Технология проблемного обучения
статья по английскому языку по теме
Технология проблемного обучения (Из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябова Т.В.
учитель английского языка
Технология проблемного обучения
Я преподаю английский язык 8 лет и могу сказать, что ключ к успеху для большинства учеников – это, бесспорно, мотивация.
Когда ко мне приходят дети на первый урок, первый вопрос, который я им задаю – “Зачем вам нужно изучать английский язык?». Задумайтесь над этим вопросом, пожалуйста, а я представлю причины для изучения иностранных языков, в частности английского языка. Как правило, взрослые, ставят себе конкретные цели и так
- это дополнительный шанс в жизни, чтобы стать успешным и счастливым;
- возможность общаться с иностранцами на их родном языке и найти много новых друзей;
- помощь в получении новой работы;
- возможность больше путешествовать по миру и знакомиться с другими культурами и людьми;
- возможность поступить в зарубежный вуз и учиться за границей;
- Неважно сколько вам лет. Вы можете изучать иностранные языки, т.к. это предотвращает старение головного мозга, по мнению немецких ученых и сокращает на 70% вероятность того, что вы заболеете старческим слабоумием.
Даже так!
Обучение иностранным языкам в новой России рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.
Одна из часто встречающихся проблем при обучении ИЯ заключается в том, что ученики умеют читать, переводить, знают грамматический материал, но при этом не могут говорить на английском языке. В то время как наша цель – научиться разговаривать. А что значит научить разговаривать?
Это выражать свои мысли вслух, в том числе и на иностранном языке. В своей практике я сталкиваюсь с проблемой, когда дети машинально заучивают слова, словосочетания, даже тексты, не задумываясь об их значении. Рассказали сообщение как скороговорку и ждут пятерки, если случайно сбились, пытаются начать все сначала.
Отсюда я стараюсь «приблизить» учебный процесс к условиям управляемого овладения детьми языком в естественной языковой ситуации, стремлюсь расширить «границы» учебного времени и увеличить объем практического использования изучаемого языка как средства общения, «выйти» за пределы класса (организация праздников, постановка спектаклей, переписка с зарубежными сверстниками, просмотр мультфильмов); поддерживать интерес учащихся к ИЯ за счет включения процесса овладения ИЯ в контекст игровой и познавательной деятельности, позволяющих создать естественные мотивы общения.
Иностранный язык - крепость, которую следует штурмовать со всех сторон.
1 блок - Ключ к успеху для большинства учеников – это, бесспорно, мотивация.
С целью выявления учебных интересов, наличия или отсутствия познавательных мотивов ежегодно 2 раза в год я провожу диагностика по методике «Составление расписания на неделю» С. Я. Рубинштейна.
Мониторинг выявления учебных интересов обучающихся
(2012-2013 уч.г.)
Стабильные положительные результаты обучения достигаются благодаря использованию современных образовательных технологий. Интерес к учебной деятельности можно проследить по участию обучающихся в различных интеллектуальных конкурсах. С целью привлечения внимания ребят к учебному предмету ведется внеурочная работа по научно-познавательному направлению «Английский с удовольствием», факультативная работа «Грамматика английского языка».
2 блок Секрет успеха - постоянное самосовершенствование учителя.
3 блок Благоприятный психологический климат на уроке
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
4 блок Современные педагогические технологии
Научно-технический прогресс, новое содержание и новые формы труда требуют внедрения новых приемов и методов обучения, которые создавали бы наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения учащимися знаний, развития их мышления, формирования у них познавательного отношения к действительности и навыков самообучения и самообразования.
Чему способствует системно-деятельностный подход, в частности технология проблемно обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Для чего же нужен проблемный диалог? И что же он даст каждому отдельному звену в цепочке процесса образования?
для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками
для учителя - ключ к успеху и творчеству
для ученика - интересный и понятный урок
Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей.
Проблемные ситуации, используемые в целях обучения, должны иметь обучающий характер.
Проблемное обучение преследует две цели:
1. Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений, навыков.
2. Достигнуть высокого уровня умственного развития учащихся.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Обучающая деятельность учащихся в процессе переноса ранее ситуаций при выполнении все новых и новых заданий, сопровождаемая интеллектуальным удовлетворением от преодоления трудностей и иллюзией полной самостоятельности в «открытиях», все это благоприятно влияет на становление личности: формируются устойчивые познавательные интересы и мотивы учебной деятельности, вырабатывается творческое отношение к учебному материалу.
Проблемный подход при обучении английскому языку может осуществляться по всем видам речевой деятельности (устной речи, чтении, письму). На каждом этом этапе может использоваться система упражнений, в основе которой заложена проблемная ситуация. При выполнении этих упражнений огромную роль играет зрительная и слуховая наглядность, которая позволяет разнообразить варианты проблемных ситуаций.
Так, например, при обучении диалогической речи по теме: «Расскажи о себе», построенные по «модели коммуникативной ситуации».
Весь цикл обучения диалогической речи по этой модели содержит пять этапов:
1. Предъявление модели
2. Контроль понимания
3. Подготовка к воспроизведению диалога
4. Полусвободное говорение
5. Свободное говорение, то есть самостоятельное высказывание в объеме лексико-грамматического материала по этим темам.
Задача первого этапа — показать учащимся, о чем они будут говорить в связи с данной ситуацией, и добиться понимания речи преподавателя.
Целью работы на втором этапе является проверка понимания содержания диалога действующих лиц. На четвертом этапе при сохранении аналогичной ситуации, вносятся некоторые изменения. Так, например, в микродиалоге «Расскажи о себе»
— What is your name?
— My name is Nick..
— How old are you?
— I am 8.
— Can you sing and dance?
- Yes, I can.
Ученики заменяют лексику, обозначающую личную информацию (имя, возраст), глаголы движения. Пятый этап — завершающий. Это свободное говорение. Ученики ведут беседу друг с другом уже о себе.
Для выполнения упражнений с использованием модели коммуникативной ситуации необходимо соблюдать следующие условия:
• во-первых, учащиеся должны быть подготовлены к этой работе, то есть они должны уметь реализовать уже известные им речевые образцы и лексические единицы в данном диалоге (получить настрой);
• во-вторых, учитель сам должен заранее подготовить необходимые наглядный материал. Так, например, при работе с диалогом по теме «За столом» нужно иметь соответствующую наглядность, я стараюсь создать ситуацию близкую к реальности, мы накрываем стол, используя макеты продуктов, столовых приборов, что помогает полностью погрузить детей в данную ситуацию общения.
При выполнении ситуативно-коммуникативных упражнений (4-й этап) могут быть использованы и элементы программированного обучения.
Каждая пара учеников получает индивидуальные задания. На карточках участников диалога имеются вопросы и предполагаемые ответы с правильно размеченной интонацией. Вот пример такой карточки:
A talk with a novice.
1.Would you like some tea? | 1. Yes, please. |
2. Here you are. | 2. Thank you. May I have some jam, please? |
3.Of course. Help yourself! | 3. Thank you! |
4.You are welcome! |
Использование заданий проблемного характера возможно также и при обучении монологической речи.
Так при изучении темы «Мой город» каждый учащийся получает карточку с заданием, например: 1. Посмотрите на картину. Опишите свой родной город. Употребите данные слова и выражения.
При обучении монологической речи возможны проблемные ситуации не только с опорой на картинку, но и на текст. Например, дается задание:
1. Подобрать предложения, соответствующие содержанию картинки;
2. Прочитать текст и составить рассказ по картинкам к тексту;
3. Выбрать какой-либо персонаж, изображенный на картинке и рассказать о нем;
4. Рассказать о своей будущей работе на основе текста, в котором описывается деятельность ученого, художника и так далее.
Эти задания можно использовать в основном, при работе с текстами домашнего чтения.
Используем мы и ситуации вербального (словесного) характера. Например, по теме «Наша школа»:
1. Ты пришел в школу Мистера Гринвуда и встретил его учеников. О чем бы ты хотел поговорить с ними?
2. К нам в класс пришел новый ученик расскажите ему о школе, классе, занятиях, досуге школьников.
3. Расскажите в письме о том, как вы проводите в техникуме свободное от занятий время (кружки, художественная самодеятельность, библиотека и так далее).
Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
Результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психологические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется в любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...