озерный 2007 г.
Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Пояснительная записка.
Обучение иностранному языку в школе подразумевает овладение обучающимися умением использовать иностранный язык в реальной ситуации общения для достижения взаимопонимания. В связи с этим преподавание включает в себя четыре главных аспекта: обучение произношению, обучение чтению, обучение лексике, обучение грамматике. Каждый из аспектов по-своему важен и требует постоянного внимания со стороны учителя. Одной из основных трудностей при изучении иностранного языка в школе является медленное пополнение словарного запаса обучающихся, что ведет к невозможности общения в конкретной речевой ситуации. Существует много способов расширить словарный запас обучающихся – заучивание новых слов, работа с аутентичными текстами, просмотр фильмов ит.д. Все это широко применяется на уроках иностранного языка. Но еще одним, безусловно важным и эффективным способом пополнения лексического запаса, является изучение принципов словообразования. Этой теме и посвящен данный элективный курс. Английский язык – один из самых лексически богатых языков в мире. Все слова, естественно, выучить невозможно. Так же, как в русском языке, английские слова приобретают новые значения и оттенки смысла с помощью различных префиксов (приставок) и суффиксов. Изучение принципов словообразования даст возможность учащимся открыть для себя тайну построения множества английских слов и тем самым резко расширить свой словарный запас. К сожалению, нехватка часов, выделяемых на предмет в сетке расписания, недостаточная отработка этой темы в действующих УМК приводит к тому, что обучающиеся даже старших классов не знакомы с основными единицами словообразования в английском языке. Это существенно ограничивает их лексический запас, а значит, обучающиеся не приобретают требуемых навыков для использования языка в сфере общения.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
. В результате изучения элективного курса обучающиеся должны: • Освоить принципы словообразования в английском языке; • Уметь определять часть речи и значение слова по его суффиксу; • Изучить значения основных префиксов (приставок); Научиться применять полученные знания при работе с текстами и в разговорной речи. Формы контроля за знаниями обучающихся. • Проведение устного опроса по каждой изученной теме; • Проведение итогового теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
.
N п/п | Тема | Кол-во часов | Формы урока, виды деятельности обучающихся |
1. | Введение. Понятие об основных суффиксах и префиксах английского языка. | 1 | Лекция учителя. Практическая работа |
2. | Словообразование имен существительных | 2 | Лекция учителя. Практическая работа. |
3. | Суффиксы имен прилагательных | 1 | Лекция учителя. Практическая работа. |
4. | Суффиксы глаголов | 1 | Лекция учителя. Практическая работа. |
5. | Суффиксы наречий и числительных | 1 | Лекция учителя. Практическая работа. |
6. | Словообразование с помощью префиксов | 1 | Лекция учителя. Практическая работа. |
7. | Зачет по курсу. | 1 | Выполнение итогового теста. |
* На всех занятиях в качестве методического инструментария используются карточки с заданиями, тексты.
** Поскольку данный элективный курс посвящен лексическому аспекту изучения языка, то не предполагается работа над грамматическим материалом, т.е. идет опора на ранее изученные грамматические формы.
Занятие 1
1. Тема: Понятие о словообразовании в английском языке. Основные суффиксы и префиксы.
2. Ход занятия:
1) Теоретическая часть.
Для того чтобы хорошо овладеть английским языком, нужно знать основные модели словообразования, т.е. правила, по которым можно распознавать и строить новые слова из известных корней.
Словообразование в английском языке осуществляется с помощью различных суффиксов и префиксов (приставок). Знание основных суффиксов и приставок позволяет самостоятельно образовывать новые слова и без помощи словаря понимать их значение.
Префиксом или приставкой называют часть слова, которая расположена перед корнем. Префикс меняет значение слова:
build (строить) - rebuild (перестраивать)
trust (доверять) – untrust (не доверять)
Суффиксом называется часть слова, которая следует за корнем. Суффикс изменяет функцию слова, т.е. делает его то одной, то другой частью речи.
child – ребенок
childish – детский
childhood – детство
Префиксы и суффиксы, как правило, являются безударными. Рассмотрим основные префиксы и суффиксы английского языка. Для удобства сведем их в таблицы.
Таблица английских суффиксов
Часть речи | Количество | суффиксы |
Существительное | 17 | -age, -ance, -cy, -ence, -er, -hood, -ion, -ist, -ism, -ity, -ment, -ness, -or, -our, -ship, -ture, -th |
Прилагательное | 15 | -able, -ible, -al, -ant, -ar, -ary, -ent, -ful, -ic, -cal, -ish, -ive, -less, -ous, -y |
Глагол | 5 | -ate, -en, -fy, -ize, -ish |
Наречие | 6 | -fold, -ly, -wize, -ward, -wards, -long |
Числительное | 3 | -teen, -ty, -th |
Таблица английских префиксов
1 | co- | coexistence- |
2 | ex- | ex-minister-экс-министр |
3 | sub- | subcommittee-подкомиссия |
4 | inter- | interaction-взаимодействие |
5 | re- | reconstruction-реконструкция |
6 | dis- | displacement-перестановка, смещение |
7 | mis | mistrust-недоверие, подозрение |
8 | under- | undergraduate-студент последнего курса |
9 | anty- | anty-monopoly-антимонополия |
10 | over- | overestimate-преувеличенная смета |
11 | counter- | counteraction-противодействие |
12 | in- | inequality-неравенство |
13 | un- | unemployment-безработица |
14 | im- | impatience-нетерпение |
2)Практическая часть.
А) Определите к каким частям речи относятся следующие слова и добавьте по 10 слов к каждой группе(пользуясь таблицей суффиксов)
- revolution, friendship, childhood, literature, ….
- capable, windy, cultural, famous, …
- decorate, fasten, dramatize, identify, …
- badly, westward, …
- twenty, fifteen, sixth, …
Б) Прочитайте следующие слова и догадайтесь об их значении.
anti-monopoly…………………………?
anti-trade………………………………?
anticyclone…………………………….?
antiseptic………………………………?
antibody……………………………….?
В) Добавьте 15 слов к следующему списку(пользуясь таблицей префиксов)
International, disconnect, unimportant …
Занятие 2
- Тема: Словообразование имен существительных. Простые и составные существительные.
- Ход занятия:
- Теоретическая часть.
Существительные бывают: простые, составные, производные.
Простые существительные – это существительные, в составе которых не выделяют отдельных частей,- и которые являются неразделимыми целыми словами.
a book – книга
a name – имя
a work – работа
Составные существительные обычно образуются из двух существительных или из прилагательного и существительного, - и имеют, как правило, одно ударение, падающее на первое слово.
a school- fellow – школьный товарищ
a hothouse – теплица
a fireman – пожарный
a passer-by – прохожий
an editor-in-chief – главный редактор
a homework – домашняя работа
Производные – это такие существительные, в которых выделяются отдельные части слова – корень, суффикс, приставка.
Это занятие посвящено составным существительным. Составные существительные образуются из двух или более основ, но имеют одно ударение. Значение составных существительных может отличаться от значения их основ.
Составные существительные могут быть образованы из:
- существительного и существительного: snowflake, classroom
- прилагательного и существительного: blackberry
- глагола и существительного: pickpocket
- герундия или причастия и существительного: sleeping-car
В английском языке есть много существительных, которые могут быть образованы из глаголов при этом их написание и произношение не меняется.
1. answer, n – to answer, v
ответ – отвечать
2. change, n – to change, v
смена – сменить
3. catch, n – to catch, v
поимка – поймать
4. milk, n – to milk, v
молоко – доить
5. fall, n- to fall, v
падение – падать
6. water, n – to water, v
вода – поливать
7. plant, n – to plant, v
растение – сажать растения
8. cook, n – to cook, v
повар – готовить
9. work, n – to work, v
работа – работать
Есть много слов, которые могут быть и существительными и глаголами, но имеют разное ударение.
- contract, n - договор
to contract, v – заключить договор
- contrast, n - противопоставление
to contrast, v - противопоставлять
- subject, n – тема, сюжет
to subject, v – покорять, подчинять
- transfer, n – перенос, передача
to transfer, v – переносить, доставлять
- increase, n – рост, увеличение
to increase, v – расти, повышать
- insult, n - оскорбление
to insult, v - оскорблять
- export, n - экспорт
to export, v - экспортировать
- record, n – запись, протокол
to record, v – записывать,
2)Практическая часть.
А)Прочтите следующие составные существительные и запишите их в три группы согласно способу словообразования.
а) сущ.+сущ.
б) прил.+сущ.
в) глаг. (герунд. или причаст.) + сущ.
Snowfall, cherry tree, dancing-hall, bluebell, blackbird, dining-room, snowball, apple tree, spaceship, tortoise-shell, ant-hill, fire-fighters, inkpot, bluebird, dish-water, cook-room, sunflower, dish-cloth, smoke screen, goalkeeper, sleeping-car, smoking-carriage, gas-stove, dog-house, dinner-party, sleepy-head, fairytale, postman, newspaper, note-book, money-box, ice-cream, table-cloth, sewing-machine, vacuum-cleaner, ironing-board, great-grandmother, coffee-pot, cowboy, water-plant, soap-box, wall-paper.
Б) Прочтите и переведите предложения. Подчеркните существительные.
1. This is a very interesting and detailed plan.
2. We plan to go to the ocean next month.
3. Professor N seldom lectures at our institute.
4. I and other students like his lectures.
5. Please number the results of experiment.
6. Put a number under each experiment.
7. The State Bank of Russia is in Moscow.
8. Our State consists of many big and small republics.
9. My power is my knowledge.
10. This motor will power the machine.
11. This is not my book. It’s his.
12. You can book tickets in the centre.
13. Your present costs a lot of money.
14. You must not present such expensive things.
Занятие 3
1.Тема: Словообразование существительных. Значение основных суффиксов и приставок.
2.Ход занятия:
1)Теоретическая часть.
Познакомимся с основными суффиксами имен существительных.
Суффикс –er
От некоторых глаголов с помощью суффиксов –er, -or можно образовать существительные со значением профессии.
to write (писать) – a writer (писатель)
to work (работать) – a worker (рабочий)
to teach (учить) – a teacher (учитель)
to speak (говорить) – a speaker (оратор)
Иногда при помощи этого суффикса образуются неодушевленные имена существительные.
to record (записывать) – a recorder (записывающее устройство, магнитофон)
Суффикс –ist
Образует от существительных новое существительное со значением профессии, занятия определенным родом деятельности.
journal (журнал) – journalist (журналист)
science (наука) – scientist (ученый)
geology (геология) – geologist (геолог)
Суффикс –tion служит для образования от глагольных основ отвлеченных существительных и соответствует русским суффиксам – ация, - иция, - уция, - юция.
to collect (собирать, коллекционировать) – collection (коллекция)
to compose – composition
to declare – declaration
Английскому суффиксу –sion (-ssion) в русском языке соответствует суффикс - сия (-ссия,-зия)
to discuss – discussion
to revise – revision
to progress – progression
Английский суффикс –ture часто соответствует русскому - тура
culture - культура,
structure - структура,
literature - литература
Суффиксы –ship, -hood образуют от существительных новые существительные с абстрактным значением. Суффикс – hood часто соответствует русскому – ство.
friend (друг) – friendship (дружба)
brother(брат) – brotherhood (братство)
child (ребенок) - childhood (детство)
Суффикс –ment образует существительные от глаголов
to move (двигаться) – movement (движение)
to agree (соглашаться) – agreement (соглашение)
Суффикс –ance, - ence образует существительные от прилагательных
independent (независимый)– independence (независимость)
important (важный) – importance (важность)
Суффикс –ness образует существительные от прилагательных
dark (темный) – darkness (темнота)
shy (застенчивый)– shyness (застенчивость)
Суффикс –ityобразует существительные от прилагательных с отвлеченным значением
national (национальный) – nationality (национальность)
punctual (пунктуальный) – punctuality (пунктуальность)
Суффикс –ing образует отглагольное существительное, герундий, функции которого в английском языке достаточно широки.
to understand (понимать) – understanding (понимание)
to read (читать)- reading (чтение)
Существительные с суффиксом –ing не следует путать с Participle I глаголов
I am reading a book now. (Я читаю книгу.)
- Практическая часть.
А) Прочитайте предложения и постарайтесь понять значение выделенных существительных с суффиксами –er, -or.
My child is a good sleeper. He is a fine eater too. Mike East is a school-teacher. He is a good speaker. He is a beginner. Helen is a good shopper.
Б)С помощью суффикса –er и пользуясь глаголами в левой колонке, дайте английские эквиваленты существительных в правой колонке.
think, play, watch, write, наблюдатель, игрок, интервьюер,
read, follow, build, question писатель, строитель, читатель,
последователь, мыслитель
В) Переведите на русский язык, обращая внимание на суффиксы существительных.
Coalition, mission, version, structure, ventilation, evolution, provision, depression, declamation, instruction, session, constitution, sensation
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проограмма элективного курса «Практическая грамматика английского языка» 10 класс
программа элективного курса "Практическая грамматика английского языка" 10 класс...
Элективный курс по грамматике английского языка: « To be or not to be ?..» - вот в чем вопрос.
Программа элективного курса по грамматике английского языка для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Пояснительная записка. Почему глагол to be? Обучение иностранному языку в школе под...
Элективный курс по грамматике английского языка
Элективный курс по грамматике английского языка...
Программа элективного курса по грамматике английского языка
Настоящая программа является развивающее-компенсирующей и предназначена для учащихся 9 – 11 классов, которая позволяет освежить и обобщить знания учащихся в области грамматики английского языка...
Рабочая программа основного общего образования элективного курса «Практическая грамматика английского языка» для 5 классов
Предлагаемый школьный курс «Практическая грамматика английского языка» относится к числу элективных курсов, которые являются неотъемлемой составной частью образования, предлагаемого учащимся 3-11 клас...
Рабочая программа элективного курса "Практическая грамматика английского языка" для 8-11 классов
Данный курс направлен на совершенствование знаний грамматики и лексики как наиболее трудные аспекты речевой деятельности....