Методика креативнoй коммуникации
методическая разработка по английскому языку по теме

Проектная методика как основная составляющая работы с одаренными детьми в общеобразовательной среде.

(Из опыта нестандартного преподавания английского языка в средней школе (гимназии))

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreativnaya_kommunikatsiya_1.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика как основная составляющая работы с одаренными детьми в общеобразовательной среде.

(Из опыта нестандартного преподавания английского языка в средней школе (гимназии))

Попель Лариса Владимировна

One of the aims of modern pedagogies in XXI century is identifying and then – developing of gifted children. Therefore an issue of professional competence of the teacher, working with such children, appears. So the principal objective of the teacher is to create and maintain special educational environment, where childrens craving for knowledge, non – typical solutions and individuality can develop without any suppression, correlates with creative manifestations.

Сегодня дети начинают изучать иностранные языки даже уже не в первом классе, а в детском саду. Современному школьнику изучение иностранного языка предоставляет возможность расширить круг общения, побывать в других странах, познакомиться с их культурой и обычаями.

Именно поэтому, главной целью обучения иностранным языкам считается умение общаться на языке народа-носителя. Однако, данная цель, не в полной мере отражает те задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка в школе (гимназии). Вспомним триединую задачу, которую решает каждый учитель на своем уроке - обучать, развивать, воспитывать. Казалось бы, предельно ясно, и вместе с тем далеко не однозначно. Рассмотрим последовательно все три задачи.

Система образования, представляется нам, как система самоуправления личности (ученика) с целью получения определенных знаний и навыков в соответствии с его потребностями. В то время как систему обучения можно определить, как систему управления процессами предоставления личности определенных знаний и навыков для достижения целей общества.

С приоритетами развития тоже не все ясно. Каждый учитель решает эту проблему по-своему. Нам представляется, что на уроках: иностранного языка необходимо не просто развивать разговорные навыки, навыки чтения, аудирования, память и т.д., но главное - целенаправленно развивать системное мышление, постепенно формировать умение рассуждать, логически мыслить, оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.

А в отсутствие четко сформулированной национальной идеи, воспитание уважения к библейским общечеловеческим ценностям становится главным условием устойчивого развития общества.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие осуществить как межпредметную, так и внутриклассную интеграцию, формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты своей работы. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств, как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. И в подобной ситуации, роль лидеров берут на себя одаренные ученики. При этом функции учителя заключаются в следующем:

  • консультирование, помощь в подборе темы проекты;
  • наблюдение за ходом работы учащихся;
  • оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;
  • поддержка рабочей обстановки в классе;
  • анализ и обобщение результатов работы группы;
  • оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.       

Представленный фрагмент научно - исследовательской работы «Креативная коммуникация», выполненной на уроках английского языка и информатики учащимися МОУ «Гимназия №5» города Юбилейного, в рамках проекта «Устойчивое развитие» наглядно иллюстрирует вышесказанное.

 Данный проект представленный на выставке научно-технического творчества молодежи (Москва, ВВЦ) и награжденный золотой медалью ВДНХ базировался на следующих принципах:

        - развитие умения использования иностранного языка невозможно без развития общих коммуникативных навыков;

        - умение «грамотно выразить свою мысль» напрямую связано с системностью мышления учащихся;

        -развитие коммуникативной компетенции довольно сильно зависит от двух макрополей, составляющих внешнюю среду - макрополя мышления, эмоций, времени, оценки, характера, поведения и макрополя ставящихся перед учеником психологических задач.

        Защищали проект сами учащиеся, участвовавшие в разработке мультимедийной программы в рамках данного исследования. Комиссия отметила повышенный уровень системности знаний и умения аргументировать высказываемые тезисы у учащихся, относительно их сверстников.

        Кроме того, было отмечено высокое умение самоорганизации, над развитием которого конкретно не работали в рамках выполнения данного проекта. Все текущие задачи решались на базе грамотной коммуникации, то есть все члены группы довольно быстро могли донести намерение своего действия до своих коллег.

        Эффективность и важность проекта уже на данной стадии развития доказывает полученный результат.

Актуальность исследования определяется концепцией реформы среднего образования представленной обществу как система «взращивания мозгов», ставящей своей задачей интеллектуализацию нации. Интеллект подразумевает развитое и организованное сознание, глубину, ясность и нетривиальность мысли. Однако существует ряд объективных трудностей - большая наполняемость классов, недостаточность вариативных программ, перманентная организация учебного процесса. Следовательно, остро встает вопрос о необходимости  разработки и внедрения в процесс обучения новых учебных технологий, от которых зависит эффективность познавательной учебной деятельности. Именно компьютер в условиях современных средних учебных заведений несет в себе огромный мотивационный потенциал и дает возможность, как индивидуализации обучения, так и общения с широкой аудиторией. В работе рассматривается возможность создания универсальной мультимедийной программы, отвечающей насущным потребностям среднего учебного звена.

Объект исследования - личностно - ориентированное обучение иностранному языку в гимназии.

Предмет исследования - базовый уровень сформированности коммуникативной компетенции учеников, соответствующей современным требованиям.

Цель исследования - разработка эффективной мультимедийной программы, позволяющей развивать собственную внутреннюю мотивацию обучения, активизировать социальные связи учащихся на основе коммуникативной компетенции обучающегося.

Методы решения задач на основе системного подхода использовались согласно классификации Э.А. Штульмана.

Гипотеза исследования заключается в следующем: поскольку коммуникативная компетенция и устойчивое развитие личности являются свойством индивида, поддающегося целенаправленному формированию" то можно предположить, что на этапе обучения в среднем общеобразовательном учреждении достижим определенный уровень ее сформированности. То есть формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, может стать целью обучения.

В связи с этим решались следующие задачи:

- выявление сущности коммуникативной компетенции учащихся;

- определение особенности ее актуализации и реализации в процессе различных видов речевой деятельности;

- установление основных характеристик уровня сформированности коммуникативной компетенции читающего на основе разработки ее теоретических, структурно-функциональной и процессуальной моделей;

- разработка и экспериментальная проверка методики формирования базового уровня коммуникативной компетенции в общеобразовательной гимназии.

Проект представляет собой законченное исследование со всеми этапами научной работы: постановкой задачи, выделением объекта исследования, выбором методики исследования, получение результатов эксперимента, их обработка и обсуждение, формирование выводов и итогов.

Вместе с тем, главным в этих исследованиях является обучение и развитие у школьников исследовательского мышления.

Список использованной литературы

1. Gilford D. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.

2. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МОДЭК МПСИ, 2003.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-П.: Питер, 2008.

Схема коммуникативной компетенции как процесса

Y – уровень коммуникативной компетенции ученика

t – время формирования коммуникативной компетенции учащегося

Y1-3 – значения уровня сформированности коммуникативной компетенции

A – C – этапы формирования коммуникативной компетенции

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.

Презентация к работе  "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...

сатья "Лингвистика как база методики обучения языкам в аспекте межкультурной коммуникации"

Статья    Язык - единственное средство, способное помочь нам проникнуть в скрытую от нас сферу ментальное, ибо он определяет способ членения мира в той или иной культуре. Он рассказывае...

Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС

Исследование особенностей коммуникации у младших школьников с РАС  основывается на  методику Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др .     Процедура исследования...

«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны,...

Методическая разработка интегрированного урока с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации" "Петербург Гоголя. Искусство в роли машины времени".

Интегрированный урок, посвящённый книжно-литературному Петербургу, с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации". Попытаемся через текст культуры (...

Методика личностно-ориентированного планирования как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ в условиях стационарного учреждения

В статье представлен материал об использовании Методики личностно-ориентированного планирования как средства развития коммуникации у детей с ОВЗ....

Методика подготовки групповых проектов. Проект модульного урока на тему: "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека".

АннотацияПредлагаемый проект модульного урока рассматривает  этические и нравственные вопросы воспитания школьников младшего и среднего звена, затрагивает тему применения альтернативной коммуника...