Статья Проблемная ситуация как способ актуализации знаний учащихся на уроке русского языка
статья по русскому языку
В данной статье приводится опыт использования методического приема "проблемная ситуация" на уроках в разных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnaya_situatsiya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемная ситуация
как способ актуализации знаний учащихся на уроке русского языка
Актуализация знаний — один из этапов современного урока, на котором активизируются уже имеющиеся опорные знания, умения и навыки учащихся, необходимые для «открытия» нового знания, и осуществляется выход на познавательное затруднение, которое и должно послужить толчком к изучению нового.
Данный этап длится 5-7 минут и представляет собой ряд заданий, выполнение которых подводит учащихся к вопросам, предстоящим изучить на уроке.
Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие:
- моделирование учебно-проблемной ситуации;
- формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке;
- планирование учебной деятельности на урок, самоанализ и самоконтроль.
В своем выступлении хочу остановиться на первой части этапа актуализации знаний – создании проблемной ситуации.
Задача проблемной ситуации – привести ученика к затруднению, к осознанию того, что ему недостаточно имеющихся на данный момент знаний. При этом очень важно, чтобы «знание о незнании» воспринималось детьми как ценность данного урока, их личная необходимость и становилась стимулом для дальнейшего освоения его содержания.
В основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание или ответить на вопрос учителя и невозможностью этого сделать по причине недостатка знаний. Вывод учащихся из проблемной ситуации сопровождается диалогом, побуждающим детей к осознанию этого противоречия и формулированию темы урока.
Приведу несколько примеров создания проблемной ситуации, которые я успешно использовала на уроках русского языка на этапе актуализации знаний.
Урок в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения».
Задание учащимся:
- Прочитайте отрывок из стихотворения и найдите в нем определения.
Никто солдату не ответил.
Никто его не повстречал.
И только теплый летний вечер
Траву могильную качал. М.Исаковский
- Укажите, к каким словам относятся данные определения, на какие вопросы отвечают.
- Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову? (Однородные члены предложения)
- Подходят ли слова «теплый», «летний» под определение однородных членов предложения? (Подходят).
- Тогда почему между ними не стоит запятая? (Затрудняются ответить).
В ходе данного диалога учащиеся приходят к выводу, что изученное ранее понятие «однородные члены предложения» не подходит для рассматриваемых слов, что вызывает удивление и подводит учащихся к пониманию того, что не все определения могут быть однородными. Далее формулируется тема урока «Однородные и неоднородные определения».
Урок в 5 классе «Чередование гласных в корнях –кас-/-кос-».
На доске записаны слова: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться
Ребятам даю задание выделить в этих словах корни. Они выполняют задание и обнаруживают, что в одних случаях в корне пишется буква «а», в других - буква «о». Далее организую диалог:
- Что вас удивило?
- Корень один, а написания разные.
- Какой у вас возникает вопрос?
- Когда в корне пишем «а», когда – «о»?
- Значит, какова будет тема урока?
Так подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы.
Урок в 6 классе по теме «Деепричастие как часть речи».
На этапе актуализации знаний учащимся даю задание определить, какой частью речи является выделенное слово в предложении «Девочка, подпрыгнув, поймала мяч» и обосновать свой ответ:
Так как учащиеся не знакомы с деепричастием, они могут дать разные ответы:
- Это глагол, потому что обозначает действие.
- Это наречие, потому что можно задать вопрос «как»?
Далее предлагаю учащимся на основании знания морфологических признаков глагола и наречия проверить, является ли это слово глаголом, затем – является ли оно наречием.
В ходе этой работы учащиеся приходят к выводу, что это совсем новая часть речи. Формулируем тему урока.
Урок в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»
Предлагаю учащимся отрывки из стихотворений А. С. Пушкина. Они должны определить, к какой части речи относятся подчеркнутые слова и объяснить, почему:
1) Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка…
2) И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь…
3) -Эй, пошёл, ямщик. – Нет мочи,
Коням, барин, тяжело…
В каждом отрывке подчёркнуто слово «тяжело». Учащиеся сразу скажут, что в первом отрывке это краткое прилагательное среднего рода, во втором – наречие. Так как они ничего не знают о словах категории состояния, то скажут, что в третьем предложении – наречие, а некоторые ответят, что это краткое прилагательное. Указываю на ошибочность ответа. Возникает затруднение, то есть ситуация «разрыва» между знанием и незнанием. Дети сами фиксируют затруднение. С помощью побуждающего диалога подвожу учащихся к осознанию того, что это новая часть речи, с которой им сегодня предстоит познакомиться, и называю тему урока.
В 5 классе после изучения темы «Буквы о – а в корне –лаг-/-лож-» следует тема «Буквы о – а в корне -раст-/-рос-».
На этапе актуализации знаний учащимся даю такое задание:
Сл…гаемое, р…стение, предп…ложение, выр…сла, изл…жение, выр…щенный, пол…гать.
Нужно, вставив пропущенные буквы, расположить слова в два столбика: в первом столбике - слова с корнем –лаг-/-лож-, во втором – остальные слова. Учащиеся выполняют задание. Далее проверяю результат выполнения и провожу беседу по вопросам:
- С какими словами вам легче было работать? (Со словами из первого столбика).
- Почему? (Знаем правило правописания данных корней).
- Какое правило вы применили?
- Что у вас вызвало затруднение? (Правописание слов из второго столбика)
- Что мы можем сказать об этих словах? (У них одинаковый корень, в котором тоже пишется то буква «а», то буква «о»)
- Да, у этих слов один и тот же корень, где чередуется «о» и «а», но применимо ли здесь правило, относящееся к корню –лаг-/-лож-? (Нет)
- Значит, над чем мы будем сегодня работать на уроке? (Учащиеся формулируют тему).
В 6 классе при изучении темы «Устаревшие слова» на этапе актуализации знаний ученикам даю задание объяснить значение данных слов:
Ендова, секира, жбан, ветрило
Учащиеся затрудняются выполнить задание. Тогда показываю картинки с изображением этих предметов и провожу беседу:
- Почему нам трудно было определить значение этих слов? (Потому что эти слова сейчас не используют в речи)
- Почему их не употребляют в речи? (Некоторыми предметами, которые эти слова называют, уже не пользуются, некоторые по-другому называют)
- Когда ими пользовались? (В старину)
- Значит, о каких словах мы будем говорить на уроке?
Формулируется тема урока.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть значимость этапа актуализации знаний. На мой взгляд, он помогает решить очень важную задачу современного образования – формирование универсальных учебных действий. Он позволяет осуществить системно-деятельностный подход, который лежит в основе современного обучения. И наконец, данный этап способствует мотивации ребенка к познанию окружающего мира, демонстрирует ему, что школьные знания – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...
Система учета знаний учащихся на уроках русского языка
Система учёта знаний на уроках русского языка и литературы...
Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка
Данный материал является докладом с презентацией по теме "Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка"В статье раскрываются технологии и методики, используемые на уроке актуализации знани...
Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы
Данный материал рассказывает об использовании учителем тестов на уроках русского языка и литературы...