Система средств обучения английскому языку.
статья по английскому языку по теме
Средства обучения в своей совокупности составляют содержание типового учебного комплекса (или учебно-методического комплекса), предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, компьютерных программ, видеофильмов. Другие компоненты комплекса призваны конкретизировать и дополнить содержание учебника – основного компонента комплекса, не выходя при этом за пределы зафиксированного в программе учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu_na_2009.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию на 2009-11 гг.
«Система средств обучения английскому языку».
Учитель английского языка: Касперчик Е.Е.
Средства обучения – это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком.
Средства обучения относятся к базисным категориям методики. Они облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными.
В структурном отношении принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, а также аудиовизуальные и технические средства. Последние в одинаковой степени адресуются как преподавателю, так и учащимся.
Средства обучения в своей совокупности составляют содержание типового учебного комплекса (или учебно-методического комплекса), предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, компьютерных программ, видеофильмов. Другие компоненты комплекса призваны конкретизировать и дополнить содержание учебника – основного компонента комплекса, не выходя при этом за пределы зафиксированного в программе учебного материала.
Представление о содержании и структуре системы «Средства обучения» даёт таблица №1:
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
Для преподавателя | Для учащихся | Аудиовизуальные | Технические |
Образовательный стандарт Программа по английскому языку Книга для преподавателя Справочная и научная литература Методическая литература | Учебник (книга для учащихся) Книга для чтения (хрестоматия) Пособие по развитию речи Сборник упражнений Справочник по английскому языку Словарь | Фонограммы Видеограммы Видеофонограммы | Звукотехнические Светотехнические Звукосветотехнические Средства компьютерного обеспечения |
Такие средства призваны обеспечить организацию и успешное проведение занятий по языку, а также способствовать повышению профессионального уровня преподавателя.
Рассмотрим более подробно каждый из пунктов в структуре системы средств обучения языку.
Средства обучения для преподавателя:
- Образовательный стандарт по английскому языку.
Это документ, являющийся лингвометодическим описанием целей и содержания изучения иностранного языка в рамках определённого профиля обучения – дошкольного, школьного, подготовительного (предвузовского), вузовского (филологического – нефилологического), послевузовского, курсового.
Применительно к предмету «Английский язык» образовательный стандарт – это минимум содержания по данной дисциплине, усвоение которого позволяет учащимся получить среднее образование и продолжить обучение в высшей школе. На основе образовательных стандартов разрабатываются программы обучения, учебники и учебные пособия.
Образовательный стандарт по английскому языку содержит лингводидактическое описание:
конечных целей обучения, достигаемых в результате обучения в пределах разных сертификационных уровней;
содержания обучения в виде знаний, навыков и умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;
тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовать свои коммуникативные намерения;
образцов тестов для определения достигнутого уровня владения языком.
- Программа по английскому языку.
Является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе образовательного стандарта и уточняющим его содержание применительно к конкретным условиям обучения.
В программе даётся перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведённое для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отводится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком.
3. Книга для преподавателя.
Содержит методический комментарий к учебнику в целом и отдельным его компонентам. Осуществляя функцию управления обучающей деятельностью преподавателя, материалы «Книги для преподавателя» рекомендуют приёмы и формы работы, способы организации педагогического процесса и тем самым в известной мере способствуют повышению общего уровня преподавания, методической грамотности педагога.
Книга особенно полезна для начинающего учителя. При выборе приёмов работы с книгой преподаватель имеет возможность творчески подходить к рекомендациям её авторов, следуя при этом общим методическим установкам, на которых базируется концепция книги.
4. Справочная и научная литература.
Содержит сведения о самом предмете обучения английскому языку и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать такие знания на занятиях по практике языка. Сведения о предмете обучения можно найти в ставших классическими работах известных филологов.
5. Методическая литература.
Знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания. В первую очередь преподаватель должен познакомиться с материалом общих, частных и специальных методик, раскрывающих как общие закономерности обучения иностранному языку, так и поясняющие специфические особенности овладения конкретным языком в конкретных условиях обучения. Примером могут служить публикации в журнале «Иностранные языки в школе», характеризующие современное состояние науки о языке и его преподавании.
Средства обучения для учащихся:
1. Учебник.
Является основным средством обучения. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, знакомство с которыми способствует приобретению знаний и формированию речевых навыков и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком в различных (или избранных) сферах деятельности.
В содержательном плане учебник включает следующие компоненты:
фонетический материал – знакомит со звуками, ритмикой, интонацией;
лексический материал – представлен в учебнике лексическим минимумом, который вводится тематически с учётом сферы общения;
грамматический материал – в современных учебниках представлен моделями предложений, речевыми образцами и правилами употребления материала в речи;
социокультурный материал – включает сведения о странах изучаемого языка в сопоставлении с национальными особенностями изучаемого английского языка и культуры;
тексты – представляют в учебнике разные сферы общения: бытовую, учебно-производственную, общественно-политическую, художественную; на начальном этапе тексты адаптируются, на продвинутом – даются в оригинале;
комментарий к текстам – носит лексико-грамматический и страноведческий характер, может быть как на родном, так и на английском языке;
упражнения – предназначены для закрепления, активизации учебного материала и организации контроля за качеством его усвоения, бывают языковые, речевые и условно-речевые;
словарь – представлен поурочными списками слов и в виде приложения к учебнику;
наглядность – широко используется в виде рисунков, репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (схемы, таблицы).
2. Словари.
Относятся к ведущим средствам овладения иностранным языком. Изучающему
язык нужны словари трёх типов: двуязычные, одноязычные (толковые), специальные.
Двуязычные словари – с них начинается знакомство с языком. Школьники обычно пользуются словарями, которые привлекают своим небольшим объёмом, но имеют существенный недостаток: в них даётся лишь основное значение слова и исключаются второстепенные значения, что затрудняет поиск нужного слова и его перевод. Поэтому изучающему язык полезно как можно раньше переходить на работу с возможно более полными двуязычными словарями. Однако слабым местом таких словарей являются частые несовпадения значений слова в двух языках. По этой причине наиболее точное представление о смысловой структуре и употреблении иноязычных слов можно получить только из толковых словарей изучаемого языка.
Толковые словари – ориентированы прежде всего на объяснение значения слова, а не на его употребление. Например Webster’s 4th New International Dictionary, или The Concise Oxford Dictionary of Current English. Если же изучающего язык интересует употребление слова, то следует обращаться к таким словарям, как The Oxford Advanced Learner’s Dictionary, The Longman Dictionary of Contemporary English. Исключительно полезны для изучающих язык словари, в которых объясняются не только значения слов, но и культурно-исторические реалии из жизни носителей языка (имена собственные, названия книг, фильмов, картин и др.). Одним из лучших словарей такого рода является The Longman Dictionary of English Language and Culture.
Специальные словари – к их числу относятся синонимические и идиографические словари. Лучшим зарубежным словарём синонимов английского языка считается Webster’s New Dictionary of Synonims, снабжённый, кроме подробных разъяснений, многочисленными примерами. Исключительно полезны также фразеологические словари, например «Англо-русский фразеологический словарь» А.В. Кунина (3-е изд., 1967).
- Аудиовизуальные средства обучения (АВСО).
Под аудиовизуальными средствами обучения подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключённой в них информации. С учётом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы).
Перечисленные средства обучения могут быть учебными, т.е. содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером и др.), и неучебными, привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися. На занятиях используются также естественные средства массовой информации, включаемые в учебный процесс (например телепередачи).
АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий. Представление о современных АВСО даёт таблица №2:
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Фонограммы | Видеограммы | Видеофонограммы |
Грамзапись Магнитозапись Радиопередачи | Натуральные: предметы, действия Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, географические карты Графические: таблицы, схемы | Кинофильмы Видеофильмы Телепередачи Компьютерные программы |
Фонограммы – относятся к аудитивным средствам обучения, предназначенным для слухового восприятия с помощью специальной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитофон, проигрыватель, плейер для компакт-дисков, радиоприёмник и др.). Рекомендуется использовать фонограммы с первых занятий по языку. Оптимальным условием для работы с фонограммой считается использование лингафонного кабинета (такие кабинеты в зависимости от их технических возможностей и решаемых методических задач получили названия аудиопассивных, аудиоактивных, аудиокомпаративных).
На начальном этапе фономатериалы используются для формирования речевых навыков (фонетических, лексических, грамматических) и развития речевых умений в результате интенсивного прослушивания образцов речи и воспроизведения прослушанного с различной целевой установкой.
На продвинутом этапе фонограммы используются для комплексного развития речевых навыков и умений на материале текстов, характерных для избранного профиля обучения. Прослушиванию предшествует задание на сжатый (подробный) пересказ прослушанного, составление плана текста, его письменное изложение и др.
Видеограммы – вид аудиовизуального средства обучения, предназначенный для зрительного восприятия печатного текста либо изображения в виде рисунка, фотографии, таблицы, схемы и др. Видеограммы в зависимости от конкретности (абстрактности) зрительного образа подразделяются на натуральные, художественно-изобразительные, графические. Они широко используются на всех этапах обучения в качестве эффективного средства семантизации языкового материала, его закрепления и ознакомления учащихся со страной и культурой изучаемого языка. Видеограммы могут быть статичными и динамичными, не нуждающимися в специальном экране и экранными (требуется экран и специальные проекторы для демонстрации пособия). Видеограммы относятся к числу наиболее популярных средств наглядности благодаря яркости и выразительности зрительного ряда, его доступности для восприятия.
На занятиях по фонетике видеограммы используют для постановки звуков с опорой на зрительный образ, демонстрирующий положение органов речи при артикуляции звука. Особую ценность представляют таблицы, показывающие расхождения в артикуляции сходных звуков в разных языках.
На занятиях по лексике видеограммы служат источником семантизации значения иноязычного слова беспереводным способом и его автоматизации с опорой на рисунок.
На занятиях по грамматике видеограммы используются для семантизации материала на уровне грамматической формы и его закрепления с опорой на зрительный образ. С помощью рисунков, помещённых в учебнике и выполняемых учителем с помощью мела на классной доске, можно объяснить значение большинства грамматических явлений изучаемого языка.
Однако наиболее широкое применение видеограммы находят на занятиях по развитию речи, где они используются в качестве источника воссоздания ситуации общения и стимула для построения высказывания с опорой на зрительный образ.
Видеофонограммы – пособия этой группы рассчитаны на одновременное зрительное и слуховое восприятие учебного материала. К ним относятся кино-, теле- и видеофильмы, а также видеограммы со звуковым сопровождением (например слайдфильмы). Благодаря эмоциональному воздействию изображения создаётся эффект соучастия, возникает желание предвосхитить и продолжить реплику персонажа. Реактивность, т.е. желание реагировать на речевое действие вместе с героем фильма (вместо него), является ценным качеством средств наглядности при обучении речевому общению.
- Технические средства обучения (ТСО).
ТСО – это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом её усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений. Если система АВСО индивидуальна, т.е. предназначена для работы с конкретным учебным комплексом, и рассчитана на определённый контингент учащихся, то система ТСО в значительной мере универсальна и пригодна для применения при различных формах и видах обучения.
ТСО принято подразделять на следующие группы средств: звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические, средства программированного обучения.
Представление о системе современных ТСО даёт таблица №3:
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Звукотехнические | Светотехнические | Звукосветотехнические | Средства программированного обучения |
Магнитофон Кассетный плейер Радиоприёмник Проигрыватель грампластинок, компакт-дисков (CD, CD-ROM) Магнитола Мобильный телефон Диктофон | Диапроектор Фильмоскоп Эпипроектор Фотоаппарат Цифровая фотокамера Кодоскоп Портативный текстовой сканер (сканирующая ручка C-Pen) | Кинопроектор Оборудование для домашнего кинотеатра Видеомагнитофон Видеокамера Телевизор Электронный переводчик DVD-плейер | Компьютер CD-ROM Ноутбук Микрокомпьютер |
Магнитофон – предназначен для записи и воспроизведения звука. Бывает стационарным (устанавливается в студиях звукозаписи и лингафонных кабинетах) и переносным. Конструкция позволяет учащемуся прослушать образцовый текст, записать свой голос на плёнку, сравнить запись с образцовой, произвести коррекцию ответа. Является незаменимым средством обучения при постановке и коррекции произношения, формировании речевых навыков, развитии умений аудирования и говорения.
Фильмоскоп – аппарат оптической проекции. Предназначен для просмотра диафильмов и слайдов.
Эпипроектор – светотехническое средство, аппарат статической проекции. Предназначен для демонстрации на экране непрозрачных объектов – текстов, иллюстраций, фотографий и т.д.
Кодоскоп – светотехническое средство, аппарат статической проекции. Предназначен для демонстрации на экране прозрачных объектов – изображений, выполненных на специальной плёнке. Такие объекты могут создаваться в процессе урока и демонстрировать развитие рассматриваемого явления.
Компакт-диск – электронный носитель аудио-, видео-, текстовой, графической информации, воспроизводимой с помощью специального устройства (лазерный проигрыватель, персональный компьютер и др.). Имеет преимущества перед традиционными аудио- и видеозаписями благодаря более качественному воспроизведению звука и изображения, лёгкости поиска информации на диске, возможности её передачи на другие источники.
Кинопроектор – средство оптической проекции. Предназначен для демонстрации кинофильмов. На занятиях по языку постепенно уступает своё место видеомагнитофону и компьютеру.
Видеомагнитофон – средство оптической проекции для записи телевизионных передач и демонстрации видеофильмов.
Компьютер – (то же, что ЭВМ), техническое средство. Предназначен для индивидуального использования с целью обработки информации путём выполнения задаваемых программой последовательных операций. На занятиях по языку учебные программы, записанные на дисках, предназначаются: а) для введения и активизации лексико-грамматического материала; б) для обучения видам речевой деятельности; в) для знакомства со страной изучаемого языка; г) для контроля уровня владения языком. В последние годы такие программы стали мультимедийными, т.е. синтезирующими звуковое сопровождение, видеоизображение и тексты, что позволяет активно использовать все виды наглядности в рамках одной программы. Также для работы с компьютером предназначены специальные компьютерные учебные курсы, ориентированные на возможности дистанционного обучения через Интернет.
Портативный текстовой сканер – (сканирующая ручка C-Рen) – при проведении ручкой по тексту он сохраняется внутри ручки в текстовом формате, совместимом с форматом текстов в персональном компьютере. При этом обеспечивается возможность считывать и сохранять печатные тексты благодаря имеющейся в ручке цифровой фотокамере. В комплекте с ручкой поставляется по выбору потребителя словарь, с помощью которого возможен перевод сканируемого текста.
Средства обучения относятся к базисным категориям методики. В их число входят различные материальные объекты, в том числе и специально создаваемые для учебных целей в качестве носителей информации и инструмента деятельности преподавателя и учащихся. Подразделяются на средства обучения, адресуемые преподавателю, учащимся, а также средства, в равной мере предназначенные как для обучения языку, так и для овладения языком (АВСО и ТСО).
В состав средств обучения для преподавателя входят образовательный стандарт, программы, создаваемые на основе стандарта, книга для преподавателя, методическая и справочная литература. Центральным компонентом системы средств обучения является учебник, содержащий языковой материал, тексты, комментарии к ним, образцы устной и письменной речи, подлежащие усвоению в ходе обучения и способствующие формированию коммуникативной компетенции. Учебник дополняется вспомогательными пособиями в виде вводно-фонетического курса, книги для чтения, пособия по развитию речи, словаря и т.д.
АВСО образуют систему пособий, рассчитанных на слуховое, зрительное и зрительно-слуховое восприятие, что позволяет такие пособия подразделять на фонограммы, видеограммы и видеофонограммы. На занятиях по языку АВСО играют исключительно важную роль, так как своим содержанием реализуют дидактический принцип наглядности и способствуют значительной оптимизации учебного процесса. За последние годы предпочтение стало отдаваться видеофонограммам в виде кинофильмов, видеофильмов, телефильмов, а также компьютерным программам, ориентированным на возможности дистанционного обучения, использование Интернета и компьютерных сетей.
В качестве источника демонстрации аудиовизуальных средств используется специальная аппаратура и технические приспособления (ТСО), подразделяемые на звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические и средства программированного обучения (СПО).
Средства обучения образуют типовой учебный комплекс, предназначенный для разных этапов обучения и ориентированный на разные контингенты учащихся. Обязательными компонентами комплекса являются учебник, книга для преподавателя, аудиовизуальное приложение. Все другие компоненты являются дополняющими учебник, и их содержание не должно выходить за рамки содержания учебной программы, положенной в основу учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные представления, как средство обучения английскому языку детей младшего школьного возраста
Обучение английскому языку на раннем этапе ведётся в нашей школе уже много лет. Практика и результаты показали, что это несёт положительную мотивацию к дальнейшему изучению и оказывает зна...
Инсценировка как средство обучения английскому языку младших школьников
Роль инсценировок в обучении иностранному языку младших школьников...
Мультимедийные информационные средства обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС
Информационные компьютерные технологии прочно вошли в процесс обучения. Компьютер успешно используется при изучении различных предметов, в том числе и английского языка. Практика показыва...
Чтение как цель и средство обучения английскому языку
Чтение – средство обучения, так как использование чтения для получения информации возможно при условии определённой сформированности механизмов чтения, овладения техникой чтения вслух и про себя, при ...
Статья :Интерактивный подход как средство обучения английскому языку в средней школе.
В данной статье рассматривается использование интерактивного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе наряду с традиционными формами работы, что служит дополнительной мо...
Мобильные средства обучения английскому языку
Данная презентация содержит скриншоты некоторых сайтовй и приложений, которые могут являться максимально эффективными в преподавании английского языка в начальном и среднем звене. Акцент сделан на моб...
Драматизация как средство обучения английскому языку на начальном этапе.
В данной методической работе раскрывается такое понятие, как драматизация на начальном этапе обучения английскому языку.В основе драматизации, как элементе театрального искусства, лежит именно игра, к...