Методы обучения учащихся, имеющих низкую мотивацию к изучению предмета
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого является мотивация учебной деятельности.

 

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

 

Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность. Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

 

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к предмету и учителю.

 

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. С этой целью я провожу диагностику сформированной мотивации у учащихся.  Выбор группы определяется, прежде всего, тем, что именно в этот период чаще всего снижает результативность учебной деятельности отдельных учеников.

 

С этой целью проводится анкета

Анкета

 

Продолжи предложения.

Мне нравится на уроке…

Мне мешает на уроке…

Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

 

Отвечая на вопросы, учащиеся смогли более осознанно понять своё участие в учебном процессе.

 

Анализ анкеты показывает, что ученики понимают значение урока, роль учителя и свою на уроке. Они чётко отметили, что им нравится на уроках, что мешает получать знания; некоторые пытаются изменить своё отношение к учёбе. Из анкеты видно, что учащиеся обращают внимание на общение учителя с ними.

Признаки низкой мотивации:

 

Слабая заинтересованность в учёбе

Нацеленность лишь на оценку

Неумение ставить цели

Неумение преодолевать трудности

Отрицательное отношение к предмету

 

 

 

Главным условием для формирования положительной мотивации является сам урок. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

 

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса

создание нестандартных ситуаций на уроке

демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке

умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя

умение хвать любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

 

Для положительной мотивации учащихся, я часто делю их на три группы по уровню способностей.

 

Группа С - ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.

 

Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.

 

Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.

 

На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.

В ходе занятий школьники овладевают новыми знаниями, применяя их в нестандартных ситуациях; рассматривают разные методы решения задачи и выбирают оптимальный.

 

Я особо рассматриваю вопрос о влиянии педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Школьники на разных уроках выполняли обычные для них учебные задания. После того как работа заканчивалась, каждому из них предлагалось ее проверить и самому выставить за нее заслуженную оценку. Выяснилось, что уже на первоначальном этапе учения отстающие дети склонны переоценивать результаты своего учебного труда. Часть из них обнаруживала тенденцию к недооценке. Материалы, полученные в экспериментах, наблюдения и беседы с этими детьми свидетельствуют о том, что выявленная динамика развития их самооценки детерминирована не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий учителя и учеников.

 

Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

 

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

 

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_obucheniya_uchashchihsya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обучения учащихся, имеющих низкую мотивацию к изучению предмета

Учитель истории и обществознания Баринова Т.А.

 

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого является мотивация учебной деятельности.

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность. Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к предмету и учителю.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. С этой целью я провожу диагностику сформированной мотивации у учащихся.  Выбор группы определяется, прежде всего, тем, что именно в этот период чаще всего снижает результативность учебной деятельности отдельных учеников.

С этой целью проводится анкета

Анкета

Продолжи предложения.

Мне нравится на уроке…

Мне мешает на уроке…

Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Отвечая на вопросы, учащиеся смогли более осознанно понять своё участие в учебном процессе.

Анализ анкеты показывает, что ученики понимают значение урока, роль учителя и свою на уроке. Они чётко отметили, что им нравится на уроках, что мешает получать знания; некоторые пытаются изменить своё отношение к учёбе. Из анкеты видно, что учащиеся обращают внимание на общение учителя с ними.

Признаки низкой мотивации:

Слабая заинтересованность в учёбе

Нацеленность лишь на оценку

Неумение ставить цели

Неумение преодолевать трудности

Отрицательное отношение к предмету

Главным условием для формирования положительной мотивации является сам урок. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса

создание нестандартных ситуаций на уроке

демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке

умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя

умение хвать любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Для положительной мотивации учащихся, я часто делю их на три группы по уровню способностей.

Группа С - ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.

Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.

Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.

На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.

В ходе занятий школьники овладевают новыми знаниями, применяя их в нестандартных ситуациях; рассматривают разные методы решения задачи и выбирают оптимальный.

Я особо рассматриваю вопрос о влиянии педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Школьники на разных уроках выполняли обычные для них учебные задания. После того как работа заканчивалась, каждому из них предлагалось ее проверить и самому выставить за нее заслуженную оценку. Выяснилось, что уже на первоначальном этапе учения отстающие дети склонны переоценивать результаты своего учебного труда. Часть из них обнаруживала тенденцию к недооценке. Материалы, полученные в экспериментах, наблюдения и беседы с этими детьми свидетельствуют о том, что выявленная динамика развития их самооценки детерминирована не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий учителя и учеников.

Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению"

Данный материал - попытка найти путь решения одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - повышение мотивации к учению учащихся...

Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы

мастер- класс  показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...

план работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению

план работы с учащимися 9 класса Шишкеевской СОШ, имнеющими низкую мотивацию к обучению...

Доклад на тему "Система работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию к обучению"

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению...