Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Данный материал является докладом с презентацией по теме "Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка"
В статье раскрываются технологии и методики, используемые на уроке актуализации знании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualizatsiya_znaniy.docx | 23.57 КБ |
aktualizatsiya_znaniy.ppt | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Орехова Людмила Владимировна,
учитель ГБОУ гимназии 1595
Выступление-доклад
Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка
У древних римлян была пословица Repetitio est mater studiorum, что в переводе на русский означает Повторение – мать учения. Для некоторых учителей слово повторение стало синонимом слова актуализация. Разберемся так ли это.
Что же современная педагогика и методика понимает под словом актуализация? Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам2009дает следующее определение «Действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении; характеризуется различной степенью трудности или легкости в зависимости от уровня сохранения или забывания извлекаемого материала.»
Из данного определения можно сделать вывод, что актуализация это совсем не повторение.
Как отмечает Махмутов Мирза Исмаилович - один из основателей проблемного обучения в России - значение самого слова "актуализация" говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура).
В методике обучения иностранным языкам принято говорить об актуализации:
1. как о форме организации обучения, то есть о типе урока;
2. как об этапе организации работы на уроке, то есть об элементе урока
На этапе актуализации знаний в ходе комбинированного урока или любого другого типа урока, учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Всё это необходимо для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема.
Приведу пример создания проблемной ситуации на этапе актуализации знаний: После повторения способа образования и употребления времен the Past Simple и the Past Continuous, ученикам даётся следующее задание на самостоятельное выявление различий употребления этих времен:
Read and compare:
(Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past Simple, а в каких the Past Continuous)
The Past Simple | The Past Continuous |
He played tennis yesterday. | He was playing tennis at 4 o'clock yesterday. |
He read this book 3 weeks ago. | When I came he was reading a book. |
Случаи употребления времен можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности.
Говоря о уроке актуализации знаний, можно выделить следующую структуру* урока актуализации знаний и умений:
- организационный этап;
- проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;
- постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся;
- применение ранее полученный знаний и умений в выполнении различного рода заданий;
- формулирование выводов по изученному материалу;
- информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
- рефлексия (подведение итогов занятия).
* Этапы урока варьируются в зависимости от цели и задач урока.
Мне как учителю английского языка близки следующие технологии и методики, используемые на уроке актуализации знании:
- информационные технологии, в том числе Интернет-ресурсы;
- игры, в том числе ролевые игры;
- метод проектов;
- on-line обучение;
- кейс-технологии;
- интерактивные технологии;
- технологии сотрудничества;
- развивающие технологии;
- технология развития критического мышления.
Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.
Online-обучение (Лингва Лео, мультимедийные приложения к умк, Macmillanpractice online) позволяет при минимальных затратах времени работать с каждым желающим учеником по индивидуальному плану, работа на языковых образовательных сайтах и порталах делает сам процесс обучения разнообразным и открывает доступ к различным источникам информации. К сожалению, не получается применять этот метод в классе, только в качестве заданий на дом, с последующим контролем.
Широкие возможности для активизации учебного процесса и актуализации полученных знаний дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением интереса к предмету. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.
Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Я применяю данный метод при подготовке к части С2 единого государственного экзамена.
Учащимся дается примерное задание эссе «Подросткам необходимо давать карманные деньги». Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте»
После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся в классе на пары.
После работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.
Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.
Анонимное голосование, выбор победителя спора.
Кейс-метод - это актуализация абсолютно всех навыков и умений, четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота (недостаток времени), а также развивать стратегическое мышление. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация.
Интерактивность не просто воссоздаёт реальные жизненные ситуации, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью, опросники.
Технология сотрудничества
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 –4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Совместная работа сильных и слабых учеников оказывает благотворное влияние и на тех, и на других.
Развивающие технологии
Иностранный язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки: одну — за оформление, вторую — за материал на английском языке. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в Москве и рассказать о нем на английском языке.
К такой работе можно отнести составление кроссвордов, чайнвордов, художественный перевод стихотворений, конкурс поздравлений и открыток, стенгазеты и т.д.
Технология развития критического мышления:
На стадии вызова происходит актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по какой–либо теме, пробуждение интереса к этой теме. Они обнаруживают и осознают недостаточность имеющихся у них знаний. Важно побудить учащихся к активной деятельности.
Стадия осмысления предусматривает активное получение и осмысление новой информации, а также ее соотнесение с собственными знаниями. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез имеющейся информации и новой.
Завершающим этапом становиться стадия рефлексии, главная задача которой заключается в том, чтобы вывести знания на уровень понимания и применения.
Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции.
Приемы и стратегии
Кластеры - («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала.
Концептуальное колесо. Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.
«Тонкие» и «толстые» вопросы. Таблица «тонких» - требующие простого односложного ответа и «толстых» - требующие подробного, развернутого ответа вопросов.
Синквейны - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний»
Стратегия РАФТ (в переводе raft – «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название представляет собой сокращение: Роль Аудитория Форма Тема
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
В заключении хотелось бы сказать, что использование как новых технологий и методик, так и традиционных (например – опрос для актуализации) в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....
Использование ИКТ при контроле знаний учащихся на уроках английского языка
Уникальные возможности в повышении эффективности работы учителя и совершенствовании контроля знаний учащихся на уроке английского языка предоставляют информационные технологии и комп...
Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"
Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя на уроке английского языка...
Знакомство и использование интерактивного сервиса Kahoot как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся на уроках английского языка.
Один из примеров использования новых информационных технологии - платформа Kahoot, применение которой помогает использовать электронные ресурсы для диагностики знаний учащихся на уроках...
«Использование мобильного приложения Quizlet для актуализации лексического материала на уроках английского языка обучающихся 5-х классов»
Приложение Quizlet позволяет создавать наборы карточек – модули на различные темы и по любым предметам. Модули для изучения английского языка представляют собой карточки со словами и их переводо...
Статья Проблемная ситуация как способ актуализации знаний учащихся на уроке русского языка
В данной статье приводится опыт использования методического приема "проблемная ситуация" на уроках в разных классах....