Статья «Использование материалов школьного музея на уроках истории»
статья по истории на тему

Королёва Елена Викторовна

Сталья содержит обобщение личного опыта педагога по использованию материалов школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование материалов школьного музея на уроках истории.

        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает его гуманистический характер. Естественно, что на уроки гуманитарного цикла ложится особая ответственность за воспитание патриотизма, гражданственности, взаимоуважения и ответственности. Уроки истории – это одна из возможностей для учащихся соприкоснуться с прошлым и почувствовать, что это история государства, гражданином которого ты являешься.

        История нашей школы чрезвычайно интересна. Она началась в 1934 году с открытия школы для переростков, в рамках государственной программы Советской России по ликвидации безграмотности, позднее она была преобразована в восьмилетнюю, а затем в среднюю школу. Но наша школа имеет свою предысторию и начинается она уже в XVIII веке с появлением первого на месте будущего ее адреса здания. Уже одно расположение нашей школы в центре Санкт-Петербурга в особняке Гинцбургов предполагает ее участие во многих эпохальных событиях страны: от строительства Санкт-Петербурга до трех революций, от падения самодержавия до Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, от послевоенного восстановления до перестройки и рождения Российской Федерации. Именно отражение этих событий в материалах школьного музея дает возможность учителю использовать их на уроках истории, а ученикам глубже понять прошлое при изучении тем:

- Северная война. Строительство Санкт-Петербурга.

- Дворцовые перевороты.

- Революция 1905-1907 гг.

- Февральская революция.

- Октябрьская революция.

- Культура, идеология и духовная жизнь советского общества в 1917-1930-е гг. («Культурная революция»)

- Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.

- Повседневная и духовная жизнь в СССР в 1946-1953 гг.

- Советское государство и общество в условиях «перестройки».

        На уроках мы часто применяем метод предметной наглядности, с целью усилить восприятие учебного материала. При использовании этого метода представления и понятия учеников  формируются не столько на основе рассказа учителя, сколько на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Это помогает не просто знать даты и события, имена исторических личностей и исторические памятники, но и сформировать образные представления и понятия об историческом прошлом. Если при этом используются экспонаты школьного музея, у учащихся не только формируются образные представления, но и возникает чувство сопричастности к историческим событиям. Это является хорошей базой для логического перехода от знакомства  с экспонатами к обобщениям и выводам, которые необходимо сделать на уроке.

        Кроме того, вещественные и документальные материалы музея помогают учителю выразить социальные отношения прошлого, передать их конкретное проявление, а ученикам помогают понять эти отношения.

        Ну и наконец, работа с материалами музея развивает навык анализа исторических письменных источников: документов, писем, мемуаров, архивных справок.… И как правило, интерес к исследовательской работе. Совсем недавно, в апреле 2016 года,  мы поздравляли нашу ученицу, Михееву Марианну, которая стала победителем Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество». В своем исследовании Марианна представила результаты своей трехлетней работы по изучению истории здания, в котором находится школа № 204, истории семьи его владельцев, баронов Гинцбургов.

        Работа с материалами школьного музея на уроках истории, во внеклассных мероприятиях выполняет весомую моральную функцию -  знания школьной истории воспитывают гордость за школу, понимание того, что история школы – это часть истории страны, за которую все мы несем ответственность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.

Использование материалов школьного  музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы»....

Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.

Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....

статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"

Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....

Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"

Презентация является сопровождением к статье "Использование  технологии критического мышления на уроках истории"...

Использование материалов школьного музея на уроках информатики

Интеграция информатики и школьного музея...

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....

«Использование материалов школьного музея в урочной деятельности»

К.Д.Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, он связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка...