Моя педагогическая концепция
статья по английскому языку по теме

Стулова Тамара Александровна

Основные направления в работе учителя английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Образования администрации г.Торжка

                                                       Добро нести, добру учить,  

                         Добиться цели через трудности.

                                                      Любовью истине служить –

                                                   Я называю это мудростью

Моя педагогическая концепция

                                                                 

                                                 Работу выполнила:

                                                                        Учитель английского языка

                                                                МОУ «Средняя школа № 8»

                                                                   Тверской области

                                     Стулова Т.А.

Торжок 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Новые подходы в обучении иностранному языку……....5

Заключение…………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………...14

Приложение

Введение

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. В то же время необходимы люди, которые могут и умеют самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта и культуры.

Современный психолог Виктор Франкл, автор книги «Человек в поисках смысла», написал: «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир».  Сутью гуманитарного образования 21 века становится изучение человека в его отношении к миру и познании самого себя. «Что такое мир, в котором я живу?», «Кто я в этом мире?», «Как мне жить?». Сформировать в сознании современного школьника эти вопросы и помочь ответить на них – вот задача филолога и в частности учителя английского языка.

Основной идеей моей педагогической концепции является то, что как учитель я обязана создать условия для развития и саморазвития не только коммуникативных умений, но и творческих навыков.

Школа для ребёнка – это часть жизни, понимая это, я приучаю своих учеников решать любые проблемы самому, используя личностно – ориентированные и игровые технологии. В результате учащиеся превращают информацию в знания, а знания применяют на практике, чтобы войти в мир реальных человеческих отношений.

Моя задача – учить учащихся видеть себя значимыми, верить в своё предназначение, самореализовываться, быть благородным к прошлому и уважать будущее, которое является залогом человеческой духовности. Это способен совершить не учитель -  урокодатель, а созидатель душ учеников, их наставник и помощник.  Слово «УЧИТЬСЯ» образованно от слов «УЧИТЬ» и «СЕБЯ», значит,  мы сами учимся чему-либо, а  педагог лишь помогает развиваться,  направляя путь саморазвития и самовоспитания, выбранный учеником. Однако нельзя забывать и о том, что, если учитель заряжает своим умением общаться уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью и творчеством, то к этому будут стремиться и его ученики.

Моё кредо по отношению к ученику:

  • Верь в своего ученика;
  • Принимай его таким, какой он есть;
  • Уважай ученика;
  • Радуйся его успехам.

Моё кредо по отношению к себе:

  • Я – педагог;
  • Я не боюсь совершенства: его достичь невозможно;
  • Я всегда готова встать рядом, протянуть руку помощи;
  • Подставить плечи под груз тревог и забот;
  • Дотянуться до мечты;
  • Перешагнуть через усталость и боль;
  • Подняться после неудачи.

Глава 1. Новые подходы в обучении иностранному языку.

 В условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературой предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его нравственных качеств, чувств и эмоций.

Основной целью обучения иностранным языкам является: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому владению языком. Изучая английский язык, мы формируем культуру мира в сознании человека, мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов. Иностранный язык – это не только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать.

Тем не менее, государство заинтересованно в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре.

Став учителем, я поняла, что не каждый ученик имеет способности к языку, но желание и стремление самого ученика могут сделать многое, поэтому главным для меня является – раскрыть способности и разбудить желание в ребёнке изучать английский язык.

Основная цель обучения иностранному языку, которую я стараюсь решить в процессе своей работы – это развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности, приобщение учащихся к другой культуре и познание её через английский язык.

Эффективность любой деятельности, в том числе и педагогической, зависит не только от понимания целей и задач, но и от того, какие средства мы выбираем для их достижения. Даже самые значимые цели теряют свою привлекательность, если процесс обучения не доставляет удовольствия ни ученику, ни учителю, вызывает скуку, не приносит счастья познания себя и окружающего мира.

Причины многих трудностей коренятся в начальном образовании, слабым местом которого остаётся неспособность научить школьников самостоятельно учиться. Иноязычное образование недостаточно готовит учащихся к успешному включению в их иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность формируется у младших школьников в учебной деятельности. Универсальные учебные действия, концепция которых разработана на основе системно-деятелльностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), включены в стандарты начального образования нового поколения, и их формирование является приоритетом современной начальной школы.

В основе успешности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие большую значимость, чем узко предметные знания и умения. Термин универсальные учебные действия означает не что иное, как конкретизацию термина «умение учиться», т. е. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного овладения новым социальным опытом.

Формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.

В соответствии с концепцией универсальных учебных действий в их состав включено четыре блока:

  1. ЛИЧНОСТНЫЙ.
  2. РЕГУЛЯТИВНЫЙ
  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
  4. КОММУНИКАТИВНЫЙ

Личностные действия  - ведущие, поскольку  обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную и социальную ориентацию младших школьников.

Применительно к учебной деятельности при овладении иноязычной речью можно выделить:

  1. Действия в личностном самоопределении.
  2. Действия смыслообразования.
  3. Действия нравственно-этической ориентации.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Действия целеполагания – постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё не известно и предстоит освоить. Такие действия формируются через выполнение заданий типа:

  • Посмотрите на задания и картинки урока и догадайтесь, что вы научитесь сегодня делать.
  • Посмотрите на задания к домашним упражнениям и скажите, чему вы будете учиться дома и т.д.

Действия планирования формируются через выполнение заданий на составление различного рода плана при работе над текстом по аудированию или чтению, при подготовке устного монологического и диалогического высказываний.

Действия прогнозирования формируются через выполнение заданий:

  • Посмотрите на заголовок рассказа и скажите, о чём будет идти речь.
  • Прочитай последний параграф истории и догадайся, что произошло с главным героем.
  • Послушайте и придумайте конец рассказа.

Действия прогнозирования уровня своих умений аудированию, говорения, чтения и письма формируются с помощью инновационной технологии «Европейский Языковой Портфель».

сводятся к следующим действиям:

  • Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. « А какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один предмет, а где много?»
  • Действия по поиску и выделению необходимой информации.
  • Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого  высказывания.
  • Действия по выбору языковых средств.
  • Действия, связанные с рефлексией.

Коммуникативные действия обеспечивают  социальное взаимодействие, включающее учёт точек зрения позиции партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном  обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников  и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Формирование универсальных учебных действий школьников является одним из самых действенных путей развития ученика как субъекта учебной деятельности.  

Учитывая психологические возможности развития восприятия, внимания, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе я отвожу большое место игровым формам работы. Игра – это один из стимулов к овладению языком. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Игра укрепляет уверенность в себе. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задания – всё это даёт возможность преодолеть стеснительность. Игра предполагает активное участие всех учащихся.

Проведение игры может преследовать разные цели. Так, они проводятся для систематизации знаний и совершенствования навыков учащихся. Так же игры могут проводиться как текущий контроль на завершающем этапе при изучении различных тем, когда у учащихся есть необходимый запас слов, и они получили необходимую информацию по теме. Помимо этого, игры используются для снятия напряжённости, монотонности при отработке языкового материала. Игры  стимулируют развитие у учеников способности догадываться о значении слов, выражений, грамматических структур.

       В зависимости от материала, на отработку которого они направлены, игры можно подразделить на:

  • Фонетические;
  • Лексические;
  • Грамматические;

Также игры могут быть состязательными – в которых игроки соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели; и кооперативными, когда игроки идут вместе к общей цели. Особое место занимают ролевые игры, коммуникативные игры, которые моделируют реальную ситуацию общения.

На начальном этапе обучения целесообразно использовать игры соревнования, направленные на накопление словарного запаса, овладение грамматическими структурами, фразами – клише, используемые в разных ситуациях.

На следующих этапах игровая деятельность усложняется. Когда уровень языковой подготовки учащихся повышается, то становится целесообразно применять сюжетно – ролевые игры. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда возникает потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

Ролевая игра по сложности должна соответствовать уровню знаний  учащихся. Если этого не учесть учащиеся могут перейти на родной язык. Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения языку. Возможность свободно делать ошибки скорее способствует обучению, нежели сдерживает его. Ошибки исчезают по мере приобретения опыта и роста уверенности в себе. Основной акцент в такой игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь.

Широкие возможности для активизации процесса работы над языковыми явлениями даёт языковая сказка. Можно традиционно объяснить грамматические правила с использованием таблиц, вводить лексические единицы, выписывая их на доске, объяснять артикуляцию звуков. Этот приём вряд ли может вызвать интерес к изучаемому предмету, а также к хорошему пониманию и запоминанию. Ребёнок просто встаёт на путь копирования, подражания и заучивания. А вот, если изложить этот материал в виде сказки и помочь ребёнку создать «чувственный образ» изучаемого материала, то достигается определённость и осознанность знания.

При обучении грамматике в начальной школе я пользуюсь приёмами  сознательного подхода, т.е. учебный материал проходит осмысление, пропускается через когнитивные механизмы. Например, для того чтобы ребёнок мог правильно построить предложение “I like apples.” Рисую на доске модель высказывания:

        to              

Для образования формы глагола в 3-ем лице единственного числа в настоящем времени применяется следующая модель высказывания: “He likes apples”:

                                   to

Дети строят свои высказывания сначала с опорой на модель, а затем без них. При данном подходе используется взаимодействие приёмов в русле интуитивного и когнитивного характера в обучении.

В данном случае грамматическое моделирование используется как приём формирования основы грамматических действий учащихся. Моделирование реализует следующие её функции:

  • ОБОБЩАЮЩУЮ (модель выступает как обобщённый образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением;
  • ПЛАНИРУЮЩУЮ (с опорой на модель можно самостоятельно конструировать фразы,  и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру);
  • КОНТРОЛИРУЮЩУЮ (если допускается ошибка, ребёнок может самостоятельно с опорой на модель найти её и устранить).

В качестве компонентов модели используются  геометрические фигуры. В целом модель иллюстрирует морфолого – семантические связи на уровне предложения. Компоненты модели могут использоваться как в составе модели, так и изолированно.

В старшем и среднем звене достичь поставленные цели удаётся через диалоги, дискуссии, парную и групповую работу, учитывая при этом индивидуальный подход через индивидуальные разнообразные задания, беря во внимание способности учащихся. Широко на своих уроках я использую обучение в сотрудничестве, проектную деятельность, проблемные задания. Они помогают приблизить учащихся к реальным ситуациям, тогда знание иностранного языка становится оправданным.

Метод театрализации – ещё одно эффективное средство обучения, которое я использую в своей работе на всех этапах обучения иностранному языку. Данный метод позволяет нам организовать совместное дело, в процессе которого изучаемый язык органично вливается в деятельность и сопровождает её естественным образом.

Театрализованные постановки, конечно, не являются самоцелью, а лишь служат «помощниками» для усвоения пройденного материала, создавая ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережают языковые возможности детей, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи.

Ценность театрального творчества следует видеть не только в результате, но и в самом процессе. Работа над спектаклем создаёт почву для развития личностных качеств. Через месяц репетиций перед нами уже другие учащиеся: более ответственные, внимательные, эмоционально раскрепощённые и, несомненно, более мотивированные.

Таким образом, приступая к постановке спектакля на английском языке, свою основную задачу я вижу не в том, чтобы превратить школьника в артиста, а в том, чтобы использовать средства театрально – исполнительского искусства в целях формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.

Педагогическое  мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Внедрение ИКТ в процесс иноязычного образования является сегодня приоритетным направлением, актуальность которого определяется необходимостью решения общегосударственных проблем:

  • Соответствие мировым тенденциям развития инновационного образования;
  • Модернизация экономики;
  • Удовлетворение социального заказа общества.

Компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку. Основными преимуществами ИКТ являются:

  • Создание условий для самообучения;
  • Обеспечение условий вариативности обучения;
  • Высокая степень аутентичности;
  • Создание новой обучающей среды;
  • Возможность автоматизированного контроля, более объективное оценивание знаний и умений;
  • Значительное повышение  мотивации обучения.

Информационные технологии для меня выступают как средство активного включения учеников в увлекательный процесс сотворчества в условиях педагогического общения УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – КОМПЬЮТЕР, обогащая методику сотворчества плодотворными открытиями и находками, особенно когда это касается процесса индивидуализации обучения, развития лингвострановедческой и коммуникативной компетенции учащихся.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимидийных программ позволяет полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимидийные конспекты – презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с дублированием учащимися на своих рабочих местах.

Важным аспектом использования ИКТ на моих уроках является проектная деятельность. Мультимидийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют ИНТЕРНЕТ для сбора материала для презентации. Можно провести урок, подготовив для этого мультимидийную презентацию с  ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эта презентация используется во время проведения разных форм уроков или как мультимидийное пособие для самостоятельной работы учеников. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретённых знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную значимость.

Далее хочу остановиться на вопросе развития у учащихся дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ  является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим учащимся облегчает процесс правильного написания. И в дальнейшем эти записи использовать для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Каждый из рассмотренных приёмов заслуживает внимания. В своей работе я придерживаюсь правила «золотой середины». Я считаю, что во всём должна быть мера, и, что только грамотное и рациональное использование данных приёмов может дать положительный результат.  

Список литературы

  1. М.З.Биболетова  «Особенности итоговой оценки для достижения планируемых результатов по английскому языку »,

ИяШ  № 5, 2010 год.

  1. Н.Г.Забродина  «Игра как средство развития интереса к изучению французского языка»,  ИяШ  № 4, 2010
  2. Е.А. Белянко «Использование приёма драматизации при обучении иностранному языку», ИяШ № 5, 2010
  3. Г.А. Китайгородская « Инновации в образовании  - дань моде или требование времени», ИяШ № 2, 2009
  4.  Ж-л «English», №13  август 2011, ст. «Использование метода театрализации в обучении школьников»
  5. Ж-л «English», №15  октябрь 2011, ст. «Игра как способ мотивации учеников при изучении английского языка»
  6. Л.И. Логинова «Как помочь ребёнку заговорить по- английски»: Владивосток,2002  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...