СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ.
рабочая программа (английский язык) на тему

Калиниченко Наталья Степеновна

В нашей школе начал работу образовательный проект «Одарённые дети». Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости учащихся,  делаются соответствующие выводы. Педагоги изучают методические рекомендации по работе с одаренными детьми, по основам научного исследования, изучают  материалы для проведения уроков, классных часов, викторин, праздников, перенимают опыт друг у друга, делятся своими мыслями на педагогических советах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odarennymi_uchashchimisya.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ.

В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос о том, как дальше будет развиваться наше общество. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям современного мира. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. С установкой государства  о том, что «обучение и развитие одарённых детей, интеллектуальный и творческий потенциал которых есть основной капитал России» согласны все.  

Разногласие позиций проявляется в процессе реализации данной установки на практике. Не секрет,  что именно гимназиям и лицеям удаётся заполучить  большинство перспективных детей.  В таких школах работа строится на развитии мыслительных  процессов высокого уровня с ориентацией на интеллект ребёнка и овладение знаниями. А что же происходит с творчеством?

Однако, сегодня, даже сам процесс тестирования при поступлении в лицеи и гимназии трактуется как упрощённый взгляд на педагогический отбор. Одному  дано посмотреть на травинку и вывести закон природы, а другой будет до дыр протирать штаны много лет и …вдруг когда-то станет ясно - это был гений.

 Более жизнеспособной, в настоящее время, представляется точка зрения А. Н. Леонтьева и его последователей - « культурно-педагогическая». Мне кажется, что при обучении одарённых детей упускается ряд моментов.

Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желают знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, велась мной постоянно. Исходя из задач, поставленных перед школой, я пришла к необходимости переосмыслить  работу с одаренными детьми.

 Развитие одарённости неразрывно связано с развитием психофизиологической, волевой и эмоциональной сфер. Не секрет, что в специализированных общеобразовательных учреждениях, в интересах «дела», ребёнка нацеливают на отказ от «лишнего». Так ненужным оказывается рисование или музыка, увлечение поэзией или уход за животными, просто, беспредметное общение…

Можно сказать, что модель одарённости культивируется как модель из трёх составляющих:

-способности выше средних

-включённость в задачу

-креативность.

Мне представляется, что из данной  позиции   выпадает несколько существенных аспектов. В одном из своих романов Генри Миллер написал: «Эрудиция, оторванная от дела, ведёт к бесплодию». Я  согласна с точкой зрения автора этих строк. Ведь самое важное - это не только знания, но и будущие поступки.  Януш Корчак считал, что педагогика — это прежде всего  наука о человеке, а не о ребёнке: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…»

Сегодня много говорят об «оттоке мозгов» из России. Давайте зададим себе вопрос, почему так происходит. Сегодня активно обсуждается проблема воспитания толерантности в школе. Почему? Сегодня злободневно обсуждение вопроса «Патриотизм в среде учащихся». Почему???

В основе поступков лежат духовные способности.  Духовные способности - это и способность к самосовершенствованию. Именно здесь работает такая  составляющая структуры одарённости -  «Я-концепция»:

-готовность преодолеть препятствие

-умение принять разумный жизненный риск

-готовность терпеть неопределённость

-вера в себя.

Не этих ли качеств так не хватает сегодня уезжающим талантам?

В своей деятельности я разделяю научную точку зрения Дж. Брунера, что границы интеллектуального развития ребёнка зависят от воздействия культуры на его интеллектуальный потенциал. Поэтому обоснованно было, в поисках путей обучения и развития одарённого ребёнка, обратиться к русской духовной традиции:

«Одарённый»,  «Озарённый», «Одухотворённый»…Невольно приходят на память слова из Священного писания:

 «Что пользы человеку приобретать весь мир, а себя погубить, или повредить себе?» (Лука 9:25).

«Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто» (Послание к Галатам 5:19-23  Иоанна 15:5-6).

 Знание не самоцель, а лишь путь к себе. Информация, которую дети получают на уроках - это не ум, а лишь пища для ума.

И, таким образом, мы утверждаемся в своём тезисе о  необходимости обучения одарённого ребёнка в условиях массовой школы. Хочется вспомнить, что «ученики» всегда были среди народа.

Для меня понятие «одаренные дети» означает высоко - нравственные, духовно-развитые люди. В этом их коренное отличие от талантливых математиков, химиков, программистов.

В заключение  краткого анализа темы «Одарённый ребёнок в условиях массовой школы» хочется вспомнить слова А. И.  Герцена  о декабристах: «…слишком далеки они от народа». Почему уезжают с Родины таланты? Может они тоже видят только себя, науку, но не видят и не слышат иных, менее способных в науках людей??

Одарённый – это тот, кто «окружает» и сохраняет собой Россию, одарённость - это как бы кокон, который защищает от окружающей среды и сохраняет самобытность. Развитие одарённости опирается на конструктивное взаимодействие педагога-родителей-сверстников.

Смысл работы с одаренными учащимися:

- раскрыть в ученике то, чего он сам не понимает и показать возможности работы в других направлениях (допустим в смежных областях: музыка, история, литература, география);

- повышать планку требований  до максимального уровня, показать более долгий и наполненный путь изучения предмета;

- прослеживаю в рекомендациях всех времён и народов, что ученик должен быть загружен и погружён в работу, только  при этом условии происходит шлифовка.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне  наблюдения за характером его действий. Одарённого ребёнка не всегда нужно воспитывать, иногда его нужно оставить с самим собой. Это в романах хорошо читать, как  не-по-ня-тый гений мучается. Одарённым детям очень часто свойственны тяжёлый характер и странности, с которыми не всегда может справиться рядовой педагог.

Не секрет, что в начальной школе все малыши хотят изучать иностранный язык и с удовольствием это делают, но к 6-7 классу интерес к предмету заметно утрачивается, т. к. материал становится сложнее, требования выше, а волевые качества развиты слабо. В нашей школе выстроена целая система работы, чтобы поддержать интерес к предмету, опираясь на одарённых учащихся.

Направления работы с одарёнными учащимися:

- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;

- поддержка учащихся – участников и победителей олимпиад;

- создание условий для развития творческого потенциала ребёнка;

- организация научно-исследовательской деятельности.

Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

В нашей школе начал работу образовательный проект «Одарённые дети». Учителя, работающие с одарёнными детьми, применяют необходимые приёмы для развития способностей учащихся. Каждый ребёнок собирает  своё портфолио, куда входят  грамоты за достижения в учёбе, а также за  участие в различных мероприятиях: кружках, семинарах, олимпиадах, проектах. В конце каждого учебного года в нашей школе проходит «Парад звёзд». На этом мероприятии происходит награждение учителей и учащихся, которым в течение года удалось совершить интеллектуальный или творческий прорыв. Выход каждого победителя на сцену сопровождается бурными апплодисментами, и это хорошая новость. В такой момент дети учатся радоваться успехам своих друзей, анализируют собственные достижения и приходят к пониманию того, что  «результаты нас не обманывают».

Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости учащихся,  делаются соответствующие выводы. Педагоги изучают методические рекомендации по работе с одаренными детьми, по основам научного исследования, изучают  материалы для проведения уроков, классных часов, викторин, праздников, перенимают опыт друг у друга, делятся своими мыслями на педагогических советах.

Самыми актуальными формами моей работы с одаренными детьми стали следующие:

∙элективные курсы по английскому языку;

∙ занятия исследовательской деятельностью;

∙ разные формы уроков: урок-экскурсия, урок-игра, урок-КВН, урок - путешествие;

∙ научно-практические конференции по страноведению, проектные работы;

∙ участие в олимпиадах;

∙ изучение  творчества Р. Л. Стивенсона, О. Генри, М. Твена, О. Уайльда, С. Моэма, А. Азимова;

∙ активное участие в международном  проекте (Россия-Финляндия).

Ежегодно в нашей школе проводятся предметные олимпиады для учащихся 4-11 классов. Победители школьного этапа участвуют в районном  туре олимпиады по английскому языку. Также дети всегда с нетерпением ждут олимпиады «Британский бульдог».

Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с ребятами мы выпускаем тематические электронные  газеты, проводим фестивали английской поэзии и музыки, участвуем в  викторинах, посвященных страноведению, организуем концерты для  малышей  и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. В этом году эта неделя совпала с визитом гостей из Финляндии. Школьники из города Эспоо с удовольствием  посещали открытые уроки, отвечали на вопросы, обсуждали острые проблемы современной жизни, мы вместе гуляли по нашему удивительному городу.

Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование научной работы. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда. Важно не только разглядеть исследовательский талант ребёнка, но и помочь ему  в выборе темы  исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу - дать пищу для размышления.

Современный урок является основой эффективного и качественного образования. Урок остается  главной формой обучения. Грамотно сконструированный урок дает максимум знаний учащимся. Работа в классах с углубленным изучением английского языка требует новых подходов в решении образовательных задач. Для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ я эффективно использую  современные английские учебные пособия.

В области инновационной и опытно - экспериментальной работы занимаюсь апробацией и внедрением в учебный процесс дополнительных учебных комплексов.

 Для углублённого  преподавания  английского языка  очень важно было выбрать соответствующий УМК, отвечающий необходимым требованиям. На протяжении всего периода преподавания мы с коллегами опробовали несколько британских УМК разного уровня.  Специфика моего предмета такова, что сам английский язык является и целью, и средством обучения, поэтому именно УМК  издательств Лонгман, Кембридж и Макмиллан могли в полной мере отвечать требованиям.   В них содержится большое количество заданий, развивающих учебно-исследовательские умения, такие как: составление мини-проектов,  самостоятельный поиск  информации из различных источников и ее обобщение. Кроме того, данные УМК готовят учеников к экзаменам, позволяющим ученикам получить сертификат о высокой степени владения языком, который может понадобиться им при дальнейшем обучении в ВУЗах, стажировке за рубежом и к сдаче ЕГЭ.  

Учителя английского языка  широко применяют  информационно-коммуникационные технологии и Интернет-ресурсы на своих уроках, а также для подготовки проектов, организации самостоятельной работы  и во внеурочной деятельности. Кроме учебных англоязычных сайтов, для поиска информации страноведческого характера учащиеся посещают сайты музеев мира, достопримечательностей, стран и городов. Использование средств ИКТ  в нашей школе  можно условно разделить на несколько групп:

-использование обучающих и познавательных программ;

-создание и использование на уроке собственных  презентаций;

-использование презентаций, созданных учащимися;

      -использование Интернет-ресурсов.

Компьютерно-техническая база школы позволяет нам работать в ногу со временем. Школа оснащена телевизорами,  магнитофонами, мультимедийными  проекторами, интерактивными  досками, сетевыми компьютерами с возможностью выхода в Интернет. Это даёт возможность  использовать материалы цифровых образовательных ресурсов, работать с обучающими образовательными программами, осуществлять проектную деятельность, готовиться к олимпиадам. Например, система «видеоконференция» помогла нам побывать на уроке у финнов

  Любой иностранный язык - это другая точка зрения на мир, иная психология и мировоззрение. Изменение подхода  и введение вышеперечисленных приемов и технологий проходило постепенно и  нелегко. Вырос темп урока, постоянно требовались «новые» идеи. Мне очень помог тот материал, который  удалось наработать во время поездки в Финляндию по обмену опытом: презентации по различным темам,  учебники,  некоторые советы иностранных коллег и посещение их уроков. Педагог должен быть в курсе всех новых технологий и новых источников полезной информации, поэтому требовалась каждодневная вдумчивая работа учителя: совершенствование навыков владения  ИКТ, обработка поступающей информации из разных источников, подготовка видео фрагментов к уроку.

   Но, как бы ни трудно приходилось всем участникам процесса, результат превзошел все наши ожидания. Прежде всего, положительная динамика развития учащихся не только стабильно повышается, но и охватывает учеников всех уровней.

Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми даёт  свои результаты. Ребята охотно участвуют в олимпиадах, успешно занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в научно-практических конференциях. Резко повысился уровень обученности  учеников, что отразилось на результатах ЕГЭ по английскому языку.

Результаты единого государственного экзамена 2009-2010 г.

Ф.И.О.

Тестовый балл

1

Аморгович Екатерина Владимировна

45

2

Башкова Александра Игоревна

60

3

Дзагнидзе Георгий Мамукович

45

4

Казела Ася Андреевна

69

5

Ольховский Михаил Евгеньевич

34

6

Полидорова Анна Евгеньевна

73

7

Салосина Мария Сергеевна

70

8

Сорокина Полина Олеговна

35

9

Чупина Анастасия Александровна

25

1

Шумский Александр Сергеевич

27

Результаты единого государственного экзамена 2010-2011 г.

Ф.И.О.

Тестовый балл

1

Маркосян Михаил Эдуардович

70

2

Корнеева Александр Борисович

55

3

Михайлов Павел Ростиславович

77

4

Амиров Игорь Викторович

83

5

Вдовина Александра Сергеевна

59

6

Ветрин Роман Леонидович

69

Результаты единого государственного экзамена 2011-2012 г.

Ф.И.О.

Тестовый балл

1

Поташев Андрей Владимирович

33

2

Сахновский Леонид Леонидович

75

3

Сорокун Екатерина Николаевна

58

Однако всё ещё существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми:

- недостаточная подготовка учащихся к школьным олимпиадам городского  тура;

- неэффективное сотрудничество с родителями в создании условий для развития природных задатков школьников.

 Мне хотелось бы сказать ещё об одной  актуальной проблеме. Художественная литература в массовом сознании становится необязательной частью культуры. Современным детям не хватает дисциплины и чтения. Эту проблему мы также пытаемся решать на уроках английского языка,  читая аутентичные художественные тексты. С огромным удовольствием ребята переводят  отрывки из произведений Д. Сэлинджера, Э.Хемингуэя, Ричарда Баха. Однако самый большой интерес вызвал роман Оскара Уайльда  «Портрет Дориана Грея».     В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты героя нового времени. Лорд Генри на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями о том, что путь к счастью лежит   в  достижении максимального удовольствия, превращая  невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Как это современно!!! Постепенно, в процессе чтения, ученики приходили к глубочайшим выводам  о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы...

План работы с одаренными учащимися по английскому языку

             «Утверждаю»:директор школы __________/Ооржак Р.Х/Приказ № 110Протокол № 1 от 28.08.2014г...

План работы с одаренными учащимися по английскому языку

             «Утверждаю»:директор школы __________/Ооржак Р.Х/Приказ № 110Протокол № 1 от 28.08.2014г...

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

Работа с одаренными учащимися по английскому языку на 2017-2018 учебный год

Цель:организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации;включение учащихся в исследовательскую деятельность;воспитание учащегося как компетентной личности, успешной и востребованной...

Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для работы с одаренными детьми по английскому языку для учащихся 2 класса

Изучение английского языка на современном этапе вызвано важнейшей ролью языка как средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня измен...