Проектирование на уроках английского языка
статья по теме

 Чекмарёва Елена Ильинична

 

Образование сегодня – это процесс и результат развития у обучаемых способности к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем на основе использования освоенного социального опыта. Цель, поставленная перед школой, состоит в том, чтобы подготовить выпускников к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Решение проблемы, на мой взгляд, состоит в использовании современных технологий в процессе обучения. Проектирование является одной из наиболее эффективных  подобных технологий, она представляет собой средство активизации познавательной деятельности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Образование сегодня – это процесс и результат развития у обучаемых способности к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем на основе использования освоенного социального опыта. Цель, поставленная перед школой, состоит в том, чтобы подготовить выпускников к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Решение проблемы, на мой взгляд, состоит в использовании современных технологий в процессе обучения. Проектирование является одной из наиболее эффективных  подобных технологий, она представляет собой средство активизации познавательной деятельности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

1. Введение: проектная методика на уроках иностранного языка

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

2.1. Организационный этап

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашем лицее обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК автора М. З. Биболетовой. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;

выбрать оптимальную форму презентации результатов;

составить и обсудить примерный план работы.

2.2. Выполнение проекта

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

2.3. Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

3. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

4. Список литературы

1. Гусельникова Е.В. “Как работает школьный Интернет-класс”, Москва, РАО, 2000

2. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.

3. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

4. Нехорошева А.В.Из опыта работы по проектной методике.// Иностранные языки в школе. – 2002. - № 1.

5. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.

6. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.

7. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2000. №№1-6 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения ИКТ и проектирования на уроках английского языка

Я считаю, что необходимо обязательно ставить перед собой конечные цели урока. В английском языке - это прежде всего речевая активность учащихся, их умение и стремление как можно больше говорить на анг...

Технология проектирования на уроках английского языка

В этой презентации вы узнаете о создании проектов на уроках английского языка, об их реализации и посмотрите один из проектов, сделанный ученицей, на тему "Различия британского и американского языков"...

Проектирование на уроках английского языка

Проектирование на уроках английского языка...

Проектирование современного урока английского языка с учетом требований ФГОС

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, ...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...