Система средств обучения английскому языку.
статья по английскому языку по теме

Средства обучения в своей совокупности составляют содержание типового учебного комплекса (или учебно-методического комплекса), предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, компьютерных программ, видеофильмов. Другие компоненты комплекса призваны конкретизировать и дополнить содержание учебника – основного компонента комплекса, не выходя при этом за пределы зафиксированного в программе учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu_na_2009.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию на 2009-11 гг.

«Система средств обучения английскому языку».

                                        

Учитель английского языка: Касперчик Е.Е.                                                                        

Средства обучения – это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком.

Средства обучения относятся к базисным категориям методики. Они облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными.

В структурном отношении принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, а также аудиовизуальные и технические средства. Последние в одинаковой степени адресуются как преподавателю, так и учащимся.

     Средства обучения в своей совокупности составляют содержание типового учебного комплекса (или учебно-методического комплекса), предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, компьютерных программ, видеофильмов. Другие компоненты комплекса призваны конкретизировать и дополнить содержание учебника – основного компонента комплекса, не выходя при этом за пределы зафиксированного в программе учебного материала.

Представление о содержании и структуре системы «Средства обучения» даёт таблица №1:

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

Для преподавателя

Для учащихся

Аудиовизуальные

Технические

Образовательный стандарт

Программа по английскому языку

Книга для преподавателя

Справочная и научная литература

Методическая литература

Учебник (книга для учащихся)

Книга для чтения (хрестоматия)

Пособие по развитию речи

Сборник упражнений

Справочник по английскому языку

Словарь

Фонограммы

Видеограммы

Видеофонограммы

Звукотехнические

Светотехнические

Звукосветотехнические

Средства компьютерного обеспечения

                                                                   

Такие средства призваны обеспечить организацию и успешное проведение занятий по языку, а также способствовать повышению профессионального уровня преподавателя.

Рассмотрим более подробно каждый из пунктов в структуре системы средств обучения языку.

Средства обучения для преподавателя:

  1. Образовательный стандарт по английскому языку.

Это документ, являющийся лингвометодическим описанием целей и содержания изучения иностранного языка в рамках определённого профиля обучения – дошкольного, школьного, подготовительного (предвузовского), вузовского (филологического – нефилологического), послевузовского, курсового.

Применительно к предмету «Английский язык» образовательный стандарт – это минимум содержания по данной дисциплине, усвоение которого позволяет учащимся получить среднее образование и продолжить обучение в высшей школе. На основе образовательных стандартов разрабатываются программы обучения, учебники и учебные пособия.

Образовательный стандарт по английскому языку содержит лингводидактическое описание:

конечных целей обучения, достигаемых в результате обучения в пределах разных сертификационных уровней;

содержания обучения в виде знаний, навыков и умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;

тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовать свои коммуникативные намерения;

образцов тестов для определения достигнутого уровня владения языком.

  1. Программа по английскому языку.    

    Является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе образовательного стандарта и уточняющим его содержание применительно к конкретным условиям обучения.

 В программе даётся перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведённое для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отводится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком.

3. Книга для преподавателя.

Содержит методический комментарий к учебнику в целом и отдельным его компонентам. Осуществляя функцию управления обучающей деятельностью преподавателя, материалы «Книги для преподавателя» рекомендуют приёмы и формы работы, способы организации педагогического процесса и тем самым в известной мере способствуют повышению общего уровня преподавания, методической грамотности педагога.

Книга особенно полезна для начинающего учителя. При выборе приёмов работы с книгой преподаватель имеет возможность творчески подходить к рекомендациям её авторов, следуя при этом общим методическим установкам, на которых базируется концепция книги.  

4. Справочная и научная литература.

Содержит сведения о самом предмете обучения английскому языку и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать такие знания на занятиях по практике языка. Сведения о предмете обучения можно найти в ставших классическими работах известных филологов.

5. Методическая литература.

Знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания. В первую очередь преподаватель должен познакомиться с материалом общих, частных и специальных методик, раскрывающих как общие закономерности обучения иностранному языку, так и поясняющие специфические особенности овладения конкретным языком в конкретных условиях обучения. Примером могут служить публикации в журнале «Иностранные языки в школе», характеризующие современное состояние науки о языке и его преподавании.

Средства обучения для учащихся:

1. Учебник.

  Является основным средством обучения. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, знакомство с которыми способствует приобретению знаний и формированию речевых навыков и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком в различных (или избранных) сферах деятельности.

В содержательном плане учебник включает следующие компоненты:

фонетический материал – знакомит со звуками, ритмикой, интонацией;

лексический материал – представлен в учебнике лексическим минимумом,                который вводится тематически с учётом сферы общения;

грамматический материал – в современных учебниках представлен моделями предложений, речевыми образцами и правилами употребления материала в речи;

социокультурный материал – включает сведения о странах изучаемого языка в сопоставлении с национальными особенностями изучаемого английского языка и культуры;

тексты – представляют в учебнике разные сферы общения: бытовую, учебно-производственную, общественно-политическую, художественную; на начальном этапе тексты адаптируются, на продвинутом – даются в оригинале;

  комментарий к текстам – носит лексико-грамматический и страноведческий характер, может быть как на родном, так и на английском языке;

упражнения – предназначены для закрепления, активизации учебного материала и организации контроля за качеством его усвоения, бывают языковые, речевые и условно-речевые;

словарь – представлен поурочными списками слов и в виде приложения к учебнику;

наглядность – широко используется в виде рисунков, репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (схемы, таблицы).

 

2. Словари.

 Относятся к ведущим средствам овладения иностранным языком. Изучающему

язык нужны словари трёх типов: двуязычные, одноязычные (толковые), специальные.

          Двуязычные словари – с них начинается знакомство с языком. Школьники обычно пользуются словарями, которые привлекают своим небольшим объёмом, но имеют существенный недостаток: в них даётся лишь основное значение слова и исключаются второстепенные значения, что затрудняет поиск нужного слова и его перевод. Поэтому изучающему язык полезно как можно раньше переходить на работу с возможно более полными двуязычными словарями. Однако слабым местом таких словарей являются частые несовпадения значений слова в двух языках. По этой причине наиболее точное представление о смысловой структуре и употреблении иноязычных слов можно получить только из толковых словарей изучаемого языка.

Толковые словари – ориентированы прежде всего на объяснение значения слова, а не на его употребление. Например Webster’s 4th New International Dictionary, или The Concise Oxford Dictionary of Current English. Если же изучающего язык интересует употребление слова, то следует обращаться к таким словарям, как The Oxford Advanced Learner’s Dictionary, The Longman Dictionary of Contemporary English. Исключительно полезны для изучающих язык словари, в которых объясняются не только значения слов, но и культурно-исторические реалии из жизни носителей языка (имена собственные, названия книг, фильмов, картин и др.). Одним из лучших словарей такого рода является The Longman Dictionary of English Language and Culture.  

Специальные словари – к их числу относятся синонимические и идиографические словари. Лучшим зарубежным словарём синонимов английского языка считается Webster’s New Dictionary of Synonims, снабжённый, кроме подробных разъяснений, многочисленными примерами. Исключительно полезны также фразеологические словари, например «Англо-русский фразеологический словарь» А.В. Кунина (3-е изд., 1967).  

  1. Аудиовизуальные средства обучения (АВСО).

Под аудиовизуальными средствами обучения подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключённой в них информации. С учётом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы).

Перечисленные средства обучения могут быть учебными, т.е. содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером и др.), и неучебными, привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися. На занятиях используются также естественные средства массовой информации, включаемые в учебный процесс (например телепередачи).

АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий. Представление о современных АВСО даёт таблица №2:

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Фонограммы

Видеограммы

Видеофонограммы

Грамзапись

Магнитозапись

Радиопередачи

Натуральные: предметы, действия

Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, географические карты

Графические: таблицы, схемы

Кинофильмы

Видеофильмы

Телепередачи

Компьютерные программы

Фонограммы – относятся к аудитивным средствам обучения, предназначенным для слухового восприятия с помощью специальной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитофон, проигрыватель, плейер для компакт-дисков, радиоприёмник и др.). Рекомендуется использовать фонограммы с первых занятий по языку. Оптимальным условием для работы с фонограммой считается использование лингафонного кабинета (такие кабинеты в зависимости от их технических возможностей и решаемых методических задач получили названия аудиопассивных, аудиоактивных, аудиокомпаративных).

На начальном этапе фономатериалы используются для формирования речевых навыков (фонетических, лексических, грамматических) и развития речевых умений в результате интенсивного прослушивания образцов речи и воспроизведения прослушанного с различной целевой установкой.

 На продвинутом этапе фонограммы используются для комплексного развития речевых навыков и умений на материале текстов, характерных для избранного профиля обучения. Прослушиванию предшествует задание на сжатый (подробный) пересказ прослушанного, составление плана текста, его письменное изложение и др.

Видеограммы – вид аудиовизуального средства обучения, предназначенный для зрительного восприятия печатного текста либо изображения в виде рисунка, фотографии, таблицы, схемы и др. Видеограммы в зависимости от конкретности (абстрактности) зрительного образа подразделяются на натуральные, художественно-изобразительные, графические. Они широко используются на всех этапах обучения в качестве эффективного средства семантизации языкового материала, его закрепления и ознакомления учащихся со страной и культурой изучаемого языка. Видеограммы могут быть статичными и динамичными, не нуждающимися в специальном экране и экранными (требуется экран и специальные проекторы для демонстрации пособия). Видеограммы относятся к числу наиболее популярных средств наглядности благодаря яркости и выразительности зрительного ряда, его доступности для восприятия.

На занятиях по фонетике видеограммы используют для постановки звуков с опорой на зрительный образ, демонстрирующий положение органов речи при артикуляции звука. Особую ценность представляют таблицы, показывающие расхождения в артикуляции сходных звуков в разных языках.

На занятиях по лексике видеограммы служат источником семантизации значения иноязычного слова беспереводным способом и его автоматизации с опорой на рисунок.

На занятиях по грамматике видеограммы используются для семантизации материала на уровне грамматической формы и его закрепления с опорой на зрительный образ. С помощью рисунков, помещённых в учебнике и выполняемых учителем с помощью мела на классной доске, можно объяснить значение большинства грамматических явлений изучаемого языка.

Однако наиболее широкое применение видеограммы находят на занятиях по развитию речи, где они используются в качестве источника воссоздания ситуации общения и стимула для построения высказывания с опорой на зрительный образ.

Видеофонограммы – пособия этой группы рассчитаны на одновременное зрительное и слуховое восприятие учебного материала. К ним относятся кино-, теле- и видеофильмы, а также видеограммы со звуковым сопровождением (например слайдфильмы). Благодаря эмоциональному воздействию изображения создаётся эффект соучастия, возникает желание предвосхитить и продолжить реплику персонажа. Реактивность, т.е. желание реагировать на речевое действие вместе с героем фильма (вместо него), является ценным качеством средств наглядности при обучении речевому общению.  

  1. Технические средства обучения (ТСО).

ТСО – это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом её усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений. Если система АВСО индивидуальна,  т.е. предназначена для работы с конкретным учебным комплексом, и рассчитана на определённый контингент учащихся, то система ТСО в значительной мере универсальна и пригодна для применения при различных формах и видах обучения.

ТСО принято подразделять на следующие группы средств: звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические, средства программированного обучения.

Представление о системе современных ТСО даёт таблица №3:

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Звукотехнические

Светотехнические

Звукосветотехнические

Средства программированного обучения

Магнитофон

Кассетный плейер

Радиоприёмник

Проигрыватель грампластинок,

компакт-дисков (CD, CD-ROM)

Магнитола  

Мобильный телефон

Диктофон

Диапроектор

Фильмоскоп

Эпипроектор

Фотоаппарат

Цифровая фотокамера

Кодоскоп

Портативный текстовой сканер (сканирующая ручка C-Pen)

Кинопроектор

Оборудование для домашнего кинотеатра

Видеомагнитофон

Видеокамера

Телевизор

Электронный переводчик

DVD-плейер

Компьютер

CD-ROM

Ноутбук

Микрокомпьютер

Магнитофон – предназначен для записи и воспроизведения звука. Бывает стационарным (устанавливается в студиях звукозаписи и лингафонных кабинетах) и переносным. Конструкция позволяет учащемуся прослушать образцовый текст, записать свой голос на плёнку, сравнить запись с образцовой, произвести коррекцию ответа. Является незаменимым средством обучения при постановке и коррекции произношения, формировании речевых навыков, развитии умений аудирования и говорения.

Фильмоскоп – аппарат оптической проекции. Предназначен для просмотра диафильмов и слайдов.

Эпипроектор – светотехническое средство, аппарат статической проекции. Предназначен для демонстрации на экране непрозрачных объектов – текстов, иллюстраций, фотографий и т.д.

Кодоскоп – светотехническое средство, аппарат статической проекции. Предназначен  для демонстрации на экране прозрачных объектов – изображений, выполненных на специальной плёнке. Такие объекты могут создаваться в процессе урока и демонстрировать развитие рассматриваемого явления.

Компакт-диск – электронный носитель аудио-, видео-, текстовой, графической информации, воспроизводимой с помощью специального устройства (лазерный проигрыватель, персональный компьютер и др.). Имеет преимущества перед традиционными аудио- и видеозаписями благодаря более качественному воспроизведению звука и изображения, лёгкости поиска информации на диске, возможности её передачи на другие источники.

Кинопроектор – средство оптической проекции. Предназначен для демонстрации кинофильмов. На занятиях по языку постепенно уступает своё место видеомагнитофону и компьютеру.

Видеомагнитофон – средство оптической проекции для записи телевизионных передач и демонстрации видеофильмов.

Компьютер – (то же, что ЭВМ), техническое средство. Предназначен для индивидуального использования с целью обработки информации путём выполнения задаваемых программой последовательных операций. На занятиях по языку учебные программы, записанные на дисках, предназначаются: а) для введения и активизации лексико-грамматического материала; б) для обучения видам речевой деятельности; в) для знакомства со страной изучаемого языка; г) для контроля уровня владения языком. В последние годы такие программы стали мультимедийными, т.е. синтезирующими звуковое сопровождение, видеоизображение и тексты, что позволяет активно использовать все виды наглядности в рамках одной программы. Также для работы с компьютером предназначены специальные компьютерные учебные курсы, ориентированные на возможности дистанционного обучения через Интернет.

Портативный текстовой сканер – (сканирующая ручка C-Рen) – при проведении ручкой по тексту он сохраняется внутри ручки в текстовом формате, совместимом с форматом текстов в персональном компьютере. При этом обеспечивается возможность считывать и сохранять печатные тексты благодаря имеющейся в ручке цифровой фотокамере. В комплекте с ручкой поставляется по выбору потребителя словарь, с помощью которого возможен перевод сканируемого текста.

   

Средства обучения относятся к базисным категориям методики. В их число входят различные материальные объекты, в том числе и специально создаваемые для учебных целей в качестве носителей информации и инструмента деятельности преподавателя и учащихся. Подразделяются на средства обучения, адресуемые преподавателю, учащимся, а также средства, в равной мере предназначенные как для обучения языку, так и для овладения языком (АВСО и ТСО).

В состав средств обучения для преподавателя входят образовательный стандарт, программы, создаваемые на основе стандарта, книга для преподавателя, методическая и справочная литература. Центральным компонентом системы средств обучения является учебник, содержащий языковой материал, тексты, комментарии к ним, образцы устной и письменной речи, подлежащие усвоению в ходе обучения и способствующие формированию коммуникативной компетенции. Учебник дополняется вспомогательными пособиями в виде вводно-фонетического курса, книги для чтения, пособия по развитию речи, словаря и т.д.

АВСО образуют систему пособий, рассчитанных на слуховое, зрительное и зрительно-слуховое восприятие, что позволяет такие пособия подразделять на фонограммы, видеограммы и видеофонограммы. На занятиях по языку АВСО играют исключительно важную роль, так как своим содержанием реализуют дидактический принцип наглядности и способствуют значительной оптимизации учебного процесса. За последние годы предпочтение стало отдаваться видеофонограммам в виде кинофильмов, видеофильмов, телефильмов, а также компьютерным программам, ориентированным на возможности дистанционного обучения, использование Интернета и компьютерных сетей.

В качестве источника демонстрации аудиовизуальных средств используется специальная аппаратура и технические приспособления (ТСО), подразделяемые на звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические и средства программированного обучения (СПО).

Средства обучения образуют типовой учебный комплекс, предназначенный для разных этапов обучения и ориентированный на разные контингенты учащихся. Обязательными компонентами комплекса являются учебник, книга для преподавателя, аудиовизуальное приложение. Все другие компоненты являются дополняющими учебник, и их содержание не должно выходить за рамки содержания учебной программы, положенной в основу учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные представления, как средство обучения английскому языку детей младшего школьного возраста

Обучение английскому языку на раннем этапе ведётся в нашей школе уже  много лет. Практика и результаты показали, что это несёт положительную мотивацию к дальнейшему изучению и оказывает  зна...

Инсценировка как средство обучения английскому языку младших школьников

Роль инсценировок в обучении иностранному языку младших школьников...

Мультимедийные информационные средства обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС

Информационные компьютерные технологии прочно вошли в процесс обучения. Компьютер успешно используется при изучении различных предметов, в том числе и английского языка. Практика показыва...

Чтение как цель и средство обучения английскому языку

Чтение – средство обучения, так как использование чтения для получения информации возможно при условии определённой сформированности механизмов чтения, овладения техникой чтения вслух и про себя, при ...

Статья :Интерактивный подход как средство обучения английскому языку в средней школе.

В данной статье рассматривается использование интерактивного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе наряду с традиционными формами работы, что служит дополнительной мо...

Мобильные средства обучения английскому языку

Данная презентация содержит скриншоты некоторых сайтовй и приложений, которые могут являться максимально эффективными в преподавании английского языка в начальном и среднем звене. Акцент сделан на моб...

Драматизация как средство обучения английскому языку на начальном этапе.

В данной методической работе раскрывается такое понятие, как драматизация на начальном этапе обучения английскому языку.В основе драматизации, как элементе театрального искусства, лежит именно игра, к...