Статья Проблемная ситуация как способ актуализации знаний учащихся на уроке русского языка
статья по русскому языку

В данной статье приводится опыт использования методического приема "проблемная ситуация" на уроках в разных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_situatsiya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная ситуация

как способ актуализации знаний учащихся на уроке русского языка

      Актуализация знаний — один из  этапов современного урока, на котором активизируются уже имеющиеся опорные знания, умения и навыки  учащихся, необходимые для «открытия» нового знания, и осуществляется выход на  познавательное затруднение, которое и должно послужить толчком к изучению нового.

      Данный этап длится 5-7 минут и представляет собой ряд заданий,  выполнение которых подводит учащихся к вопросам, предстоящим изучить на уроке.      

     Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие:

- моделирование учебно-проблемной ситуации;

- формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке;

- планирование учебной деятельности на урок, самоанализ и самоконтроль.

     В своем выступлении хочу остановиться на первой части этапа актуализации знаний – создании проблемной ситуации.

    Задача проблемной ситуации  – привести ученика к затруднению, к осознанию того, что ему недостаточно имеющихся на данный момент знаний. При этом очень важно,  чтобы «знание о незнании» воспринималось детьми как ценность данного урока, их личная необходимость и становилась стимулом для дальнейшего освоения его содержания. 

      В  основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание  или ответить на вопрос учителя и невозможностью этого сделать по причине недостатка знаний. Вывод  учащихся из проблемной ситуации  сопровождается  диалогом, побуждающим детей к осознанию этого противоречия и формулированию темы урока.

      Приведу несколько примеров  создания проблемной ситуации, которые я успешно  использовала на уроках  русского языка на этапе актуализации знаний.

     Урок   в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения».

  Задание учащимся:

- Прочитайте отрывок из стихотворения и  найдите  в нем определения.

                                                    Никто солдату не ответил.

                                                    Никто его не повстречал.

                                                    И только теплый  летний вечер

                                                    Траву могильную качал.                           М.Исаковский

- Укажите, к каким словам относятся данные определения, на какие вопросы отвечают.

- Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову? (Однородные члены предложения)

- Подходят ли слова «теплый», «летний» под определение однородных членов предложения?  (Подходят).

- Тогда почему между ними не стоит запятая? (Затрудняются ответить).

   В ходе данного диалога учащиеся приходят к выводу, что изученное ранее понятие «однородные члены предложения» не подходит для рассматриваемых слов, что вызывает удивление и подводит учащихся к пониманию того, что не все определения могут быть однородными. Далее формулируется тема урока «Однородные и неоднородные определения».

      Урок в 5 классе  «Чередование гласных в корнях –кас-/-кос-».

      На доске записаны слова:  касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться

       Ребятам даю задание выделить в этих словах корни. Они выполняют задание и обнаруживают, что в одних случаях в корне пишется буква «а», в других - буква «о». Далее организую диалог:

- Что вас удивило?

- Корень один, а написания разные.

- Какой у вас возникает вопрос?

- Когда в корне пишем «а», когда – «о»?

- Значит, какова будет тема урока?

  Так подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы.

      Урок в 6 классе по теме «Деепричастие как часть речи».

 На этапе актуализации знаний учащимся даю задание  определить, какой частью речи является выделенное слово в предложении  «Девочка, подпрыгнув, поймала мяч» и обосновать свой ответ:

     Так как учащиеся не знакомы с деепричастием, они могут дать разные ответы:

- Это глагол, потому что обозначает действие.

- Это наречие, потому что можно задать вопрос «как»?

     Далее предлагаю учащимся на основании знания морфологических признаков глагола и наречия  проверить,  является ли это слово глаголом, затем – является ли оно наречием.

В ходе этой работы учащиеся приходят к выводу, что  это совсем новая часть речи. Формулируем  тему урока.

     Урок в 7 классе по теме  «Категория состояния как часть речи»

     Предлагаю учащимся отрывки из стихотворений А. С. Пушкина. Они должны определить, к какой части речи относятся подчеркнутые слова и объяснить, почему:

1) Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка…

2) И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь…

3) -Эй, пошёл, ямщик. – Нет мочи,

Коням, барин, тяжело

     В каждом отрывке подчёркнуто слово «тяжело». Учащиеся сразу скажут, что в первом отрывке это краткое прилагательное среднего рода, во втором – наречие. Так как они ничего не знают о словах категории состояния, то скажут, что в третьем предложении – наречие, а некоторые ответят, что это краткое прилагательное. Указываю на ошибочность ответа. Возникает затруднение, то есть ситуация «разрыва» между знанием и незнанием. Дети сами фиксируют затруднение. С помощью побуждающего диалога подвожу учащихся к осознанию того, что это новая часть речи, с которой им сегодня предстоит познакомиться, и называю тему урока.

        В 5 классе после изучения темы «Буквы о – а в корне –лаг-/-лож-» следует тема «Буквы о – а в корне -раст-/-рос-».

       На этапе актуализации знаний учащимся даю такое задание:

Сл…гаемое, р…стение, предп…ложение, выр…сла, изл…жение, выр…щенный, пол…гать.

Нужно, вставив пропущенные буквы, расположить слова в два столбика: в первом столбике - слова с корнем –лаг-/-лож-, во втором – остальные слова. Учащиеся выполняют задание. Далее проверяю результат выполнения и провожу беседу по вопросам:

- С какими словами вам легче было работать? (Со словами из первого столбика).

- Почему? (Знаем правило правописания данных корней).

- Какое правило вы применили?

- Что у вас вызвало затруднение? (Правописание слов из второго столбика)

- Что мы можем сказать об этих словах? (У них одинаковый корень, в котором тоже пишется то буква «а», то буква «о»)

- Да, у этих слов один и тот же корень, где чередуется «о» и «а», но применимо ли здесь правило, относящееся к корню –лаг-/-лож-? (Нет)

- Значит, над чем мы будем сегодня работать на уроке? (Учащиеся формулируют тему).

      В 6 классе при изучении темы «Устаревшие слова» на этапе актуализации знаний ученикам даю  задание объяснить значение данных  слов:

Ендова, секира, жбан, ветрило

Учащиеся затрудняются выполнить задание.  Тогда показываю картинки с изображением этих предметов и провожу беседу:

- Почему нам трудно было определить значение этих слов? (Потому что эти слова сейчас не используют в речи)

- Почему их не употребляют в речи? (Некоторыми предметами, которые эти слова называют, уже не пользуются, некоторые по-другому называют)

- Когда ими пользовались? (В старину)

- Значит, о каких словах мы будем говорить на уроке?

Формулируется тема урока.

    В заключении хочется еще раз подчеркнуть значимость этапа актуализации знаний. На мой взгляд, он помогает решить очень важную задачу современного образования – формирование универсальных учебных действий. Он позволяет осуществить системно-деятельностный подход, который лежит в основе современного обучения. И наконец, данный этап способствует мотивации ребенка к познанию окружающего мира, демонстрирует ему, что школьные знания – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Система учета знаний учащихся на уроках русского языка

Система учёта знаний на уроках русского языка и литературы...

Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка

Данный материал является докладом с презентацией по теме "Актуализация знаний учащихся на уроках английского языка"В статье раскрываются технологии и методики, используемые на уроке актуализации знани...

Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы

Данный материал рассказывает об использовании учителем тестов на уроках русского языка и литературы...