Использование аутентичных материалов по спецпредмету "Информационные технологии"
статья (английский язык) по теме
Как подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся пространстве? Погружение в языковую среду является средством достижения коммуникативной компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_autentichnykh_videomaterialov.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.К. Улезко
(г. Георгиевск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
ПО СПЕЦПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Одним из приоритетных направлений образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором значительно ускоряется процесс появления новых технологий, знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является, погружение обучаемых в языковую среду, создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).
Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа – носителя языка, к реалиям современного мира. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, схем, текстов, звукозаписей и т.п.). К сожалению, не уделяется должного внимания обсуждению текущих новостей (политического, экономического и социокультурного характера). Это, на мой взгляд, могло бы способствовать повышению мотивации учащихся и сделать данный этап занятия интерактивным.
УМК “Information Technology” (авторов E.H. Glendinning, J. McEvan издательства “Oxford University Press”) построен на принципах коммуникативной направленности обучения с добавлением методики проблемных заданий, которые поощряют школьников комбинировать растущие знания английского языка с знаниями в области ИКТ.
Объем знаний и умений по английскому языку, заложенный в этом УМК, сориентирован на общеевропейский стандарт, в соответствии с которым предполагаются весьма обширные и достаточно глубокие знания в области лексики и грамматики, достаточно высокий уровень владения умениями и навыками аудирования, говорения, чтения и письма, технического перевода.
Сегодня информативный аспект методической аутентичности является одним из определяющих при отборе учебного материала. Характер восприятия текста на слух в значительной мере определяется тем, насколько содержание текста доступно пониманию слушающего, насколько ему близка и интересна тема. Учащимся предлагаются тексты, содержащие значимую для них информацию: интересные факты, новинки техники, технические устройства будущего и др.
На уроке информационных технологий в школе информация – не самоцель, а средство повысить мотивацию обучаемых, вызвать заинтересованность в понимании содержания услышанного. Текст можно признать информативно аутентичным, если он вызывает естественный интерес у слушателя. Ролики новостей компании “EURONEWS” раздела SCI-TECH подразделов space, futuris, hi-tech, science, fly (http://euronews.net) вызывают интерес как у успешных так и у не всегда успешных учащихся.
Включение в урок по данному УМК видеосюжета не занимает много времени (ролик длится около 2 минут), но настраивает на выполнение учебных задач.
Вот некоторые из просмотренных видеороликов:
- Revolutionary mobile phone. Flexible, solar-powered and with a sense of smell. That could be the future of a new mobile phone called the Morph, which works like a spider's web.
- Simplicity in Laptops. At "Cebit" technology exhibition in Hannover, simplicity is the latest buzzword in laptops. And an exercise bike with genuine smells of the countryside.
- Bach's real likeness recreated in 3D. A number of eighteenth century paintings claim to be a portrait of Johann Sebastian Bach, but only one of them was actually realized with the composer sitting as a real life model. Now, in order to settle the dispute over what the composer looked like, a state-of-the art 3D computer rendering of his head has been made at Dundee University in Scotland.
- CEBIT: Making IT green. Europe's most important electronics fair, CEBIT in Hanover, has been showcasing the industry's ideas on making IT more environmentally friendly. And among the ideas: using waste heat from computers to warm office buildings, and the laptop made from bamboo.
- UK scientists breakthrough on embedded processors. Engineers at the University of Leicester in the UK have developed new software to improve the safety of embedded processors. These tiny computers, which are found in countless thousands of everyday items, control everything from washing-machines to jet airliners, MP3 players to car-braking systems.
- Hubble's Successor in Space. The space telescope Hubble is about to celebrate 18 years in orbit. But it will only have one more service before its gigantic successor takes over. In 2013, the James Webb Space Telescope, using infrared, will allow us to look far more deeply into the past.
- How GPS systems uncover mysteries of time and light. What could be more simple than to follow a route with GPS. However, before that, there are quite a lot of corrections to achieve precision. Scientists have discovered that these minute errors can transform into data for their research.
В видеосюжетах привлекает аутентичность оформления (так называемые environmental clues): шум транспорта, разговоры прохожих, голос интервьюируемого на иностранном языке, звонки телефона, музыка, индивидуальные особенности предъявления речи (мужчина, женщина, дети), диалект, артикуляция (дефекты речи, дикция, тембр). С одной стороны, они мешают функционированию механизмов аудирования, с другой – это помогает лучше понять характер предлагаемых обстоятельств, облегчает понимание коммуникативной задачи текста, установления его связи с реальностью, формирует навыки восприятия иноязычной речи на фоне разнообразных помех, с которыми мы неизбежно сталкиваемся в повседневной жизни. Зрительные образы сложных, а часто несуществующих в быту устройств, облегчают понимание их технических характеристик.
Таким образом, анализ критериев аутентичности учебного видеотекста показывает, что они проступают во всех компонентах коммуникативной компетенции:
– использование аутентичной лексики, фразеологии и грамматики, аутентичность произносительной стороны речи – лингвистическая компетенция;
– адекватность используемых языковых средств в предлагаемой ситуации – социолингвистическая компетенция;
– отражение особенностей культуры и национальной ментальности носителей языка – социокультурная компетенция;
– информативная и эмоциональная насыщенность, стимулирующая желание вступить в общение – социальная компетенция.
– связность текста – дискурсивная компетенция; организация общения после прослушивания текста предполагает развитие умения строить собственное высказывание, логичное по форме и содержанию, и находить эффективные стратегии для решения заданной коммуникативной задачи – стратегическая компетенция.
После просмотра учащимся предлагаются письменные и устные задания. Примерами письменных заданий могут служить следующие:
1. Watch this piece of news about a virtual changing room. Below are some notes taken by someone while watching. Complete the notes by listening twice to this piece of news.
2. Watch this piece of news about Sergio Ivanier’s smart house. Answer the following questions.
3. Watch this piece of news about the revolutionary smart phone. Mark the following statements as true, false or don’t know.
4. Watch this piece of news about intelligent goggles. Below are some notes taken by someone while watching. Change the wrong words in the text.
Примеры устных заданий:
Give instructions to соntrol the robot (задание выполняется при повторном просмотре в режиме «звук отключен».
Comment on the video “E-paper” and answer the questions of the viewers.
Наиболее часто используемое устное задание:
Work in groups. Make a list of advantages and disadvantages of using this gadget.
Регулярное и методически целесообразное использование аутентичных аудиоматериалов эффективно формирует у учащихся коммуникативную компетенцию как способность и готовность взаимодействовать в межкультурном общении. Поэтому необходимо повышать удельный вес и значимость аудирования аутентичных текстов в современном учебном процессе. Важно включать в современные УМК набор аутентичных видеоматериалов при прохождении каждой учебной темы.
Библиография
1.Программа общеобразовательных учреждений Министерства Образования Российской Федерации по иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1998.
2. Glendinning E.H. McEvan J.“Information Technology”. Teacher’s Guide - “Oxford University Press” 2002.
3. Носонович Е.В. Методическая аутентичность. – ИЯШ. – 2000. – № 1.
4. Мильруд Р.П., Гончаров А.А. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста. - ИЯШ. – 2003. – № 1.
5. Базина М.П. Аудирование: с чего начать? – Коммуникативная методика. – 2004. - №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средства формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения».
статья о применении аутентичных материалов и разработка урока...
Использование аутентичных материалов в целях повышения мотивации учащихся к участию в диалоге культур
В работе представлен опыт использования дополнительных аутентичных материалов на уроках английского языка в 9-х классах, прослеживается связь этой практики с повышением мотивации школьников к участию ...
Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как виду речевой деятельности.
Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества, как и его цели и задачи. Но провозглашаемые практические (коммуникативные) цели обучения, предполагающие овладение ино...
Использование аутентичных материалов в обучении английскому языку
Использование оригинальных (произведенных в стране изучаемого языка) текстов, учебников, песен, фильмов, газет в обучении английскому языку...
Использование аутентичных материалов на уроках английского языка.
Статья содержит материал, как использовать аутинтичный материал на уроках английского языка...
Использование аутентичных материалов из газет и журналов на уроках иностранного языка как средство повышения коммуникативной компетенции учащихся.
Статья о повышении коммуникативной компетенции обучающихся с помощью аутентичных текстов, взятых из периодических изданий. Варианты организации работы над газетной или журнальной статьёй на уроках ино...
Использование аутентичных материалов на уроках английского языка в старшей школе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21784252","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...