Методическая разработка
методическая разработка по английскому языку по теме

Статья на тему :«Жесты, разработанные для использования на уроках английского языка на начальном этапе обучения.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_turovoy_yulii_aleksandrovny.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя

английского языка

ГОУ СОШ № 799

Туровой Юлии Александровны :

«Жесты, разработанные для использования на уроках английского языка на начальном этапе обучения.»

В последние годы широкое распространение получило раннее обучение детей английскому языку. Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: 6-8 летние дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению речевого опыта, «секретов» языка. В 6-7 летнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль(ссылаясь на статьи Льва Семёновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина).Возникает естественный вопрос: Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость? В  ГОУ СОШ 799,где я преподаю, обучение иностранному языку начинается со второго класса. Изучив и проанализировав некоторые общие методические рекомендации, требования к уроку и общие психологические особенности детей младшего школьного возраста, я пришла к выводу  о необходимости создания некоей системы жестов, которая в качестве игрового компонента на уроке, будет не только способствовать развитию мотивации и интереса учащихся, но и будет одним из способов решения некоторых лексических, грамматических и речевых задач ,так как в 1-ом классе,  обучение чтению и письму обычно не предусматривается. Система жестов, разработанная мною,  позволяет в игровой форме, не прерываясь для перевода и дополнительного объяснения погрузить ребенка в языковую среду в игровой форме. Здесь, на мой взгляд, жесты как элемент игры выполняют следующие функции:  

1.Обучающая функция - развитие обще-учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности.

2.Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3.Коммуникативная функция - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.

4.Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

5.Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

6.Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. Очевидно, что благодаря этому игра в сочетании с учебным аспектом дает значительные возможности для формирования саморегуляции навыков планирования, самоконтроля и самооценки.


Учитывая и принимая во внимание вышеизложенное, предлагаю рассмотреть
разработанные мною знаки (жесты) с подробным их описанием и способами
применения их на уроках английского языка для лучшего усвоения школьной
программы.

ЖЕСТЫ ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЛЕКСИКИ: 1) ЖЕСТ   ТО LIКЕ -любить, нравиться. Этот глагол достаточно широко и часто используется при формировании лексических навыков на первом году обучения. Поскольку новая лексика вводится через речь учителя, которая подкреплена в большинстве случаев наглядностью (а именно картинкой), в задачу учителя входит раскрыть значение впервые услышанного слова. С помощью разработанного мною жеста введение, и главное-запоминание новой лексической единицы происходит гораздо быстрее, легче и интереснее.

Я предлагаю учащимся представить предметы, вещи, которые их радуют
в повседневной жизни больше всего. Как правило, в таком возрасте , чаще всего
, это бывает любимая игрушка ребенка или какое -то любимое лакомство. При
воспоминании о предмете, дети улыбаются, радуются., начинают возникать
приятные ассоциации ,  которые на мой взгляд , только усиливают мотивацию
ребенка. Я говорю учащимся, показывая при этом жестами: «I like sweets very much!»

Жест «likе» представляет собой скрещенные руки на груди это выглядит со стороны так , как-будто обнимаешь сам себя за плечи.

Следует отметить, что при вводе новой лексической единицы с использованием жеста, учащиеся уже знают все слова используемые в предложении. (Это означает, что слова : I, sweets, very, much ) мы уже ввели и использовали на предыдущих уроках.

2 ЖЕСТ ТО НАVЕ/НАS - иметь.

Этот жест я объясняю с помощью игрушек - животных, так как по программе лексические единицы HAVE/HAS вводятся в разделе «Животные». Я проговариваю и показываю детям с помощью жестов все слова в данном предложении, (поскольку слова I, а) уже были изучены и показаны с помощью жестов прежде, за исключением животного, которого я показываю детям при помощи игрушки .«I hаvе а dog ».

Этот жест представляет собой следующее : обе руки как будто держат перед собой мячик.

Как показывает моя практика, если при проговаривании ребенок забывает какое-то слово, при помощи показанного мною жеста, он с легкостью его воспроизводит. (Сейчас речь идет о предложении : I have a dog). Некоторые учащиеся самостоятельно жестикулируют при произнесении данного предложения.

3 ЖЕСТ ТО GО -идти часто путают с ТО СОМЕ -приходить. При помощи жеста, который представляет собой движение кисти руки сверху вниз, как будто мы машем на прощание рукой. Использование этого жеста эффективнее всего в паре с уже упомянутым глаголом ТО СОМЕ.

4 Жест ТО СОМЕ — приходить, представляет собой взмах кисти руки по направлению к себе, как будто ты подзываешь к себе кого-то.

Объяснение очень нравится учащимся, так как в нем присутствует игровой и подвижный момент. Хотелось бы еще раз отметить, что дети в этом возрасте быстро утомляются, и смена деятельности, им просто необходима. Я обращаюсь к классу: «Ребята, как вы думаете, что я сейчас попрошу сделать Сашу?» После этого я обращаюсь к Саше: «Sasha,come here, please» и показываю при этом рукой жест «ТО СОМЕ». Дети активно высказывают свои предположения о том, что я прошу Сашу подойти ко мне. Когда Саша подходит , я произношу следующее : «Good.Go to your seat, please.» при этом показывая рукой жест «ТО GО». Саша возвращается на свое место. Так я обращаюсь к каждому учащемуся. Помимо обучающего момента, в данном примере присутствует и элемент зарядки, который также крайне необходим и является составной частью урока в начальной школе.

Работая с детьми в течение нескольких лет, я столкнулась с рядом проблем, возникающих при изучении английского языка на начальном этапе обучения. Например: Артикли - а, аn, тhе - являются основными определителями имен существительных. В русском языке артикли отсутствуют, и для более  успешного  усвоения  этих   столь   сложных  понятий,  я   придумала  свои

собственные знаковые символы, которые нашли выражение с помощью жестов. Для начала, я объяснила детям, что в английском языке есть такие маленькие слова, которые всегда сопровождают предметы (т.к. слово - существительное ученики не всегда проходят на уроке русского языка к этому времени, что несколько усложняет процесс обучения английскому языку). Эти слова (показываю жест) -очень короткие, но при этом не менее важные. Мы всегда должны помнить о них и не забывать об их употреблении. Вот это ребята (показываю жесты) - неопределенные артикли «а» и « ап». Так они называются потому, что мы впервые встречаемся с тем, о чем хотим рассказать . Артикль «А» представляет собой пальцы рук, которые сомкнуты своими подушечками друг с другом. Артикль «АN» представляет собой русскую букву «С». При этом, я обязательно обращаю внимание детей на небольшое различие между этими двумя артиклями. А именно, произнося и проговаривая артикль «АN» ,я обращаю внимание детей на то, что в нем в первую очередь слышится больше звуков, чем в артикле «А» , следовательно и выглядеть он у нас должен чуть -чуть побольше, чем «А». Затем я привожу примеры с существительными ,

начинающимися с гласной буквы , пример : еlephant, и предлагаю им употребить сначала артикль «А». На практике получается , что эти два слова сливаются, и мы уже не можем различить на слух , где заканчивается одно слово, и начинается другое. После этих объяснений , я предлагаю учащимся самостоятельно сделать выводы, и постараться объяснить , в чем же все -таки заключена разница в употреблении этих двух похожих, и в то же время отличающихся друг от друга слов. А вот это (показываю жестом) -определенный артикль «THE» (описываю пальцем круг). После знакомства с неопределенными артиклями и ряда тренировочных упражнений , учащимся вводится следующий жест-«THE». При его обозначении ,мы указательным пальцем описываем круг перед собой. Учащимся при этом я говорю следующее: Всем нам уже хорошо известны неопределенные артикли. Хочу еще раз напомнить вам, что мы используем их только тогда, когда видим предмет впервые. Однако после того, как мы уже с ним ознакомились, и имеем представление о том , о чем говорим, нам следует употребить при этом совсем другой знак, определенный артикль «ТНЕ». Вот поэтому - то мы и очерчиваем круг ,как -бы занося в него вещь, о которой мы все уже знаем, можем ее себе вообразить, и знаем, о чем пойдет речь. Это совершенно определенный предмет или вещь, именно поэтому мы и используем ОПРЕДЕЛЕННЫЙ артикль к ОПРЕДЕЛЕННОЙ нами вещи или предмету.

8) ЖЕСТ «ТО ВЕ» : АМ/IS/ АRЕ Следующее, что вызвало трудности у учащихся начальной школы - вспомогательные глаголы. Глаголы : ТО ВЕ, ТО DО и т.д.- называются вспомогательными , так как с помощью них образуются различные сложные формы глагола. Они играют важнейшую

 роль в спряжении английского глагола, поскольку они участвуют в образовании всех глагольных времен , за исключением утвердительной формы Ргеsent/Past Ind . Вспомогательные глаголы не имеют самостоятельного значения, являясь показателем времени , лица, числа , залога и т. д. Само же действие выражается смысловыми глаголами, в сочетании с которыми они употребляются. Все это, конечно- же весьма сложно запомнить в столь юном возрасте. Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что эти вспомогательные глаголы не имеют самостоятельного значения, т. е. они не переводятся на русский язык. Простой пример : На вопрос Как тебя зовут ? What IS your name? дети, отвечая на вопрос, забывают употребить вспомогательный глагол, ибо он не ассоциируется у них с переводом. Получается, вместо : Му паmе IS Аnn.  дети произносят как правило : Му паmе_Аnn. Для обозначения этого жеста, мы проводим указательным пальцем горизонтально у себя в области грудной клетки и говорим : (есть , являюсь ),т.е. именно я являюсь Аней (Аnn), а не мой сосед по парте. Или другой пример : Не IS а Ьоу. Он и есть тот самый мальчик, о котором мы сейчас говорим. Как показывает моя практика, учащиеся, опираясь на жесты и перевод твердо усваивают и запоминают употребление вспомогательных глаголов, т.к. они ассоциируются у них при этом с определенными жестами и в определенной последовательности.

Как доходчиво и просто объяснить ребенку их употребление в вопросах? Для этого я использовала следующий жест, который я объяснила детям следующим образом: я сказала детям: представьте, что это - костылик, на который мы должны опереться, чтобы не упасть, когда мы повредили ножку. Без него мы не сможем передвигаться самостоятельно. Такая же опора нужна и для того , чтобы задать с вопрос. Чтобы его задать, нам просто необходим такой костыль - помощник, без которого мы не сможем правильно и грамотно построить общий вопрос. С помощью зрительной опоры на жест, учащиеся довольно быстро овладевают навыками построения вопроса с этими вспомогательными глаголами.

Причиной разработки этого жеста явилась путаница в ответах детей, при ее введении. Дело в том, что по русски мы говорим так : «Я НЕ умею плавать.» . А по - английски дословно переводится так : «Я умею НЕ плавать»= «I саn NОТ swim.». Как раз в порядке употребления слов в предложении было выявлено мной больше всего ошибок. Жест представляет собой скрещенные руки , (получается как буква Х).С опорой на него, учащиеся успешно преодолевают возникшие трудности, правильно употребляя порядок слов в предложении.

Его воспроизведение заключается в следующем : я протягиваю руку по направлению к собеседнику , выставив указательный палец вперед. При этом я произношу и показываю :  «I GО ТО SСНООL». Затем, я перевожу это предложение с помощью наводящих вопросов  :Кто идет? - Я. Куда я иду ? - В школу. Так что же означает , по вашему мнению , слово «ТО» ? Абсолютно верно, этим словом мы будем обозначать предлог  направления : в (в какую сторону, куда я иду).

В этом кратком описании разработанных мною жестов, я, на мой взгляд, затронула наиболее трудные и сложные моменты для понимания и усвоения младшими школьниками грамматических, лексических и речевых структур и конструкций английского языка. Предлагаю коллегам воспользоваться разработанными мною жестами на своих уроках, поскольку  методика их использования ,на мой взгляд и как показывает моя практика, могут найти применение на уроках английского языка в начальной школе и активизировать деятельность учащихся, а также повысить эффективность обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...