Урок английского языка через призму технологии сотрудничества
статья по английскому языку на тему

Островская Светлана Владимировна

Статья о современном уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ostrovskaya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Островская

учитель английского языка

 МОУ гимназия № 5

Волгоград, Россия

Урок английского языка через призму технологии сотрудничества

This article is devoted to the problem of planning a good lesson of English at school with the help of technology of communication. Here we’ll talk about the benefits of this approach giving the evidence through some examples.

Современный урок иностранного языка это сложное явление, успешность которого зависит от многих факторов. Учитель всегда находится в поиске оптимальных методических средств и приемов, способных раскрыть творческий потенциал каждого ученика, заинтересовать его в конечном результате обучения, развивать устойчивый интерес к знаниям  и потребность в их самостоятельном поиске.

Но интерес к учению надо не только пробудить, но и поддерживать и развивать. Поэтому важнейшей задачей в работе учителя является нацеливание ученика на созидательную, планомерную и творческую работу.

Многие современные педагогические технологии основаны на идеях педагогики сотрудничества. Сотрудничество становится стержнем общения в педагогическом процессе. Оно синтезирует в себе смыслы общения и сотрудничества и насыщает образовательный процесс взаимной устремленностью, радостью познания, успеха, взросления, взаимоуважением, взаимопониманием. В связи с этим выделяется такое понятие, как общение в процессе сотрудничества.

Учебный диалог - сложное интеллектуально- эмоциональное воздействие субъектов общения. Инструмент диалогического взаимодействия – диалектика вопросов и ответов. Таким образом, вопрос и ответ выполняют важнейшую задачу в развитии мышления и речевой активности ученика. Главная функция диалогического взаимодействия – стимулирование способности личности к саморазвитию, к самореализации, а также развитию творческого потенциала с ориентацией на индивидуальные способности, опыт, характер, уровень потребностей.

В диалогическом взаимодействии педагог и ученик поочередно выступают в роли: субъекта, соучастника, соавтора. Такой учебный диалог обеспечивает равенство позиций  обучаемого и обучающего, особую эмоциональную окраску общения, каждый участник с уважением относится к оппоненту. В современных условиях процесс образования школьника не может сводиться к присвоению общей для всех системы норм и картины мира, к репродуктивному усвоению знаний, к приобретению умений и навыков. Развитие ребёнка в современной системе образования должно быть предоставлено как «самостроение личности» (В.С. Библер, В.И. Тюпа), как самоопределение подрастающего человека в диалоге культурных смыслов.

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе я организую разнохарактерную и разноуровневую. деятельность учащихся, активное общение. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Каждый ученик на уроке имеет возможность ответить на поставленную проблему (вопрос), отстоять свое оригинальное мнение, согласиться с версией одноклассника, представить свои критические аргументы. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Дискуссия имеет свои положительные стороны, а именно:

  • ученик, вовлекаясь в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;
  • в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;
  • учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность; 
  • думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.

Следовательно, учитель выступает в роли создателя развивающей среды, которая побуждает ученика учиться. Такой процесс взаимного обучения является не чем иным как ситуацией успеха.

Например, при изучении темы «Дикие животные» (из серии «Защита окружающей среды») можно организовать заседание совета управляющих новым зоопарком. Каждый ученик представляет своего любимого животного, приводя аргументы в защиту, почему именно этот вид должен быть, включен в список обитателей зоопарка. Затем составляется опросник для потенциальных посетителей с учетом социальных и возрастных особенностей. Другая мини-группа составляет список всех предполагаемых трудностей содержания тех или иных животных. Следующим шагом может стать создание виртуального зоопарка, проведение экскурсий для посетителей и тому подобное.

Такая эффективная форма организации учебного процесса как групповое взаимодействие, т.е. работа в группах, в парах, создает на уроке определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем- то незнакомом, неизвестном. Не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. К ним приходит понимание своей значимости: «...мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. Только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

Одной из первых моих задач как учителя является создание развивающей среды, которая будет побуждать ученика учиться. Поэтому вполне возможна ситуация когда в роли учителя выступает сам ученик. Например, проработав все предложенные учебником упражнения на употребление Future Simple, Present Continuous, Present Simple, конструкции be going to в функции будущего действия, учащимся было предложено самим составить упражнения для своих одноклассников в формате Power point. Режим выполнения таких заданий мог быть дифференцированным, то есть как по уровню трудности, так и времени и условий выполнения. А именно, либо урок в компьютерном классе с индивидуальным или парным режимом или обмен набором упражнений и выполнение их дома, в роли оценивания результатов применялся двойной формат оценивания: самим автором и учителем.

Таким образом, задействуется технология проектирования индивидуальной траектории движения по учебному материалу. Ученик превращается в субъект обучения, он учится учиться сам.

Педагогика сотрудничества проявляет свое основное свойство для всех участников учебного процесса, а именно для родителей, учащихся и учителей.

Я как учитель английского языка часто слышу от родителей своих учеников следующую фразу: «Я не знаю английский язык, и я не могу проконтролировать и помочь своему ребенку». Я стараюсь осуществлять постоянную связь с родителями, не ограничиваясь замечаниями в дневниках, регулярно выступаю на родительских собраниях с методическими рекомендациями по различным аспектам обучения, но особенно ценными становятся индивидуальные беседы, в которых обсуждаются личные интересы и потребности учащегося, его заинтересованность в предмете. Учитель и родитель совместно обсуждают возможности создания наиболее благоприятных условий для обучения ребенка, в частности формы контроля и оказания помощи в выполнении домашнего задания со стороны родителей. Между тем каждый родитель может и обязательно должен проявить заинтересованность, выслушать устное задание, просмотреть выполнение письменного. Ученик, особенно младший школьник, с удовольствием поделится своими достижениями и еще раз почувствует ситуацию успеха.

Отсутствие сотрудничества и взаимодействия с родителями — одна из реальных причин трудностей внедрения новых технологий: они недостаточно восприняты и осмыслены и поэтому не реализуются, а порой имеет место и внутренний протест и противодействие стандарту, если он не согласуется с ценностями родителей.

Итак, лишь диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех участников образовательного процесса могут обеспечить успех модернизации образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________

   Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей ...

Разработка урока по английскому языку с использованием технологии сотрудничества

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто тр...

"Моделирование урока английского языка с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества"

Конспект урока английского языка (8 класс) с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества....

Статья Беловой Н.А. "Прием дебатирования на уроках английского языка и педагогическая технология сотрудничества"

Иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. ...

Формирование УУД на уроках английского языка через проектную технологию

Формирование УУД на уроках английского языкачерез проектную технологию в условиях реализации ФГОС При обучении английскому языку я стараюсь постоянно заботиться о развитии познавательного интерес...