ИКТ как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе
статья по английскому языку на тему

Савёлова Милена Сергеевна

В настоящее время школа работает  в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). В данной статье приведены общие рекомендации использования ИКТ в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе   

 В настоящее время школа работает  в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся.    В стандартах по каждому предмету все это конкретизировано в требованиях к уровню подготовки выпускников.

Формирование УУД (универсальных учебных действий)  является основной целью учебно-воспитательной деятельности школы согласно требованиям  Стандарта к личностным и метапредметным  результатам освоения основной образовательной программы.

            В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность человека  к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Идеология нового образовательного стандарта предполагает, что в процессе обучения английскому языку ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы:

  • Зачем я учу английский язык?
  • Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?
  • Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?
  • Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?

    В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

  • личностный,
  • регулятивный  (включающий также действия саморегуляции, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности),
  • познавательный  
  • коммуникативный.

     

Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Активные формы обучения, направленные на формирование УУД, включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. Все эти технологии начальная школа активно применяет в течение последних 5 лет при организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников.

       Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

На опыте собственной работы убедилась, что преподавание в начальных классах  необходимо ориентировать  на использование  ИКТ-технологий и ЦОР (цифровых образовательных ресурсов). Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

 Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять  роль тренажеров.  

Рассмотрим как и какие УУД развиваются с помощью различных видов заданий и как этому способствует применение ИКТ.

Краткое содержание заданий

Какие УУД развиваются

Возможности применения ИКТ

Оценка результатов

Аудирование

-Прослушайте несколько коротких текстов

-подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний

Познавательные

логические

Запись текстов, иллюстраций к ним

Проверьте себя, где, почему ошиблись

Посмотрите на картинку, предположите, о чем текст

-прослушайте текст

-ответьте на вопрос

Познавательные

логические

Картинка к тексту, запись

Изложите своё мнение по вопросу

Монологическая речь

-Подумайте, какое высказывание можно составить по предложенной теме,

-подберите фразы, слова, которые понадобятся для высказывания

-составьте сообщение по теме

Коммуникативные

Знаково-символические

Логические

Интерактивная доска

Прослушайте запись своего сообщения, оцените объем, правильность

Чтение

-Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст

познавательные

Музыкальное оформление

Прочитайте текст

Заполните таблицу (например, с информацией о героях)

-расскажите о героях по таблице

Познавательные логические     

 общеучебные

Запись чтения текста

Сумели ли вы выделить информацию из текста, получилось ли использовать ее в своей речи

Грамматика

-изучите правило, примеры к нему

-объясните правило в интересной форме

-придумайте примеры к правилу

Познавательные

Логические

общеучебные

Презентация правила

Объясни правило одноклассникам

Фонетика

-послушайте произнесение звука

-узнайте звук в словах (например, хлопните в ладоши на эти слова)

-научитесь произносить звук

-разучите рифмовку или песенку с этим звуком

Познавательные логические

Презентация  рифмовки или песенки, запись звуков

Организуйте соревнование, выступите перед одноклассниками с песенкой или рифмовкой, у кого получится лучше

Письмо

Написать учащемуся письмо на английском языке

Познавательные

коммуникативные

Написать письмо по интернету

Написать ответ на письмо учащегося, где задать вопросы, попросить объяснить фразы, т.д., в тех местах, где учащийся допустил ошибки.

      Мультимедийные  продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ученику гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.  

Учителя начальных классов широко используют на  уроках  мультимедиа  проекторы, которые позволяют значительно увеличить наглядность за счёт использования презентаций в ходе урока.

  Презентация позволяет сконцентрировать внимание детей на том материале, который необходим в данный момент урока (презентация нового грамматического материала, страноведение – виртуальные прогулки по Лондону, Эдинбургу и т.д.)

 Урок – презентация дает возможность значительно повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, позволяет включить в работу детей с разным уровнем подготовки.

    Компьютер помогает учителю  расширить возможности предъявления разного типа информации  (фотографий, анимаций, схем, таблиц, диаграмм, графиков, аудио-видеоинформации). Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Компьютер дает возможность предоставления информации в сжатом, упрощенном виде, формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Таким образом, ИКТ способствует снижению дидактических затруднений у учащихся.

Презентации  помогают углублять знания учащихся по предметам,  способствуют развитию логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, воображения и фантазии.

 Благодаря использованию ИКТ обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся, повышается эффективность процесса обучения в области моделирования изучаемых процессов и явлений.

Компьютер усиливает мотивацию учащихся и интерес к учёбе, повышает качество успеваемости школьника.

Различные электронные дидактические игры, тренажёры учебной деятельности, тесты позволяют обеспечить тренировку изучаемого материала, автоматизировать контроль уровня знаний, дают возможность  мгновенно оценивать успехи учеников и получать информацию о затруднениях, испытываемых ими  на уроке. Способствуют развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения.

    В своей работе учителя используют готовые цифровые образовательные ресурсы, современные электронные учебные материалы, предназначенные для использования  на уроках в начальной школе.  Сами составляют электронные приложения к уроку, к отдельным темам,  тестовые задания по отдельным разделам.  Применяют ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока, школьных праздников.

      В своей работе используют  компьютер и  как индивидуальное средство обучения. Вместе с новыми учебниками ребята получают  диски с дидактическим  игровым, тренировочным материалом  по предметам, имеют возможность работать дома и в школе с помощью компьютера в собственном скоростном режиме, что положительно сказывается на результате и ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения детей с разными способностями. Компьютер помогает применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна ещё и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы, мощным мотивационным средством  при выполнении тренировочных упражнений, вызывающих затруднения.

     Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, предлагаем компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

    Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помогаем  таким учащимся,  привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время актуализации знаний, математической  разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников проводим компьютерное тестирование вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

   Групповая форма работы за компьютером  очень эффективна при решении проблемных задач.

   Использование компьютера  способствует повышению  активности и инициативности  младших школьников на уроке.

   

      Развитие обобщенных компьютерных умений в сочетании   с предметными знаниями в конкретных областях составляют основу компетентостного подхода, узловым понятием которого являются ключевые компетенции.                                                  

      Ключевые компетенции  позволяют осуществлять системный подход  к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах.

     Использование ИКТ- технологий и ЦОР в образовании значительно облегчает переход к личностно-ориентированному обучению. При помощи мультимедиа технологий можно совершенно по новому показать проблему учащемуся, что развивает мотивацию для дальнейшего обучения.  

 Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

  Для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках  возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса.   Необходимо менять отношение детей к изучению  предметов,  делать его более серьезным и осмысленным.

   Для того, чтобы будущие выпускники в совершенстве владели навыками использования всех возможностей,  которые представляет разнообразная компьютерная техника и интернет - технологии, нужно на уроках в начальной школе подходить системно к формированию универсальных учебных действий,  для чего надо обучать детей с привлечением тех же самых технологий.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно – коммуникационной компетенции.

 

Список использованной литературы и нтернет-ресурсов:

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г.В., Володарская И.А. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.
  2. Верещагина И.Н. Английский язык. Рабочие программы.  – М.: Просвещение, 2012. – 96с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2011. – 231с.  
  4. Презентация на тему: "Развитие познавательных УУД на уроках иностранного языка Автор: Бебякина Е.В., учитель английского языка
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  6. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности изучения иностранного языка в начальной школе

данная презентация знакомит с родителями с аспектами изучния иностранного языка в начальной школе...

"ИКТ - насыщенная среда как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе"

"ИКТ - насыщенная среда как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе...

Современные уроки и ИКТ, как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе

Модернизация содержания школьного образования явилась стимулом для использования новых педагогических технологий при обучении английскому языку. Федеральные государственные стандарты общего образовани...

Основы обучения иностранным языкам в начальной школе

Цели обучения иностранным языкам в начальной школе. Содержание обучения иностранным языкам в начальной школе. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста Тр...

Исследовательский научный проект по теме: «НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Содержание: 1.      Обоснование необходимости использования наглядного - репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе………&helli...

Исследовательский научный проект по теме: «КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Коммуникативный метод подчеркивает способность передавать сообщение в терминах его смысла, вместо того чтобы концентрироваться исключительно на грамматическом совершенстве или фонетике. Поэтому сейчас...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В настоящее время преподавателю недостаточно использовать только традиционные методы обучения, следует расширять свои компетенции и вводить попул...