Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии
статья по теме
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.
На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.
На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.
Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам-сообщение». По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
Медитативно-релаксационные упражнения.
- Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую» ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
- Упражнение «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице.
«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на стул». - Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д.
Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, приготовить презентацию или сделать задание в письменной форме. Также важный этап в работе это поддержание интереса к изучению английского языка. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные моменты обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все?
А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка. Я использую игровую методику особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему «Одежда», «Любимые животные» предлагаю детям игру «Модники и модницы» и «Давайте похвастаем». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома и любимыми животными или игрушками.
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовал несколько типов проектов исследовательские, творческие и информационные. Например, проект «Легко ли быть молодым». Группа 11 класса провела ряд исследований через анкетирование своих сверстников о том, что интересует подростков, какие у них самые важные ценности, как складываются отношения со старшими, какой они видят свою школу и свое будущее. По результатам они нарисовали портрет идеального, реального подростка и наметили программу совершенствования.
Проект 9 класса «Здоровый образ жизни» состоит из нескольких презентаций в Power Point посвященных поговоркам и пословицам, вредным привычкам, правильному питанию и здоровому образу жизни. Провели анкетирование своих сверстников о правильном питании, организации рабочего времени и отдыхе. Подготовили свои творческие работы и организовали выставку на тему ЗОЖ. А учащиеся 3 класса подготовили полезные советы своим друзьям и любимым животным по теме «Здоровая еда». Ученики 2 класса подготовили творческие проекты на тему «Английский алфавит». Они рассказывали стихи и рифмовки на каждую букву алфавита.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению в проектной работе она всегда положительная, так как проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
На своих уроках систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:
- Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
- Повышению уровня комфортности обучения;
- Повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности;
- Приобретению навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности.
Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Хотя сегодня еще нет программ, соответствующих тематическому планированию учебного материала каждого класса. Поэтому я использую обучающие компоненты существующих игровых программ ("Английский с Винни Пухом" “Уроки тетушки Совы”). Так при изучении различных разделов (фонетики, грамматики, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес школьника.
Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
На своих уроках английского языка я использую презентации в Power Point. Они мне помогают правильно и четко строить план работы на уроках, фиксировать наиболее важные аспекты, наглядно показывать и выделять значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при ведении урока с применением ИКТ. При организации любой из видов деятельности, групповой или индивидуальной, реализуется работа с классом.
На начальном этапе обучения английскому языку при введении алфавита, животных, цвета, глаголов действия, прилагательных и различных предметов очень удобно использовать презентации. В презентациях всегда красочные картинки, что положительно влияет на восприятие учебного материала, особенно младшими школьниками. При проведении фонетических зарядок, отработки произношения например пословиц и поговорок, при отгадывании кроссвордов, предлагается ответить на вопросы или прослушать загадки, в которых зашифрованы слова, связанные с темой урока. Затем на экране появляются правильные ответы и отрабатывается или закрепляется лексический материал. Также для закрепления полученных знаний выполняется задание на построение предложений из данных слов. Возможности ИКТ позволяют в игровой форме развивать лексико-грамматические навыки учащихся. Для закрепления лексики по теме выполняется упражнение на определение лишнего слова в группе данных слов. Учитель просит проанализировать, почему слово не подходит. При закреплении темы «Меню» в 3-м классе успешно используются слайды с продуктами и блюдами на завтрак, обед и ужин, где отрабатывается лексико-грамматическая конструкция. После такого закрепления дети успешно справляются с выполнением домашнего задания.
При обобщении темы «Советы Айболита» легко и интересно научиться говорить о здоровых привычках - что полезно есть детям и их любимым домашним питомцам и как полезно заниматься подвижными играми и спортом.
В данных разработках мне хотелось акцентировать внимание на проблему здоровья у молодого поколения. В каждом учебнике прослеживается эта тема, и нам педагогам и родителям надо много работать, чтобы привить нашим детям здоровый образ жизни любыми способами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________
Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....
Статья "Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни на уроках английского языка"
Формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни является одной из важнейших задач современной школы. Важно так же не только давать детям информацию, но и формировать положит...
« Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни на уроках английского языка»
Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают единство образования и...
Формирование культуры здорового образа жизни на уроках английского языка
Конспект открытого урока...
Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык прих...
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....