Интегрированный урок Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке
план-конспект урока по литературе

Карбаинова Наталья Николаевна

Интегрированный  урок Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока  

литературы и биологии по теме:

«Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Предметы: литература и биология

Классы: 6-7

Тема урока: Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке.

Цели: расширить знания учащихся о цветковых растений, познакомить с поэтическими произведениями о цветах.

Задачи:

Обучающие: 

- закрепление , углубление и расширение знаний учащихся о цветковых растениях, знакомство с легендами, стихами, песнями о цветах;

Развивающие: 

- формирование навыков наблюдения цветов в естественных условиях, отработка  навыков выразительного чтения и анализа поэтического произведения;

Воспитательные:

- развитие эстетического чувства, любви и бережного отношения к родной природе и языку, интереса к литературному творчеству.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формат проведения: очный, с использованием ИКТ.

Методы и приемы: беседа, сообщения учащихся, рассказ учителя, презентация, анализ стихотворений, проверочная работа.

Оборудование: плакаты, таблицы, планшеты, музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка к уроку:

Подготовка сообщений учащимися.

Заучивание стихотворений и выразительное чтение.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Используемые ресурсы,

оборудование, материалы

1. Организа-ционный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу. Предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Вступление. Формулирование темы и задач урока.

Учитель литературы: 

• Сегодня у нас необычный урок. Он вмещает 2 предмета: биологию и литературу –  и называется интегрированный, т.е. объединенный и касающийся одной темы.  

• Мы начали урок со стихотворения В. Брюсова. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (О цветах). Сегодня мы вспомним, как устроен цветок, из каких органов он состоит, какую роль играет в природе и жизни человека, познакомимся с мифами и легендами народов мира о цветах, послушаем музыку и стихи, посвященные цветам. А в конце урока попробуем ответить на вопрос: каково значение цветов в жизни природы и человека?

• Учащиеся после прослушивания стихотворения В.Брюсова «Цветики убогие» формулируют тему урока.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов». Слайд №2.

3. Актуализация знаний.

Учитель биологии:  

• Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного. У них были другие цели, направленные прежде всего на выживание. Что же такое цветок? (Это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.) Цветком обычно заканчивается главный или боковой побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.  

• Перед вами схема строения цветка. Что мы видим в нижней части цветка? (Цветоножку, цветоложе.)

• Следующие две части цветка называются околоцветником – это чашелистики и лепестки. Каждый цветок имеет свои особенности в строении околоцветника. Бывают цветы, у которых в околоцветнике отсутствуют чашелистики, такой околоцветник называют простым.  Лепестки могут быть различных цветов, могут быть соединены между собой.

• Посмотрите внимательно в центр цветка, что вы там увидели? (В центре находится пестик, который состоит из завязи, столбика и рыльца. Окружают пестик тычинки, у них есть тычиночная нить и пыльник. )

• У вас на столах лежит схема строения цветка. Подпишите на ней основные части. Чем отличаются цветки разных растений? (Окраска  и количество лепестков, количество тычинок и пестиков, у некоторых растений отдельные части цветка могут отсутствовать или срастаться).

Форма и окраска лепестков, особенно строение венчика и чашечки, тычинок и пестиков, делают цветки разных растений непохожими друг на друга. Иногда они бывают очень яркими и красивыми, иногда совершенно невзрачными и незаметными. Размеры цветков тоже варьируют от примерно 1м в диаметре у тропической раффлезии до миллиметров и долей миллиметра у рясок. В цветке обычно больше всего выделяются лепестки, но у некоторых растений гораздо лучше заметны тычинки. Итак, цветок – это самая разнообразная часть цветкового растения, которая имеет свое строение.

Вот так говорят о цветах ученые-биологи. Как же говорили и говорят о цветах поэты?

• В ходе обсуждения строения цветка учащиеся отвечают на вопросы и  

на схемах, разложенных на партах, подписывают части цветка.

Видеоурок о строении цветка.

Таблица строения цветка.

Слайд №3.

4. Усвоение новых знаний

Учитель литературы:

• Цветы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Они не только даруют красоту, но и врачуют, указывают дорогу, стерегут клады, предсказывают погоду, первыми приходят на пепелище.  

• Поэты считают, что цветы – живые существа. Друг детства С.Есенина  К.Цыбин вспоминал о любви поэта к цветам: «Для него цветы что живые друзья были». В последние годы жизни С.Есенин создает цикл стихов «Цветы», в котором делится своими мыслями о человеке, смысле его жизни, любви. «А разве люди не цветы?» – восклицает поэт. Расул Гамзатов считал, что у цветов есть глаза. И душа.

• Давайте начнём  разговор с царицы всех цветов – розы!

Учитель биологии: 

• Розы относятся к классу двудольных, семейству розоцветных. Это семейство насчитывает около 3 тысяч видов. Цветок розоцветных имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (иногда 4-6) лепестков.

• Шиповник, или дикая роза – это типичный представитель розоцветных. Его розовые или белые цветки обладают сильным ароматом, что привлекает насекомых-опылителей. Двойной околоцветник шиповника образован 5 чашечками и 5 крупными лепестками, тычинок и пестиков много.

Учитель литературы:

• С давних времён отношение людей к розам восторженно-поэтическое: многочисленные стихи и поэмы, легенды и мифы, предания и сказания посвящены этим цветам.

• А вот стихи русского поэта И.П. Мятлева, жившего в одно время с Пушкиным и Лермонтовым:

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты.

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы.

• Подготовленное чтение наизусть стихотворения Р.Гамзатова «Есть глаза у цветов».

• Ученик рассказывает легенду о розе, об отношении к ней  разных народов мира.

• Чтение наизусть стихотворения  И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы».

Слайд №4. Прослушивание песни «Есть глаза у цветов…»  в исполнении М.Магомаева.

Обратимся еще к одному произведению. И.Бунин «Розы».

Учитель биологии:

• Да, о розах можно говорить бесконечно. Но розы человек ещё и использует в своих целях: приготавливает розовую эссенцию, лечебные и косметические мази. В древних римских поварских руководствах сохранились рецепты приготовления из лепестков роз пудингов, варенья и целиком засахаренных цветков.

• Чтение и анализ стихотворения И.Бунина «Розы».

Слайды №5, №6, №7, №8, №9.

Учитель литературы: 

• А если вы хотите найти своё счастье, к какому цветку следует обратиться, как вы думаете?

По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень.

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

Эти строки принадлежат перу поэтессы Екатерины Бекетовой. Их положил на музыку Сергей Рахманинов. Романс этот обошел всю Россию. Сирень вдохновила и П.Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки «Спящая красавица».

Особенно любил сирень Игорь Северянин с её «томным бредом», как «сладострастья эмблема».

Учитель биологии:

• Есть разные виды сирени. Среди них бывают и кусты, и деревья. В Москве есть Сиреневый сад - на крохотном участке уместилось более 300 сортов сирени. Особенно популярен сорт «Красавица Москвы». Белизна этой сирени какая-то особенно чистая, первозданная. Этот и другие сорта за границей назвали «Русским чудом».

Учитель литературы:

• Поэт А.С.Кушнер посвятил этому цветку стихотворение «Сирень».

• А этот цветок настолько прекрасен, что  о нём слагали стихи  не только поэты.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

• Чтение и анализ стихотворения А.Кушнера «Сирень»

Прослушивание романса С.Рахманинова

Слайды №10, №11, №12, №13.

Закрепление знаний. Самостоятельная работа.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Ребята, вы догадались о каком цветке идёт речь в этом стихотворении С. Маршака? (О ландыше).

Учитель биологии: 

• Ландыш майский относится к классу однодольных, семейству лилейных. Это многолетнее растение с длинными ползучими корневищами, от верхушек которых отходят побеги с 1-3 зелёными листьями, крупными, блестящими, на длинных черешках. На боковом побеге-стрелке - верхушечная кисть из белых колокольчатых цветков. У ландыша очень приятный запах. Цветёт он в мае-июне. После цветения остаются круглые ягоды.

Учитель литературы:

• Поэт А.Фет посвятил этому цветку стихотворение «Первый ландыш».

Учитель биологии:

• У каждого цветка есть неповторимый аромат. Почему цветы пахнут? В специальных железках цветов содержатся эфирные масла. Эти железки так малы, что  различимы только под микроскопом. Эфирные масла – это сложные соединения, состоящие из сотен компонентов. Эти компоненты в определенных сочетаниях создают неповторимый аромат. Многие цветки издают запах – от медового запаха липы до зловония огромной раффлезии. Некоторые растения: гладиолус, камелия, васильки - вообще лишены ароматов.

Учитель биологии:

• Ну, вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча с прекрасным – с венцом эволюции растений – цветковыми растениями.  Для закрепления знаний о строении цветка предлагаем вам тест.

• У каждого цветка своя история, свои легенды, свои символы.  Если хотите порадовать любимую, открыть свое сердце – подарите розу. Хотите найти свое счастье - обратитесь к сирени, погадать «любит-не любит» можно на ромашке .

• Ученик делает сообщение о легенде, связанной с ландышем.

• Чтение и анализ стихотворения «Первый ландыш».

Учащиеся выполняют тестовые задания.

Слайды №14, №15, №16.

Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель литературы:

    Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

К.Жанэ.

Берегите цветы, не рвите их бездумно, не втаптывайте в пыль.  И они будут радовать вас своей красотой и благоуханием.

Подводя итог нашего урока, попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока:

 каково же значение цветов в жизни природы и человека?

Учащиеся формулируют свои ответы на проблемный вопрос.

Приложение 1.

Доклады, подготовленные учащимися.

Первый ученик:

• Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страна роз.

• Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

• Поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Древнегреческий поэт-сказитель Гомер – богиней утренней зари.  

• Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что раньше занимали злаки. Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезённые зимой из Александрии. Розы ставили на пиршествах; желая поразить гостей, их осыпали розами; венком из роз украшали невесту, розы бросали к ногам воинов-победителей.

• Из Англии розы попали в Северную Америку. В России только в 17 веке розы из царских садов постепенно стали проникать в общедоступные сады и парки. 

Второй ученик:

• А розовое масло дороже золота: на мировом рынке один грамм душистого розового бальзама стоит как два грамма золота. И не случайно, так как намыть два грамма золота легче, чем добыть грамм розового масла. Ведь для этого надо переработать более трёх килограммов лепестков роз.

Третий ученик:

• Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это не ягодки, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго. Приласкала его и ушла, оставив цветок жаркому лету. И ландыш поник от горя, его лепестки опали, а на их месте появились кровинки-слезинки.

Четвёртый ученик: 

• При внешней своей красоте ландыш - растение ядовитое. Ни в коем случае нельзя брать в рот его цветки и листья, а тем более ягоды! Это может привести к тяжёлым отравлениям и даже к смерти! Но этот же яд в очень малых количествах помогает работать больному сердцу. В аптеках продаются ландышевые (и ландышево-валериановые) капли, которые готовят из листьев и цветков.


Приложение 2.

Тест «Цветок»

Вариант 1

Выберите один верный ответ.

1. Главная функция цветка – образование

А) плодов и семян   Б) листьев   В) корней

2. В состав венчика входят

А) цветоножка   Б) лепестки   В) чашелистика

3. Самая яркая часть цветка

А) околоцветник   Б) цветоножка   В) чашечка

4. Двойной околоцветник состоит из

А) чашечка и венчик   Б) только венчик   В) только чашечка

5. Плод развивается

А) в околоцветнике   Б) в пыльнике   В) из завязи пестика

6. Цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки, называются

А) обоеполыми   Б) однополыми   В) двудомными

7. Пестик состоит из

а) рыльца, пыльника и завязи   Б) рыльца, столбика и завязи

8. Бутон – это

А) распустившийся цветок

Б) цветок, который отцвел

В) нераспустившийся цветок

9. Растение, на котором расположены только мужские или женские цветки, называется ______________

 

Приложение 2.

Тест «Цветок»

Вариант 2

Выберите один верный ответ.

1. Главная функция цветка – образование

А) листьев   Б) плодов и семян   В) стеблей

2. Чашечка образована

А) лепестками   Б) тычинками  В) чашелистиками

3. Околоцветник

А) защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий

Б) образует плоды и семена

В) удерживает растение в почве

4. Простой околоцветник состоит из

А) венчика и чашечки   Б) лепестков   В) лепестков и чашелистиков

5. Семена образуются

А) в околоцветнике   Б) из семязачатков   В) из пыльцы в пыльниках

6. Пыльца образуется

А) в завязи пестика   Б) на лепестках   В) в пыльниках тычинок

7. Пыльник расположен на

А) пестике   Б) тычиночной нити   В) лепестке

8. Цветок развивается из

А) вегетативной почки   Б) генеративной

9. Если пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении, то его называют _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...

Презентация к внеклассному мероприятию "Природа в поэзии и музыке"

В презентации представлены слайды с фото живописных природных мест, поэтический материал....

Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке

Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке...