Пособие по подготовке к ЕГЭ
учебно-методическое пособие по английскому языку (11 класс) на тему
Пособие по подготовке к ЕГЭ по лексике и грамматике английского языка 10-11 класс. Словообразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_leksike_i_grammatike._slovoobrazovanie._10-11_klass.docx | 80.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСОБИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
ПО ЛЕКСИКЕ И ГРАММАТИКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
10-11 КЛАСС
г. Ухта, МОУ «сош №19»
Составитель: учитель английского языка
Барсукова Елена Михайловна
2014 г
Предисловие Настоящее пособие имеет целью предоставить дополнительный материал учителям английского языка, занимающимся подготовкой учащихся 10-11классов к сдаче Единого Государственного Экзамена. Пособие ориентированно на соответствующий раздел ЕГЭ по лексике и грамматике. При разработке пособия задачей автора была максимально удобная компоновка материала по теме “Словообразование”. В пособии рассматриваются наиболее употребительные и продуктивные словообразовательные модели современного английского языка. В методических целях настоящее пособие состоит из теоретической и практической частей. В пособии предусмотрен раздел «Ключи», содержащий ключи к практическим заданиям. Это повышает эффективность самостоятельной работы учащихся, а также способствует проведению самоконтроля. ЧАСТЬ I. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Словарный состав английского языка, как и любого другого, находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка заключается в пополнении его новыми словами. Пополнение происходит двумя путями: во-первых, за счет заимствования из других языков, а во-вторых, путем образования новых слов, то есть с помощью словообразования. Теория словообразования представляет собой один из важнейших разделов лексикологии. .Как уже упоминалось выше, словообразовательная система любого языка, в том числе и современного английского языка, находится в постоянном развитии. Термин «словообразование» понимается двояко: с одной стороны, словообразование –это система способов и средств образования новых слов по определенным моделям, а с другой –это учение о способах и средствах образования новых лексических единиц, а также о словообразовательной структуре уже созданных слов. В словообразовательной системе современного английского языка выделяются следующие способы образования новых слов: аффиксация (префиксация и суффиксация), конверсия, словосложение, сокращение (усечение, инициальное сокращение и телескопия), обратное словообразование, постпозитивация, звукоподражание, повтор, лексико-семантическое словообразование, чередование звуков, перенос ударения в слове. Не все указанные здесь способы используются одинаково активно. Очень часто в английском языке слова, относящиеся к одной части речи, образуют слова, относящиеся к другой части речи. Чаще это происходит путем присоединения суффиксов: to work работать - a worker рабочий. Возможен и другой способ, получивший название конверсия, - переход слова из одной части речи в другую без изменения формы: to work работать - a work работа. Конверсия очень характерна для английского языка: ей способствуют отсутствие развитой системы окончаний и большое количество односложных слов. Наиболее часто конверсии подвергаются глаголы и существительные: a hand рука - to handвручить. Как правило, слова, имеющие одинаковое написание, и произносятся одинаково, но есть и исключения: в основном, различия заключаются в произношении звуков [s] и [z] или в переносе ударения: close [-s] близкий - to close [-z] закрывать, conduct [‘kɔndΛkt] поведение - to conduct [kɔn'dΛkt] вести. Обычно в существительных ударение падает на 1-й слог, у глаголов - на последний. Иногда с переносом ударения не только меняется часть речи, но и теряется видимая связь значений: to refuse [ri’fu:z] отказываться - refuse [‘refju:s] мусор. Конверсия затрагивает и оппозицию «существительное - прилагательное»: прилагательные часто субстантивируются, т. е. становятся существительными: brave смелый - the brave смельчак. То же можно наблюдать и в русском языке: больной (прил.) человек - больной (сущ.) выписан из больницы. Словосложение — это способ словообразования путем соединения двух (или более) слов в одно, которое пишется слитно, или через дефис, а иногда раздельно: to pin - point уточнить, trailer - on - flat трейлер на платформе. Сокращение — еще один способ образования новых слов: laser = light amplification by stimulated emission of radiation лазер (усиление света индуцированным испусканием излучения). Путем использования префиксов: to do делать - to redo переделать.
|
Словообразование, а в частности суффиксы и префиксы, является одной из самых сложных тем в изучении английского языка, потому что те или иные слова сочетаются только с одними из них, а с другими — просто немыслимы! Задание такое: прочитайте таблицу ниже, изучите примеры и придумайте свои.
Английские суффиксы
I. Суффиксы существительных:
а) обозначающих национальность, принадлежность к определенной группе людей, профессий, действующее лицо, орудие действия
— ician | academician | академик |
— ant | assistant | помощник |
— ent | student | студент |
— ary | revolutionary | революционер |
— eer | engineer | инженер |
— ess | actress | актриса |
— ist | typist | машинистка |
— ive | captive | пленный |
— or | constructor | конструктор |
б) обозначающие отвлеченные понятия, процессы, действия, науки, предметы
— асу | democracy | демократия |
— age | marriage | брак |
— ance | distance | расстояние |
— ence | defence | оборона |
— ancy | constancy | постоянство |
— ency | tendency | тенденция |
— ary | library | библиотека |
— dom | freedom | свобода |
— hood | brotherhood | братство |
— ia | Georgia | Грузия |
— ic | music | музыка |
— ics | tactics | тактика |
— ing | reading | чтение |
— ion | union | союз |
— tion | nation | нация |
— ssion | mission | миссия |
— sion | excursion | экскурсия |
— ation | organization | организация |
— ism | communism | коммунизм |
— ium | stadium | стадион |
— ment | experiment | опыт |
— ness | darkness | темнота |
— ology | biology | биология |
— our | labour | труд |
— re | centre | центр |
— ship | friendship | дружба |
— sure | pleasure | удовольствие |
— ture | culture | культура |
— ity | ability | способность |
II. Суффиксы прилагательных
— able | reasonable | разумный |
— cial | social | общественный |
— ical | tactical | тактический |
— ant | distant | отдаленный |
— ent | dependent | зависимый |
— ar | regular | регулярный |
— ary | revolutionary | революционный |
— ate | separate | отдельный |
— ian | Georgian | грузинский |
— ible | visible | видимый |
— ic | academic | академический |
— ile | mobile | подвижный |
— ish | English | английский |
— ive | active | активный |
— ful | useful | полезный |
— less | useless | бесполезный |
— like | manlike | мужественный |
— ly | friendly | дружественный |
— ous | mountainous | гористый |
III. Суффикс наречий
— lу | easily | легко |
IV. Суффиксы числительных
— teen | fourteen | четырнадцать |
— ty | forty | сорок |
— th | the fourth | четвертый |
Префиксы в английском языке
un- | unpleasant | неприятный |
dis- | disagree | не соглашаться |
il-, im-, ir-, in- | indefinite, impossible | неопределенный, невозможный |
non- | non-stop, non-smoker | беспосадочный, некурящий |
re- | to rewrite | переписывать |
con- | contemporary, consist of | современный, состоять из |
mis- | misunderstand | неправильно понять |
inter- | international | международный |
fore- | foresee, foretell, forecast | предвидеть, предсказывать, прогнозировать |
Суффикс глагола
- -en – образует глагол от прилагательных и существительных, обозначает действие, придающее качество, выраженное в основе weak — слабый – weaken — ослабевать, hard – твердый – harden — твердеть, sharp — острый – sharpen — точить
Зная основные правила словообразования, теперь вам нетрудно будет перевести следующие слова:
- Unbelievable: un- отрицательный префикс + believe верить +able суффикс прилагательного = невероятный
- Unexpectedness: un отрицательный префикс +expect ожидать+ness суффикс существительного = неожиданность
- Unsuccessful: un отрицательный префикс +success успех + ful суффикс существительного = не успешный
- Indifference: in отрицательный префикс +differ различать + ence суффикс существительного = безразличие
- well-educated: well хорошо +educated образованный = хорошо образованный
- wholeheartedly: whole целый, весь +heart сердце +ly – суффикс наречия = от всего сердца
- pain-killer: pain боль+kill+er – тот, кто убивает = болеутоляющее средство
а также следующие словосочетания:
- A hardly recognizable extract (hard+ly recognize+able) – трудно узнаваемый отрывок
- An unforgettable performance (un+forget+able perform+ance) – незабываемый спектакль
- An inattentive listener (in+attentive listen+er) – невнимательный слушатель
- An easily-hardened metal (easy+ly hard+en) – легко затвердевающий металл
- An unknown trouble-maker (un+know trouble+make+er) – неизвестный нарушитель спокойствия
- Successful underground work (success+ful under+ground) – успешная работа под землей
Упражнения
1.
Образуйте имена существительные с помощью словообразующих суффиксов от следующих слов (от некоторых слов можно
образовать несколько имен существительных):
govern, popular, rich, friend, study, electric, active, act, equip, difficult,
product, exhibit, great, member, child, able, pay, collect, translate, dri
ve, full, special, conduct, differ, appear, discuss, direct, busy, mathematic, keep, assist,
examine, commune, buy, regulate, arrange, teach, establish, safe, depend,
argue, exist, improve, refer, instruct, cooperate.
2.
Образуйте глаголы с помощью словообразующих суффиксов от следующих слов:
active, fast, simple, special, short, class, revolution, organ, red, electric, length,
national, specific crystal, deep, theory, dark, real, wide, clear, less, energy,
economy, diverse, custom, strength, pure.
3.
Образуйте имена прилагательные с помощью словообразующих суффиксов от следующих слов
(от некоторых слов можно
образовать несколько имен прилагательных):
storm, depend, green, academy, act, colour, change, hope, fame, end, old, tradition, wind, weight, air, cl
oud, peace, climate, laugh, question, period, attract, dirt, move, white, differ, life, enjoy, symbol, smoke, metal, sense,
price, profit, comfort, atom, progress, impress, doubt, centre.
4.
Образуйте наречия с помощью словообразующих суффиксов от следующих слов:
east, chief, great, down, simple, ready, up, rich, back, main, for, slow, quick, west, annual, high, fresh, explicit, implicit, cheap, home, certain.
5.
Распределите следующие слова по их принадлежности к соответствующей части речи:
eastward,harmful,movement, waterless, attraction, slowly, enclose, non-conductor, closure, displace, insulator, keeper, passage, difference, industrial, assistant, freedom, disclosure, changeability, measurable, popularity, serfdom,
beginner, totality, westward, buyer, shortage, wisdom, specific, beautiful, reality, active, famous, classify, starter, enlighten, weightless, flatness, clarify, impossible, reconstruct, helpful, mistake, subconscious, foresee, disagree, encourage, polytechnic, fashionable, extraordinary, unluckily, logical, significant, unhappy, logistic, organize, pressure, encircle, lengthen, demonstration, simplify, powerless.
Имя существительное-……..
movement
Имя прилагательное-……..
harmful
Глагол-……..
enclose
Наречие-………
eastward
Библиография:
1. L. Prodromou, GRAMMAR AND VOCABULARY FOR FIRST CERTIFICATE,
Longman Publishers
2. M. Harrison, R. Kerr, FIRST CERTIFICATE PRACTICE TESTS,
Oxford University Press
3. V. Jakeman, C. McDowell, CAMBRIDGE PRACTICE TESTS FOR IELTS,
Cambridge University Press
4. D. Philips, LONGMAN PREPARATION COURSE FOR THE TOEFL,
Longman Publishers
5. http://study-english.info/wordbuilding.php
6. http://www.englishege.ru/grammar/150-slovoobrazovanie-v-anglijskom-yazyke.html
7. Арцинович Н.К. Английская грамматика в таблицах. -М.: Астрель, 2005
Word-building_1 For questions 56-65, read the text below. Use the word given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line. There is an example at the beginning (0). Write your word on the separate answer sheet.
Example: | 0 | development |
EXERCISE Exercise is one of the best ways of keeping (0).... away. It | DEPRESSED |
improves your body and your mind and (56).... you to perform | ABLE |
better in the work place and at home. | |
Proper (57).... is essential if you want to get the most from | BREATH |
exercise and you should also take into (58).... your heart rate. | CONSIDER |
It can be (59).... to do too much, which is why all good fitness | HARM |
instructors emphasize the (60).... of 'listening to your body'. | IMPORTANT |
When you first start you should use good (61)...., because it's | JUDGE |
easy to make the mistake of using the equipment (62).... or | CORRECT |
doing too much at one time. Start slowly and build up gradually. | |
Exercise should not be seen as a (63).... task; it can be as easy | DEMAND |
as a quick walk. To increase your fitness (64)...., exercise for 20 | STEADY |
minutes a day, 4 to 6 times a week and you will notice a (65).... | DIFFERENT |
In your body and mind in a few weeks. |
Word-building_2 For questions 56-65, read the text below. Use the word given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line. There is an example at the beginning (0). Write your word on the separate answer sheet.
Example: | 0 | development |
ROAD MAPS
The (0) …. Of the road maps of Britain that exist today started | DEVELOP |
over 200 years ago/ The Army was concerned about the (56) …. | POSSIBLE |
of enemy invasion, but its plans for (57) … were hindered be the | DEFEND |
lack of maps at the time. Those that did exist were (58) … and | ACCURATE |
lacked detail. | |
Work to produce (59) … maps was carried out by an organization | RELY |
called Ordnance Survey. They were remarkably (60) … . Using | SUCCEED |
fairly simple instruments, they produced (61) … accurate results | SURPRISE |
and set the high standard for which British maps have a (62)… | REPUTE |
have a vast (64) …. Of road atlases produced by a wide range of | CHOOSE |
publishers. They (65) … enormously in style, colour and content | VARIOUS |
but they all derive from the maps produced by Ordnance Survey. | |
Word-building_3 For questions 56-65, read the text below. Use the word given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line. There is an example at the beginning (0). Write your word on the separate answer sheet.
Example: | 0 | reaction |
SNOW WHITE and the SEVEN DWARFS
Public (0) …. To the Disney film Snow White and the Seven Dwarfs | REACT |
when it was first shown in 1937 was (56) …. It was received with | ORDINARY |
great (57) … and it immediately became enormously popular | EXCITE |
(58) ….. the world. Good advertising was not the only reason for | THROUGH |
this (59) … popularity; the film and its characters captured the | WORLD |
(60) …. of people all over the world like no film before it. | IMAGINE |
In Britain, there were (61) … newspaper articles about the film and | DAY |
how it was made. Snow White toys and books were on (62) … | SELL |
everywhere. Some people thought that it might be (63) … for | UPSET |
children but most people saw it as (64) … entertainment. | HARM |
Since 1937, it has been re-issued every few years, giving (65) … to | ENJOY |
many generations of children. |
Word-building_4 For questions 56-65, read the text below. Use the word given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line. There is an example at the beginning (0). Write your word on the separate answer sheet.
Example: | 0 | reaction |
WOMEN DOCTOS
Throughout history, women have had (0).... for healing the sick. | RESPOSIBLE |
However, it is only in (56).... recent times that they have been allowed | COMPARE |
to train as doctors at (57).... schools in Britain. Yet in that short time, | MEDICINE |
they have made an enormous (58).... to modern medicine. | CONTRIBUTE |
The first female doctors were priestesses who gave (59).... about | ADVISE |
diseases and (60).... and prepared medicines. In ancient Rome, women | INJURE |
healers were considered (61).... and respected. | SKILL |
In Britain, for centuries male doctors were (62).... of women who | SUSPECT |
practised medicine (63).... and in 1512 a law was passed making it | PROFESSION |
(64).... for them to do so. Women couldn't study medicine at | LEGAL |
universities until the 19th Century and they only began to gain (65) .... | EQUAL |
with male doctors in the 20th century. |
Word-building_5 For questions 56-65, read the text below. Use the word given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line. There is an example at the beginning (0). Write your word on the separate answer sheet.
Example: | 0 | beauty |
THE COTSWOLDS
The Cotswolds is an area of great (0).... in England. It has a | BEAUTIFUL |
number of (56).... villages and small towns with lovely old | DELIGHT |
buildings that have remained (57).... since the area was a major | CHANGE |
(58).... centre several centuries ago. The countryside in the area | COMMERCE |
is (59).... and most of the buildings there are made from an | CHARM |
(60).... type of light stone that is particular to the Cotswolds. | ATTRACT |
In the summer, the Cotswolds can get rather (61).... but it is | CROWD |
always possible to find pretty places that do not have the (62).... | FAMOUS |
of the more well-known villages and towns. There is no (63).... of | SHORT |
pleasant hotels and (64).... inns for visitors to stay in and the | TRADITION |
Cotswolds area is an excellent place for an (65).... weekend | ENJOY |
Or longer trip. |
Word-building_6 For questions 56-65, read the text below. Use the word given in capitals at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line. There is an example at the beginning (0). Write your word on the separate answer sheet.
Example: | 0 | INCREASINGLY |
MOOD FOOD
With our (0)……………… hectic pace of life, it is | INCREASE |
becoming more and more difficult to eat properly. | |
(1) snacks and fast food seem | HURRY |
to have become the norm. This may be having a | |
(2) effect on people's waistlines, | NOTICE |
but did you know that it can also cause wild mood | |
swings and (3) ……..? | DEPRESS |
Food is an important part of the body-mind | |
(4) and as researchers point | RELATE |
out, it is particularly our (5)……………..of sugary, | TAKE |
fatty and carbohydrate-loaded foods that | |
(6) …….affect the way we feel. These foods | DRAMA |
trigger the body's production of so-called | |
neurotransmitters, chemicals (7)……………… | TRANSFER |
messages from one nerve cell to the other, which | |
provides a seemingly (8) … | MIRACLE |
improvement of mood. Thus a crunchy bar of | |
chocolate or piece of sticky pastry may make you | |
feel better, but (9)…………. ….this feeling is usually | FORTUNATE |
short-lived. The reason is simple. Though our | |
blood sugar level initially peaks, it | |
(10)…................ slumps again, and we are soon left | RAPID |
feeling worse than before. |
Ключи:
Word-building_1 |
Word-building_2 | ||
56 enables 57 breathing 58 consideration 59 harmful 60 importance | 61 judgement/judgment 62 incorrectly 63 demanding 64 steadily 65 difference | 56 possibility 57 defence/defense 58 inaccurate 59 reliable 60 successful | 61 surprisingly 62 reputation 63 motorists 64 choice 65 vary |
Word-building_3 | Word-building_4 | ||
56 extraordinary 57 excitement 58 throughout 59 worldwide 60 imagination | 61 daily 62 sale 63 upsetting 64 harmless 65 enjoyment | 56 comparatively 57 medical 58 contribution 59 advice 60 injuries | 61 skilled/skil(l)ful 62 suspicious 63 professionally 64 illegal 65 equally |
Word-building_5 | Word-building_6 | ||
56 delightful 57 unchanged 58 commercial 59 charming 60 attractive | 61 crowded 62 fame 63 shortage 64 traditional 65 enjoyable | 1 hurried 2 noticeable 3 depression 4 relationship 5 intake | 6 dramatically 7 transferring 8 miraculous 9 unfortunately 10 rapidly |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике
Пособие " Я сам!?" предназначено для учителей и учащихся выпускных экзаменов, с целью их подготовки к экзамену по математике.Пособие состоит из 3 частей: 1 часть содержит опорную карты по теме. 2 част...
Пособие для подготовки к математическим олимпиадам.
Основными целями проведения олимпиад является не только выявление одаренных, творчески мыслящих учеников, но и углубление знаний по математике, расширение кругозора учащихся. В данной методической ра...
Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: письмо
Пособие позволяет решить следующие задачи:- реализовывать активные методы обучения на уроке и при самоподготовке учащихся;- формировать учебные, коммуникативные и социально-личностные компетент...
Методическое пособие по подготовке команды "Зарница" к этапу "Пожарная безопасность"
Данное пособие содержит три варианта тестовых заданий для подготовки детей к теоретической части соревнований "Пожарный дозор" в рамках движения "Школа безопасности"...
Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по испанскому языку
В настоящее время на книжном рынке можно найти огромное количество пособий по подготовке к ЕГЭ по английскому, французскому и немецкому языкам, но, к сожалению, отсутствуют пособия по подготовке...
Электронные пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ
Данные пособия помогут представить изучаемый материал по темам «Окружность», "Четырехугольник" и "Тригонометрические уравнения"; помогут систематизировать свои знания; самостоятельн...
Методическое пособие. Силовая подготовка боксеров как часть физической подготовки.
Хорошо подготовленный боксер должен обладать высокоразвитой быстротой и силой, которые проявляются в тесной связи друг с другом. Если качество быстроты в успехе боксера признано всеми, то качество сил...