Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку на тему

За последние десять лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения. Итоговые контрольные работы и школьные экзамены в классическом формате практически отошли в прошлое и им на смену пришли новые методики оценки знаний выпускников 11-х классов в формате ЕГЭ. Они отличаются унифицированным подходом к оценке знаний и позволяют максимально исключить субъективное мнение учителя об уровне подготовки ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabota_mishagina_anna_nikolaevna.docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Выпускная творческая работа

« Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по иностранному языку».

                                                                                    Работу выполнила:

Учитель иностранного языка

                                                                                   высшей категории

                                                                                    МБОУ «СОШ №9»

                                                                                                ЭМР Саратовской области

                                                                                                        Мишагина Анна Николаевна

Саратов 2014

Вступление

          За последние десять лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения. Итоговые контрольные работы и школьные экзамены в классическом формате практически отошли в прошлое и им на смену пришли новые методики оценки знаний выпускников 11-х классов в формате ЕГЭ. Они отличаются унифицированным подходом к оценке знаний и позволяют максимально исключить субъективное мнение учителя об уровне подготовки ученика.

         В соответствии с федеральным  законом  "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это формат экзамена, ставший обязательным стандартом для всех выпускных экзаменов учащихся 11-х классов. ЕГЭ имеет строго установленный порядок проведения и оценивания результатов, в разработке материалов экзамена задействован федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Особую важность ЕГЭ придает тот факт, что по его результатам происходит зачисление абитуриентов в ВУЗы. Высокие баллы, набранные в результате ЕГЭ, открывают возможности поступления абитуриентов в самые престижные ВУЗы России.

    Подготовка  ЕГЭ - ответственное мероприятие, к которому нужно отнестись со всей серьезностью, ведь на карту поставлено многое. В случае неудовлетворительных результатов ЕГЭ сразу по двум обязательным предметам учащийся не допускается к пересдаче в резервные дни и может повторно сдавать ЕГЭ только в следующем году. При этом ученик не сможет поступить в ВУЗ и получит лишь справку об обучении в школе.

    ЕГЭ по иностранному языку — это, на сегодняшний день, экзамен по выбору. Знания проверяются в разделах:  Аудирование, Чтение, Грамматика и лексика, Письмо. Сдавать его имеет смысл тем, кто интересуется языками и связывает с ними свое будущее.

 Что нужно, чтобы сдать экзамен по английскому языку? Нужно знать предмет, обладать определенным набором умений и знаний в области грамматики, лексики. Уметь понимать речь на слух, уметь читать тексты, владеть письменной и устной речью на английском языке. Но кроме отличных знаний предмета, нужно знать структуру экзамена, критерии оценки и многие другие тонкости, которые помогут учащимся не растеряться в трудной ситуации и не потерять драгоценное время. Преподавателю нужно «продрилить» учеников (от английского слова “to drill”- натаскивать), чтобы они легко ориентировались в  структуре экзаменационного материала и знали типичные задания

   На мой взгляд, залогом успеха на экзамене является именно комплексный подход к подготовке, в котором в качестве составляющих можно выделить три важных момента: организационный, образовательный, психологический.

  Таким образом, успех на экзамене во многом зависит от того, как спланирован процесс подготовки и из каких этапов он состоит. При правильной организации этого процесса и достаточном количестве времени, подготовиться на самые высокие баллы по ЕГЭ абсолютно реально даже для учащегося с низким или средним уровнем знаний. Но составить такой план под силу далеко не каждому ученику, и здесь на помощь может прийти тот педагог, который сможет организовать процесс подготовки с учетом вышеназванных особенностей. 

Структура ЕГЭ по английскому 2014

Тест ЕГЭ состоит из 46 вопросов, которые разделяются на следующие типы:

  • А1–А14 – задания базового уровня сложности, все вопросы задаются по прослушанному тексту, каждый вопрос имеет 3 варианта ответа, из которых надо выбрать один правильный;
  • А15–А21 – задания, аналогичные предыдущей группе, но задаются по прочитанному тексту;
  • А22–А28 – задания на знание лексики и грамматики, например: вставьте в предложении одно пропущенное слово из 4 предложенных;
  • В1 – задание с кратким ответом по прослушиваемому тексту;
  • В2–В3 – задание на установление соответствия высказываний по прочитанному тексту;
  • В4–В16 – задания на знание лексики и грамматики с кратким ответом;
  • С1 – небольшое письмо 100–140 слов;
  • С2 – рассуждение на заданную тему 200–250 слов.

Общие цифры ЕГЭ по английскому языку

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Минимальный балл ЕГЭ

20

20

20

20

20

20

Средний балл

55,87

61,19

60,8

72,4

Количество сдававших

73853

60615

74408

74668

Не сдали ЕГЭ, %

5

3,1

3,3

1,8

Количество стобалльников

2

11

28

581

% сдававших, не приступивших к части С

5,50

4,68

3,81

4,8

Время проведения экзамена, мин.

160

180

180

    В разделе «Аудирование» предлагается речь на слух. Это могут быть звуковые фрагменты любого типа, например, интервью, какие-либо диалоги или короткие высказывания. В Едином Государственном Экзамене аудирование рассматривается как цель обучения. В ЕГЭ по английскому языку включены задания на проверку сформированности умений следующих видов аудирования:

Извлечение необходимой информации (задание B1-В6).

Цель данного вида аудирования – вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. При этом орфографические и грамматические ошибки не учитываются. Понимание основного содержания, с извлечением основной информации (задание B8). Полное понимание содержания и смысла (задания А8-А14).  В отечественной методике также используется термин детальное аудирование. Этот вид аудирования предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов.

Следует развивать следующие умения:

умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком; умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.); умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом; умение прогнозировать развитие высказывания; умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте; умение понимать причинно-следственные связи в тексте;

Методические рекомендации:

При подготовке к выполнению задания базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста В1 (задание на установление соответствия), учителю необходимо обращать внимание учащихся на следующий моменты:

  • Прежде чем приступить к прослушиванию, надо внимательно прочитать инструкцию и разобраться, что требуется сделать в задании.
  • Далее надо прочитать формулировку задания, т.е. утверждение А – G и подчеркнуть в них ключевые слова. Как правило, они близки тематически, поэтому искать надо различия, стараясь ответить на вопрос: «Чем высказывания отличаются друг от друга?».
  • Определив эти различия, следует подумать о синонимах, потому что в аудиотексте та же мысль будет выражена другими словами, близкими по смыслу. Заголовок, подзаголовок и т.д. выражает общее содержание или формулирует главную мысль фрагмента, но, как правило, излагает это другими словами, не копируя исходный аудиотекст.
  • В данном задании не требуется полного понимания текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение понимать основное содержание по ключевым словам и не обращать внимания на слова, от которых не зависит это общее понимание текста (а также не пугаться незнакомых слов).
  • После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях.
  • Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз.
  • В качестве тренировочного предтестового упражнения можно предложить следующее: дать учащимся прослушать аудиозапись, не показывая списка утверждений и попросить после прослушивания каждой части попробовать кратко сформулировать основное содержание прослушанного. Затем можно предложить второе прослушивание, после которого предъявить учащимся список утверждений. Такое упражнение «от обратного» поможет в дальнейшим быстрее подбирать соответствия.

При выполнении задания повышенного уровня на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации А1-А7 (задание на выбор ответа из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано» –  следует учитывать следующее:

  • Перед тем, как прослушать запись, надо внимательно прочитать текст инструкции и сами утверждения.
  • В этом задании не надо пытаться определить правильный ответ до прослушивания текста, потому что ответ зависит исключительно от содержания текста. Общие знания или догадка в данном случае могут подвести. Но, прочитав задания, можно попытаться представить, о чем будет говориться в записи.
  • В конце задания могут быть вопросы более общего содержания. При ответе на них необходимо подумать о тексте всей записи целиком.
  • Во время второго прослушивания надо проверить свои ответы и не оставлять вопросы без ответов.

 В разделе «Чтение» предлагаются тексты различных жанров. Задачей ЕГЭ по английскому языку в разделе «Чтение» является проверка уровня сформированности у учащихся умений в 3 видах чтения:

  • понимание основного содержания; 
  • понимание структурно-смысловых связей текста;
  • полное понимание текста. 
  • Методические аспекты.
  • 1. При развитии навыка «Чтение» в рамках подготовки к ЕГЭ по английскому языку, используются следующие типы текстов:
  • Для чтения с пониманием основного содержания: краткие газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления, рекламные и информационные брошюры, путеводители;
  • Для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, рекламные и информационные брошюры, путеводители, научно-популярные тексты.
  • Для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи проблемного и очеркового характера, научно-популярные тексты проблемного характера и более высокого уровня сложности.
  • 2. При тренировке умения понимать структурно-логические связи  в тексте (задание В3) целесообразно помнить о следующем:
  • Этот вид чтения также не предполагает полного понимания всего текста, поэтому не нужно стремиться понимать (и тем более переводить) каждое слово в тексте.
  • Выполнение задания следует начать с ознакомительного чтения всего текста и более внимательного прочтения списка частей предложений (фраз), которые надо вставить в пропуски.

Сконцентрируйтесь именно на этом списке, подбирая для каждой единицы соответствующий контекст (либо можно идти от текста, подбирая фразу для заполнения пропуска). Возможны оба эти пути. Важно понимать, что фактически это задание на понимание запрашиваемой информации и необходимо сосредоточить внимание на поиске только этой информации. 

Раздел 3 («Грамматика и лексика») проверяется знание грамматики языка (т.е. правил сложения слов в предложения), а именно: владение видовременными формами глагола, знание порядковых и количественных числительных, степеней сравнения прилагательных, личных, объектных и притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, употребление герундия и т.д.  В отрывке из художественной литературы требуется преобразовать слова, напечатанные заглавными буквами на полях так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Здесь ошибки в орфографии не допускаются владение лексикой языка, а именно: знание значения и сочетаемости слов, знание фразовых глаголов, употребления предлогов, понимание различий в употреблении близких по значению или по форме слов.

  Одним из самых сложных, по мнению специалистов, считается раздел «Письмо». В нем всего лишь два задания, но ответ является свободно конструируемым (может повысить вероятность вашей ошибки). Первое задание (С1) является личным письмом, которое вы получаете от «виртуального» друга-экзаменатора. Письмо уже написано на соответствующем иностранном языке. Ваша задача ответить на это письмо, соблюдая все принятые нормы для данного языка и культуры страны изучаемого языка.

Exam tips. Informal letter.

1 Titles and addresses

Write address (Engels) and the date (15.06.2014) at the top right-hand corner of the page, then start the letter on the left-hand side.

Start with Dear followed by the first name of the person to whom you are writing.

2 Openings

 When writing an informal letter, you are usually replying to another letter. Start with a greeting, then acknowledge the letter to which you are replying. It is often a good idea to acknowledge some key information given in the original letter too. You can also make a comment on your own reply.

USEFUL PHRASES

Start with a greeting: How are you? | How have the family been? | I hope you are well.

Acknowledge the original letter: Thank you for the letter and parcel which arrived this morning. | It was great to hear from you again after such a long time. | I was so surprised to hear that you are going to university in America!

Make a comment on your reply: I have so much to tell you. | I'm sorry I haven't written for so long.

3 Covering all the issues

When you have finished your opening comments, begin a new paragraph and cover all the information that you want to mention.Make sure that your reply answers all questions that you were asked in the original letter and takes into account any additional information that you have been told to mention.

4 Using informal language

USEFUL PHRASES

Use intensifying adjectives and adverbs to show enthusiasm: I've got a fantastic new job. | My new boss is an absolute nightmare.

Use idiomatic language: Things have been getting on top of me at work lately. | It's been ages since we last managed to meet up. | What have you been up to lately? | Let me know what you think. | I'll fill you in when we next meet.

Use question forms to make the letter read more like a conversation: How are your studies going? | How does that sound to you?

Use informal vocabulary: use get instead of receive, guess instead of I think

Use phrasal verbs and phraseswe get on well, write back soon, get in touch.

Use contractions: I can't help thinking I should've told you sooner.

USEFUL LANGUAGE

Use the present perfect progressive to give newsI've been helping my parents out at their shop.

Use a future progressive for future plans: I'm going to be staying at my grandmother's house all summer.

Use polite question forms for requests: Do you think you could send me a copy of the photos? | Would you mind if we didn't go camping?

Use question tags to check information: Nobody else knows, do they? | You don't mind, do you?

USEFUL PHRASES

To introduce a topic: Well, you'll never guess who I bumped into yesterday. | I know how much you love tennis, so I've got us some tickets to Wimbledon. | By the way, did you know that John's got a new job?

To introduce surprising or bad news: Actually, he came to the party after all. | I'm really sorry but I can't make it. | To tell you the truth, I don't really like sports much.

To summarise what you've already said: Anyway, we had a really nice time in the end. | Well, to cut a long story short, we didn't get there on time.

7 Closing statements

USEFUL PHRASES

Give a reason why you're ending the letter: Anyway, I must go and get on with my work! | I guess it's time I got on with that studying I've been avoiding.

Make a reference to future contactAnyway, don't forget to let me know the dates of the party. | I'll try and phone you at the weekend to check the times. | We must try and meet up soon. | I can't wait to hear from you.

A closing statement, such as Take care, Best wishes or Love should be written on a new line. If you used a comma after the opening greeting, use a comma here too. Your name then follows on another new line.

Engels

Russia

15.06.14

Dear Sally,

Thank you for the letter. How are you? I hope you are well. It was great to hear from you again after such a long time. I'm sorry I haven't written for so long. I really should have written sooner. I have been busy with …

The body of the letter.

Anyway, I must go and get on with my work!

Hope to hear from you soon.

All the best.

Kate

Критерии оценивания выполнения задания С1(максимум 6 баллов)

Объем высказывания соответствует поставленной задаче 90-154 слов

К1 Содержание – 2 балла

Совет стоит ли принять приглашение друзей дан

Ответ на вопросы об отношении автора к экстремальным видам спорта дан

Ответ на вопрос пробовал ли автор заниматься экстремальными видами спорта дан

Три вопроса о визите кузины заданы

Нормы вежливости соблюдены: ссылка на предыдущие контакты, благодарность за полученное письмо, надежда на последующие контакты

Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неформальным стилем

Итог

К2 Организация – 2 балла

Логичность

Деление на абзацы

Средства логической связи

Обращение на отдельной строке

Завершающая фраза на отдельной строке

Подпись на отдельной строке

Краткий адрес автора в правом верхнем углу

Дата под адресом

Итог

К3 Языковое оформление текста – 2 балла

Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче

не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок

не более двух негрубых орфографических и пунктуационных ошибок

Итог

Задание С2 — самое сложное из всех. Это развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения.

     Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме.

I paragraph - Make an introduction/state the problem.

Since time immemorial.../For centuries...people have been arguing.../thinking about.../struggling for... /

For years the problem of ... has been one of the most serious.

It has been widely discussed in recent years whether... or not.

People have always wanted...

Today we still... (This problem) is/are getting more and more...

Some people believe/argue/claim... that ..., while others think/believe/argue...

How does ... influence ...?

II paragraph - Express your personal opinion and give 2-3 reasons for it.

To state your opinion:

I (strongly) believe .../ In my opinion.../ From my point of view...

To list points:

First of all.../ Firstly.../Secondly.../Finally...

To give reasons:

...because.../...because of.../...since.../...as.../...due to the fact that...

To say about the result:

...as a result.../...consequently...

To introduce example:

For example.../For instance.../...such as...

III paragraph - Express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion.

To introduce the opposite opinion:

However, some people argue...

On the other hand, many people believe that ... They argue that ... because...

IV paragraph - Explain why you disagree with the opposing opinion.

To disagree:

I strongly disagree with this view, because ... (give a counter-argument)

V paragraph - Make a conclusion relating to your opinion.

In conclusion.../To sum up...

Despite other people's opinion, I still believe/argue... that ...

Примеры упражнений для подготовки учащихся к написанию эссе.

Exercise. from Successful Writing –Upper Intermediate, Virginia Evans, Express Publishing

Read the closing paragraphs below and say whether they express a balanced consideration or the writer's opinion.

Key: 1,2,5-writers opinion 3,4,6-balanced consideration

In conclusion, getting married has, to my mind, more advantages than disadvantages. After all, what can be more fulfilling than a steady relationship with the person you love that lasts for the rest of your life?

  1. To sum up, camping holidays do have advantages, the main one being that they are far cheaper than other holidays. In my opinion, however, there is too much hard work involved for them to ever feel like a real holiday.
  2. To conclude, by looking after animals and helping them to breed, zoos play an important part in protecting many species from becoming extinct. Therefore, the negative aspects of keeping animals in captivity are balanced out by the positive ones.
  3.  All in all, computers have both advantages and disadvantages. They may have replaced humans in many jobs, but they have also made our lives considerably easier, and it is now difficult to imagine life without them.
  4. On the whole, while most people go on holiday to rest, this is one thing you are unlikely to do on an adventure holiday. In my opinion, this disadvantage outweighs all the advantages associated with this kind of holiday.
  5. Taking everything into account, there are both advantages and disadvantages in keeping pets. In the end it is up to the individual to decide whether the pleasure associated with owning a pet is worth the work that goes with it.

ПАМЯТКА по работе над эссе.

  1. строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
  2. начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер;
  3. в основной части сначала: а) высказать свое мнение в форме тезиса и аргументировать его, б) представить другую точку зрения в форме тезиса и дать аргументацию, почему она существует, в) объяснить, почему вы с ней не согласны с помощью контраргументов;
  4. в заключительном абзаце (заключении) еще раз подтвердить свою точку зрения, обобщив то, что было высказано выше.
  5. после окончания написания письменного высказывания с элементами рассуждения проверить:
  6. соответствие содержания своего письменного высказывания поставленным коммуникативным задачам;
  7. правильность организации и логичность текста; правильность языкового оформления текста.

Таким образом, успех на экзамене во многом зависит от того, как спланирован процесс подготовки и из каких этапов он состоит. При правильной организации этого процесса и достаточном количестве времени, подготовиться на самые высокие баллы по ЕГЭ абсолютно реально даже для учащегося с низким или средним уровнем знаний. Но составить такой план под силу далеко не каждому ученику, и здесь на помощь может прийти тот педагог, который сможет организовать процесс подготовки с учетом вышеназванных особенностей. 

Литература

  1. Федеральный  закон  "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  2. Английский язык Подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ. Задания с развернутым ответом: личное письмо, эссе( С1, С2): учебно-методическое пособие/ М. А. Бодоньи. – Ростов н\Д: Легион,2012.
  3. Открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА-9, ФИПИ
  4. Сотникова С. П. «Правила игры» С1, С2. С-Петербург,2013.
  5. Macmillan Exam Skills for Russia, Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку, Аудиокурс MP3, Вербицкая М.В., 2009.

6. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. ЕГЭ 2012. Английский язык. Тренировочные задания.  М.-2011.

                  7. Вербицкая М.В., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие          для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика.М.-2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Подготовка к ЕГЭ по английскому языку"

Методические рекомендации для учащихся "Подготовка к ЕГЭ по английскому языку"...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе (из опыта работы учителя).

В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам....

Методическая разработка «Методические аспекты подготовки к ЕГЭ-2020. Задание 42»

Автор: Ковальская И.В.,учитель английского языка, ГБОУ гимназия №271 Санкт-Петербурга Задание 42 на ЕГЭ представляет собой условный диалог-расспрос. Необходимо составить 5 фраз с опорой на к...

Важные аспекты при подготовке к ВПР по английскому языку в 7 классе

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с целью мониторинга перехода на новые стандарты ФГОС и выявления уровня подготовки учащихся. ВПР по английскому языку направлена на выявление уровня с...

Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе

Обращение к разработке технологии подготовки к итоговой аттестации выпускников по английскому языку обусловлено отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме. Анализ существующих иссле...

Словообразование как аспект подготовки к ЕГЭ по английскому языку

Став уже неотъемлемой частью российской системы образования, ЕГЭ требует от преподавателей изыскивать способы максимально качественной подготовки к нему.Не секрет, что одним из наиболее сложных задани...